|
Конфликт. Начало и развитиеАвтор статьи: Хоменко Анна Павловна
Сегодня я предлагаю поговорить о конфликте. Однако столкновение мотивов и целей может возникнуть и у самого человека, такой конфликт будет называться внутриличностным. Несмотря на всю разность отдельных проявлений конфликта (разные мотивы и цели, разные способы реагирования и пр.), у любого конфликта можно выделить ряд периодов и этапов. До того, как начнется ссора и будет перебита вся посуда в доме, люди оказываются в предконфликтной ситуации, когда с одной стороны все выглядит довольно мирно и тихо, но сложности уже видны. Предконфликт начинается с возникновения объективной проблемной ситуации. Появляется какое-то противоречие, которое еще не осознано участниками и конфликтных действий пока нет. Например, вы берете карточку, на которую откладывали деньги на кредит. Но вы еще не в курсе, что кто-то из ваших родственников купил на эти деньги сумку, платье или подарочное издание Гарри Поттера. Или молодой человек отнес документы в театральный вуз, вместо юридического и пока еще не сообщил родителям. Следующий этап – осознание проблемной ситуации. Кредит нужно оплатить, а отложенных денег нет. Сын отказывается получать «серьезную» профессию. Итак, реальность воспринимается как проблемная и вы понимаете – пора принимать меры, чтобы все исправить. На этом этапе присутствует также ряд субъективных и объективных причин, которые способствуют искажению воспринимаемой ситуации. Например, ваш супруг получил сегодня премию и денег на кредит хватит. Или ваши представления о таланте сына и его возможной карьере пессимистичны и продиктованы страхами и предубеждениями. Следующий этап – попытка разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами – убеждениями, разъяснениями, просьбами и пр. На этом этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют свои позиции. «Растратчик» не соглашается вернуть покупку в магазин. А молодой человек твердо намерен поступить в театральный и уже сдал 2 экзамена. Возникает предконфликтная ситуация и потенциальная угроза в лице оппонента перестает восприниматься как потенциальная. Мы видим в противнике непосредственную угрозу и это начало открытого периода – конфликта. В открытом противостоянии также есть несколько этапов: Инцидент – первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. (Крики, угрозы и пр.) Если у одной из сторон значительный перевес, то конфликт может ограничиться инцидентом. Например, родители будущего студента отказываются оплачивать его обучение и содержание на время учебы, если он не поступит на юридический. И он соглашается поступить на юридический. Но, если у него есть подработка или он уже поступил на бюджет, то эта угроза ему не страшна и конфликт переходит к следующему этапу. Эскалация – этап борьбы, когда в ход идет все или почти все. Применяются максимально страшные меры воздействия на противника. Сбалансированное противодействие – когда ни угрозы, ни шантаж, ни другие меры силового воздействия не дает результатов, интенсивность борьбы снижается. Завершение конфликта – ресурсы почти исчерпаны, силы заканчиваются, а желаемый результат не достигнут. И противники переходят к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. Но это еще не последний этап. Завершающая часть это после конфликтная ситуация, которая приводит либо к частичной нормализации отношений (ложки нашлись, а осадок остался, негативные эмоции не исчезли, происходит коррекция самооценок, уровня притязаний, отношения к партнеру), либо полная нормализация отношений (обе стороны осознали важность последующего конструктивного взаимодействия, преодолевают негативные установки продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия). На этом этапе родители принимают выбор студента театрального вуза, а он принимает беспокойство родителей и начинает серьезнее относится к выбранной профессии и на практике доказывает, что готов нести ответственность за собственные решения. Описанные выше этапы характерны для любых конфликтов, но это лишь видимая часть конфликта. Знакомясь со структурой конфликта, стоит упомянуть о побуждениях вступления в конфликт – мотивах. Однако увидеть собственные мотивы и мотивы оппонента бывает очень сложно. Дело в том, что декларируемые мотивы (те, о которых мы говорим), как правило, сильно отличаются от глубинных истинных мотивов. Порой они непонятны даже самому человеку. В основании начала активности человека в конфликте лежат потребности.
Описанные выше этапы характерны для любых конфликтов, но это лишь видимая часть конфликта. Знакомясь со структурой конфликта, стоит упомянуть о побуждениях вступления в конфликт – мотивах. Чего мы хотим добиться от другого человека и что хочет получить другая сторона. В основании начала активности человека в конфликте лежат потребности. В конфликте мы всегда стремимся удовлетворить свои интересы, которые представляют собой ничто иное, как осознанные потребности. А также действуем в рамках собственных ценностей (то, что нам важно, полезно, значимо). Таким образом в любом конфликте тем или иным образом реализуются наши потребности, интересы и ценности, которые и определяют цели конфликтного взаимодействия и наши действия. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.
Всегда ли вы хорошо осознаете какие цели преследуете в конфликте и какие ценности и потребности лежат в их основании? Достигаете ли вы своих целей в конфликтах? Что происходит, если вы не достигли предполагаемого результата? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|