|
Мотивация на брак. Современный взгляд.Автор статьи: Кудина Елена Евгеньевна
Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени. Главные события семейной жизни происходят, как правило, дома. Здесь справляют новоселья, свадьбы, дни рождения, ссорятся, прощаются, встречаются… Здесь же - в четырех стенах – пытается выжить своевольная стихия человеческих отношений. Какова же мотивация вступления в брак? Человек – не уникальное живое существо на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобождение их для самостоятельной жизни. Существенные отличия человеческих отношений по формированию брачной пары связаны с учетом дальнего родства. В природных условиях медведица не подбирает своей дочери «мужа». У людей брак, по сути, является не соединением двух людей, это объединение двух семей, которые оказывают свое влияние и создают сложную сеть подсистем. У людей индивид определяется относительно других людей и подбирает себе партнера с учетом мнения своего значимого окружения. У животных образование пары зависит от двух факторов: критически-временного и территориального. Особь в критический период занимает вою территорию и создает пару. Если она этого не успевает, то становится «периферическим» животным (это справедливо как для самцов, так и для самок). Такие животные не защищены. По сути, они становятся пасынками природы. В современной психологии различают три варианта мотивации на брак:
С.И. Голод выделяет пять основных типов мотивации брака – это любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическая адекватность и моральные соображения. Так, он справедливо подчеркивает: «В научной литературе, как ни странно, утвердился стереотип, идеализирующий массовую распространенность брака по любви. Не утруждая себя сколько-нибудь серьезной теоретической аргументацией, тщательно не отрабатывая опросный инструментарий, некоторые авторы монографий и статей выдают субъективно желаемое за реальность. Тем самым они вольно или не вольно травмируют психику определенного числа людей, способствуя возникновению ятрогенного эффекта…, когда в массовое сознание внедряется (не только публицистической, но и научной литературой) мысль о чуть ли не всеобщем вступлении в брак по любви, то человек (особенно женщина), не испытавший такого чувства, считает себя в лучшем случае неудачником, живя в ожидании прихода большой страсти» (Голод С.И., 1984). К.Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов. Бессознательные мотивации, по Юнгу, имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего, это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки – к отцу. Сознательная любовь к отцу ил к матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу бессознательных мотивов: - обоюдное актерство, когда молодые люди играют роли романтические; - общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ; - уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»; - ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»; - интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака; - взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях; - Жалость, она же в вариантах вины, долга воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль; - порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним; - выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие; - Месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»; - боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни. По-видимому, браков, заключенных по описанным выше основаниям, немало. За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три больших группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические, во вторую – мотивы самореализации, в третью – мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является (объявлена?) любовь. Другим аспектом человеческой ситуации, тесно связанным с потребностью в связанности, является то, что человек испытывает потребность трансцендировать, превзойти свое положение пассивного создания. С точки зрения гуманистической концепции человек в акте творения трансцендирует, преодолевая пределы самого себя как единичного создания, поднимаясь над пассивностью и случайностью. Творчество предполагает активность и заботу о другом человеке, близком и дорогом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|