Скоро в школу. Трудности в обучении

Автор статьи: Пехов Антон Юрьевич

   Онтогенетическое развитие ребенка предполагает переход через различные стадии, сопровождающиеся возрастными кризисами. Отечественной психологии в развитии ребенка оперирует такими понятиями как: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразование, кризис. Каждому этапу развития характерна своя уникальная социальная ситуация развития. Это такие условия, в которых происходит взаимодействие ребенка с взрослым. Психофизиологическое созревание ребенка заставляет ребенка менять стиль общения с взрослым через так называемые возрастные кризисы. Революция внутри ребенка как ответ на сложившуюся социальную ситуацию, которую он перерос.

   Минуя все предшествующие стадии, остановимся на школьном периоде. Этот период в литературе обозначен как кризис семи лет. Здесь идет полная перестройка сознания ребенка. От беспечного существования дошкольника до резкого перехода в мир требований, режима и ограничений. Конечно, подготовка к будущей школе помогает ребенку справиться с новой социальной ситуацией. И здесь очень важно, чтобы он мог получить психологическую поддержку от родителей.

   Говоря о вхождении ребенка в новые условия, наряду с психологической стороной, необходимо учесть и когнитивные возможности ребенка данного возраста. Зачастую эмоциональные проблемы порождены проблемами школьной неуспеваемости. А, в свою очередь, школьные неуспехи могут иметь психофизиологическую причину в созревании ребенка.

   Здесь мы переходим непосредственно к главной теме данной статьи.

   Нейропсихология - сравнительно молодая, но имеющая большой   запас научных достижений, отечественная наука. Наука о мозговой организации высших психических функций.

   В наши дни нейропсихология широко внедряется в систему школьного образования. Это обусловлено рядом объективных причин: возросшее количество неуспевающих детей, повышенные требования к готовности обучения ребенка в школе, увеличивающийся темп деятельности школьника, а также общие для популяции снижение физического и психического здоровья детей.

   Для решения этих и других проблем свой вклад вносит нейропсихология, и в частности, одно из ее направлений, нейропсихология детского возраста.

   Психические функции не даны ребенку с рождения. Их необходимо развивать извне. По мере взросления ребенка развивается и его мозг, и каждой психической функции соответствует свой срок созревания отделов коры головного мозга. И только при созревании этих отделов мозга и внешней востребованностью возможно развитие той или иной психической функции. Поясню на примере речи. Как известно речь формируется от 1,5 до 3 лет. В этот период мозг (а именно височные отделы левого полушария) наиболее чувствителен к обучению речи. Но если взрослые не учат ребенка говорить, то эти зоны мозга так и останутся недейственными. Поэтому всему свое время.

   Основатель нейропсихологии и автор модели трех основных блоках мозга А.Р. Лурия развивал представления о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов. Мозг делится на 3 функциональных блока: 1 блок - энергетический (ствол мозга и подкорка), наиболее древний. Он формируется еще внутриутробно. Это аккумулятор нашего поведения. При недоразвитии или повреждения этого блока ребенок слаб, не энергичен, быстро утомляем. 2 блок - это наше зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения, пространственное восприятие. При отставании этого блока у ребенка плохо развивается речь, предметное восприятие (это не острота зрения), пространственное восприятие. 3 блок – пожалуй, самый важный для человека. Это дирижер всех наших психических функций и поведения в целом. Это внимание, понимание инструкции, удержание задания, контроль за деятельностью, оценка результатов. Этот блок созревает очень поздно к 18-21 годам (у некоторых он совсем не созревает!). Хорошо знакомое слово "воспитание" как раз относится к этому блоку мозга.

   Осуществление психической функции обеспечивается работой всего мозга, в который входят различные звенья. И выпадение какого-нибудь звена будет спецификой в нарушении функции. Например, ошибки при письме могут носить проблемы с фонематическим распознаванием слов, с проблемами пространственного обозначения или нарушением саморегуляции поведения. Казалось бы нарушается одна функция, но каждый раз по-разному. Характер нарушения психической функции важен для дальнейшей коррекционной работы.

   Наш первоклассник может столкнуться с различными подобными проблемами в обучении: трудности письма, чтения, счета, речи, поведения. И каждый раз каждую проблему нужно проанализировать (диагностировать) и выявить нарушенное звено.

   Необходимо ответить, что данные затруднения относятся к норме, а также необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности ребенка. Эти затруднения необходимо вовремя распознать и скорректировать. Именно своевременное исправление будет залогом дальнейшего благополучного развития вашего ребенка. Именно этим и занимается нейропсихологическая диагностика и коррекция.



Просмотров: 313
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как запреты и полная свобода влияют на развитие мозга ребенка
  • Развитие мозга ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Сенсорные потребности и развитие ребенка. Тактильное восприятие.
  • Нервная система и рефлексы новорожденного. Ощущения и восприятие ребенка
  • Развитие речи ребенка
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Моторика ребенка и развитие речи
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Криминализация разговорной речи и развитие ребенка
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Коррекция нежелательного поведения ребенка.
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь