Конфликт. Начало и развитие

Сегодня я предлагаю поговорить о конфликте. 

Слово конфликт происходит от латинского coonflictus (столкнувшийся). Это столкновение убеждений, целей или мотивов может быть между супругами, друзьями, родителями и детьми, коллегами, начальником и подчиненным – т.н. межличностные конфликты. Столкновение выражается в наиболее остром способе разрешения противоречий между участниками.

Однако столкновение мотивов и целей может возникнуть и у самого человека, такой конфликт будет называться внутриличностным. 

Несмотря на всю разность отдельных проявлений конфликта (разные мотивы и цели, разные способы реагирования и пр.), у любого конфликта можно выделить ряд периодов и этапов.

До того, как начнется ссора и будет перебита вся посуда в доме, люди оказываются в предконфликтной ситуации, когда с одной стороны все выглядит довольно мирно и тихо, но сложности уже видны.

Предконфликт начинается с возникновения объективной проблемной ситуации. Появляется какое-то противоречие, которое еще не осознано участниками и конфликтных действий пока нет.

Например, вы берете карточку, на которую откладывали деньги на кредит. Но вы еще не в курсе, что кто-то из ваших родственников купил на эти деньги сумку, платье или подарочное издание Гарри Поттера.

Или молодой человек отнес документы в театральный вуз, вместо юридического и пока еще не сообщил родителям.

Следующий этап – осознание проблемной ситуации.

Кредит нужно оплатить, а отложенных денег нет.

Сын отказывается получать «серьезную» профессию.

Итак, реальность воспринимается как проблемная и вы понимаете – пора принимать меры, чтобы все исправить. На этом этапе присутствует также ряд субъективных и объективных причин, которые способствуют искажению воспринимаемой ситуации.

Например, ваш супруг получил сегодня премию и денег на кредит хватит.

Или ваши представления о таланте сына и его возможной карьере пессимистичны и продиктованы страхами и предубеждениями.

Следующий этап – попытка разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами – убеждениями, разъяснениями, просьбами и пр. На этом этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют свои позиции.

«Растратчик» не соглашается вернуть покупку в магазин.

А молодой человек твердо намерен поступить в театральный и уже сдал 2 экзамена.

Возникает предконфликтная ситуация и потенциальная угроза в лице оппонента перестает восприниматься как потенциальная. Мы видим в противнике непосредственную угрозу и это начало открытого периода – конфликта.

В открытом противостоянии также есть несколько этапов:

Инцидент – первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. (Крики, угрозы и пр.) Если у одной из сторон значительный перевес, то конфликт может ограничиться инцидентом. Например, родители будущего студента отказываются оплачивать его обучение и содержание на время учебы, если он не поступит на юридический. И он соглашается поступить на юридический. Но, если у него есть подработка или он уже поступил на бюджет, то эта угроза ему не страшна и конфликт переходит к следующему этапу.

Эскалация – этап борьбы, когда в ход идет все или почти все. Применяются максимально страшные меры воздействия на противника.

Сбалансированное противодействие – когда ни угрозы, ни шантаж, ни другие меры силового воздействия не дает результатов, интенсивность борьбы снижается.

Завершение конфликта – ресурсы почти исчерпаны, силы заканчиваются, а желаемый результат не достигнут. И противники переходят к поиску решения проблемы и прекращению конфликта.

Но это еще не последний этап. Завершающая часть это после конфликтная ситуация, которая приводит либо к частичной нормализации отношений (ложки нашлись, а осадок остался, негативные эмоции не исчезли, происходит коррекция самооценок, уровня притязаний, отношения к партнеру), либо полная нормализация отношений (обе стороны осознали важность последующего конструктивного взаимодействия, преодолевают негативные установки продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия).

На этом этапе родители принимают выбор студента театрального вуза, а он принимает беспокойство родителей и начинает серьезнее относится к выбранной профессии и на практике доказывает, что готов нести ответственность за собственные решения.

Описанные выше этапы характерны для любых конфликтов, но это лишь видимая часть конфликта. Знакомясь со структурой конфликта, стоит упомянуть о побуждениях вступления в конфликт – мотивах. Однако увидеть собственные мотивы и мотивы оппонента бывает очень сложно. Дело в том, что декларируемые мотивы (те, о которых мы говорим), как правило, сильно отличаются от глубинных истинных мотивов. Порой они непонятны даже самому человеку. В основании начала активности человека в конфликте лежат потребности.

 

Описанные выше этапы характерны для любых конфликтов, но это лишь видимая часть конфликта. Знакомясь со структурой конфликта, стоит упомянуть о побуждениях вступления в конфликт – мотивах. Чего мы хотим добиться от другого человека и что хочет получить другая сторона. 

Однако увидеть собственные мотивы и мотивы оппонента бывает очень сложно. Дело в том, что мотивы, о которых мы говорим, как правило, сильно отличаются от глубинных истинных мотивов. Порой они непонятны даже самому человеку. В основании начала активности человека в конфликте лежат потребности.

Согласитесь мало кто увидит в себе и скажет - мне не так важно было чтобы ты сделал именно это дело, сколько я хотел увидеть что ты будешь полностью в моем распоряжении и беспрекословно сделаешь то, что я захочу (мотив власти). 
Или - я специально поставил тебя в такое положение, чтобы посмотреть как ты из него выкрутишься. Посмотрим, останешься ли ты теперь таким же хорошим. 

Дух соперничества, желание власти, месть, ревность и многое другое и весьма неприглядно выглядящее может быть нашим мотивом в конфликте. Зато если у нас есть желание разобраться, то конфликт это то действие, анализ которого покажет наши истинные потребности. 

В основании начала активности человека в конфликте лежат потребности.
Конфликт Начало и развитие

В конфликте мы всегда стремимся удовлетворить свои интересы, которые представляют собой ничто иное, как осознанные потребности. А также действуем в рамках собственных ценностей (то, что нам важно, полезно, значимо). Таким образом в любом конфликте тем или иным образом реализуются наши потребности, интересы и ценности, которые и определяют цели конфликтного взаимодействия и наши действия. 

Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях.

Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.

 

Всегда ли вы хорошо осознаете какие цели преследуете в конфликте и какие ценности и потребности лежат в их основании? Достигаете ли вы своих целей в конфликтах? Что происходит, если вы не достигли предполагаемого результата? 

В следующей статье мы поговорим о пользе конфликта и его негативном влиянии. 



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • Мотивы - потребности. Человек - животное.
  • Невротический конфликт. Психодинамика внутриличностного конфликта.
  • Потребности и мотивы.
  • Конфликт и поведение в конфликте
  • Почему люди ссорятся? 10 этапов решения конфликта.
  • Склонность к фанатизму как попытка решения конфликта идентичности
  • Несколько инструментов коучинга: понятия «конфликтная ситуация» и «позиционная карта конфликта»
  • Конфликтные ситуации в семье. Конструктивный выход из конфликта.
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Как выжить в ситуации военного конфликта и сохранить психологическое здоровье
  • Подготовка к разрешению конфликта в паре и этапы его разрешения.
  • О том, как важно восстанавливать отношения после конфликта с ребенком
  • 10 вещей, которые лучше не делать во время конфликта
  • Инстинкты и потребности человека. Часть 1.
  • Как извлечь из конфликта пользу для отношений
  • Мотивы вступления в брак.
  • «Да» или «Нет»? Избежать конфликта или отстоять свои границы?
  • Как избежать конфликта и получить удовольствие от общения. (Часть 2).
  • Как слушать и что говорить, чтобы избежать конфликта и укрепить отношения?
  • Как страх конфликта приводит к кризису отношений
  • Типы поведения в конфликте. Разрешение конфликтной ситуации
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • Просьба? Или начало конфликта?
  • Общая цель как способ разрешения конфликта
  • Эскалация конфликта
  • Как удовлетворить собственные потребности
  • Фразы, которые помогут выйти из конфликта с любимым
  • Могут ли в конфликте выиграть обе стороны?
  • Трансактный анализ: Потребности человека.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь