Различают три мотивации на брак:
- мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила – намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет – все силы тратятся на его поиски. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством;
- мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние времена для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши – брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Проблемы возникают, если сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше;
- мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.
В первых двух мотивациях в дальнейшем могут возникнуть проблемы. Третья мотивация - лучшая.
А. Б. Добрович выделил группу неосознанных мотивов, побуждающих человека вступать в брак:
1) Обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;
2) Общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;
3) Уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;
4) Ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;
5) Интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;
6) Взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;
7) Жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;
8) Порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;
9) Выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;
10) Месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;
11) Боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.
Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным.
Источники:
Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и
основы семейного консультирования: учеб. пособие / О. А. Ка
рабанова. М.: Гардарики, 2004.
Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений:
курс лекций / Л. Б. Шнейдер. М.: Апрель-Пресс: Изд-во
«ЭКСМО-Пресс», 2000.