|
Скоро в школу. Трудности в обученииАвтор статьи: Пехов Антон Юрьевич
Онтогенетическое развитие ребенка предполагает переход через различные стадии, сопровождающиеся возрастными кризисами. Отечественной психологии в развитии ребенка оперирует такими понятиями как: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразование, кризис. Каждому этапу развития характерна своя уникальная социальная ситуация развития. Это такие условия, в которых происходит взаимодействие ребенка с взрослым. Психофизиологическое созревание ребенка заставляет ребенка менять стиль общения с взрослым через так называемые возрастные кризисы. Революция внутри ребенка как ответ на сложившуюся социальную ситуацию, которую он перерос. Минуя все предшествующие стадии, остановимся на школьном периоде. Этот период в литературе обозначен как кризис семи лет. Здесь идет полная перестройка сознания ребенка. От беспечного существования дошкольника до резкого перехода в мир требований, режима и ограничений. Конечно, подготовка к будущей школе помогает ребенку справиться с новой социальной ситуацией. И здесь очень важно, чтобы он мог получить психологическую поддержку от родителей. Говоря о вхождении ребенка в новые условия, наряду с психологической стороной, необходимо учесть и когнитивные возможности ребенка данного возраста. Зачастую эмоциональные проблемы порождены проблемами школьной неуспеваемости. А, в свою очередь, школьные неуспехи могут иметь психофизиологическую причину в созревании ребенка. Здесь мы переходим непосредственно к главной теме данной статьи. Нейропсихология - сравнительно молодая, но имеющая большой запас научных достижений, отечественная наука. Наука о мозговой организации высших психических функций. В наши дни нейропсихология широко внедряется в систему школьного образования. Это обусловлено рядом объективных причин: возросшее количество неуспевающих детей, повышенные требования к готовности обучения ребенка в школе, увеличивающийся темп деятельности школьника, а также общие для популяции снижение физического и психического здоровья детей. Для решения этих и других проблем свой вклад вносит нейропсихология, и в частности, одно из ее направлений, нейропсихология детского возраста. Психические функции не даны ребенку с рождения. Их необходимо развивать извне. По мере взросления ребенка развивается и его мозг, и каждой психической функции соответствует свой срок созревания отделов коры головного мозга. И только при созревании этих отделов мозга и внешней востребованностью возможно развитие той или иной психической функции. Поясню на примере речи. Как известно речь формируется от 1,5 до 3 лет. В этот период мозг (а именно височные отделы левого полушария) наиболее чувствителен к обучению речи. Но если взрослые не учат ребенка говорить, то эти зоны мозга так и останутся недейственными. Поэтому всему свое время. Основатель нейропсихологии и автор модели трех основных блоках мозга А.Р. Лурия развивал представления о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов. Мозг делится на 3 функциональных блока: 1 блок - энергетический (ствол мозга и подкорка), наиболее древний. Он формируется еще внутриутробно. Это аккумулятор нашего поведения. При недоразвитии или повреждения этого блока ребенок слаб, не энергичен, быстро утомляем. 2 блок - это наше зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения, пространственное восприятие. При отставании этого блока у ребенка плохо развивается речь, предметное восприятие (это не острота зрения), пространственное восприятие. 3 блок – пожалуй, самый важный для человека. Это дирижер всех наших психических функций и поведения в целом. Это внимание, понимание инструкции, удержание задания, контроль за деятельностью, оценка результатов. Этот блок созревает очень поздно к 18-21 годам (у некоторых он совсем не созревает!). Хорошо знакомое слово "воспитание" как раз относится к этому блоку мозга. Осуществление психической функции обеспечивается работой всего мозга, в который входят различные звенья. И выпадение какого-нибудь звена будет спецификой в нарушении функции. Например, ошибки при письме могут носить проблемы с фонематическим распознаванием слов, с проблемами пространственного обозначения или нарушением саморегуляции поведения. Казалось бы нарушается одна функция, но каждый раз по-разному. Характер нарушения психической функции важен для дальнейшей коррекционной работы. Наш первоклассник может столкнуться с различными подобными проблемами в обучении: трудности письма, чтения, счета, речи, поведения. И каждый раз каждую проблему нужно проанализировать (диагностировать) и выявить нарушенное звено. Необходимо ответить, что данные затруднения относятся к норме, а также необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности ребенка. Эти затруднения необходимо вовремя распознать и скорректировать. Именно своевременное исправление будет залогом дальнейшего благополучного развития вашего ребенка. Именно этим и занимается нейропсихологическая диагностика и коррекция. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|