Особенности работы с одаренными детьми

С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выделяются следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными)способностями.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы – создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

– исследовательский;
– частично-поисковый;
– проблемный;
– проективный;

Формы работы:– классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

– консультирование по возникшей проблеме;
– дискуссия;
– игры.

Очень важны:– предметные олимпиады;

– интеллектуальные марафоны;
– различные конкурсы и викторины;
– словесные игры и забавы;
– проекты по различной тематике;
– ролевые игры;
– индивидуальные творческие задания.

Как правило, у одаренных детей проявляются:– высокая продуктивность мышления;

– легкость ассоциирования;
– способность к прогнозированию;
– высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:– обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

– стимулировать познавательные способности учащихся;
– работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
– принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
– анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
– отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:а) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;

б) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.Итак, первый этап работы с одаренными детьми – это этап предварительного поиска, выявления одарённых и талантливых детей. Став классным руководителем, я, прежде всего, посетила семьи детей своего класса. Побеседовав с родителями, узнала об особенностях каждого ребенка, об их интересах и способностях. Встречалась с воспитателями детских садов, которые дали характеристику каждому ребенку. На первом родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету “Ребенок: способный или одаренный?” В анкете приведен перечень характеристик одаренных детей. Единственное пожелание родителям – подходить к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами “да” или “нет”. Положительные ответы родителей на все вопросы дали серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному.



Просмотров: 296
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Аспекты коррекционной работы: развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • Методы работы с горем у детей
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).
  • Как развить у детей творческие способности
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Изменение предмета игры в динамике коррекционной работы с детьми от 4 до 7 лет
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 2. Как ответить на вопросы детей?
  • Трудности работы в детском саду и особенности современных детей.
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Особенности работы с детьми, имеющими в своей судьбе опыт покинутости
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Из своего опыта работы с детьми
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • Аспекты коррекционной работы: рисунки детей с РАС
  • Мой практический опыт работы с психосоматикой у детей и мл.подростков.
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Принцип работы психотерапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь