Ко мне часто попадают детки начальной школы. После 3-4 развивающих занятий с некоторым из них я иногда радостно сообщаю родителям:
- Сегодня он/она, наконец, села за стол и прозанималась за ним 6 минут!
И родители удивляются: «Как? Она до этого не садилась? Надо было заставить! В школе сидит». Да, в школе заставляют, репетиторы усаживают и долго втолковывают материал. На дополнительных занятиях ребенка «строят». Достаточно много мест, где ребенка «заставляют», зачастую подавляя его волю.
У меня иная задача. Мне важно, чтобы ребенок сам сел за стол исключительно по моей просьбе. Важен сам процесс произвольного следования инструкции, включения волевого усилия над собой. Кто не мечтает, чтобы ребенок выполнял требования с первого раза? Собирал портфель, убирался в комнате, делал уроки? Вот тут и встает вопрос мотивации и волевого усилия – делать то, что не хочется или неинтересно, а надо.
Моя цель – так сказать «взрастить» внутреннюю мотивацию, развить эмоционально-волевую сферу. На занятии важно, чтобы ребенок мог произвольно собрать себя в кучку и усадить за стол - и не просто усадить, но и что-то делать по моей инструкции (без повышения голоса или угроз).
Привычные к жестким требованиям и строгости, детки не спешат выполнять просьбы, озвученные спокойным тоном. И тогда задачей становится достучаться до ребенка, дать ему какую-нибудь нематериальный стимул для занятия и включения внимания. Таким стимулом становится «его время».
Занятия строится следующим образом.
Сначала ребенок выполняет 2-3 моих задания, любых – от игры с мячом до зачеркивания определенных букв на бланке, сложность возрастает по мере готовности ребенка заниматься. Всегда считаю детские достижения – в какой момент сел, на каком занятии, сколько прозанимался за столом по моей просьбе, сколько раз отвлекался и т.д. С каждым занятием время увеличивается, то есть у ребенка появляются целенаправленные волевые усилия.
Далее следует «вознаграждение» - свободная деятельность в кабинете. Ребенок получает как бы нематериальное вознаграждение за то, что проявил усердие. По правилам «свободной деятельность» дети могут выбрать любую игру, занятие, дело. Можно ничего не хотеть, можно ходить по кабинету, поочередно трогая разные предметы; можно рисовать или лепить, петь, можно сидеть на стуле в ожидании конца занятия. Это полностью его время, он его заслужил. Некоторые подходят, говорят, что хотят поговорить или поиграть со мной. И это тоже можно.
- Ладно, давай – о чем ты хочешь поговорить, во что поиграть? Это твое время, ты волен им распоряжаться, как хочется. Только что половину занятия ты выполнял мои задания, теперь наступает твое время.
В голове ребенка начинает складываться цепочка: «я потрудился, делал что-то неинтересное – зато теперь получаю удовольствие от того, что делаю, что хочу». Так он научается себя поддерживать и награждать за труд.
Это и есть работа с мотивацией. И да – это не быстро. Учиться писать, строчка за строчкой – не быстро, но за ребенка это никто не сделает. Учиться читать – не быстро, но необходимо, как и освоение прочего школьного материала. Также и мотивация – не быстро, зато результат того стоит.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.