|
Поощрительное спаривание, брак, супружеский долг и любовьАвтор статьи: Стегний Павел Анатольевич
В живой природе есть такая закономерность: у более развитых существ детёнышей рождается меньше, а процесс репродукции становится длиннее. Нужно не только зачать, выносить, родить и выкормить, но и дождаться когда детёныш достигнет биологической зрелости и полностью усвоит (скопирует) поведение взрослых особей в ключевых моментах жизнедеятельности. Это сложная задача, с которой одной самке-матери справиться очень сложно. Разные биологические виды по разному решали эту задачу. Один из вариантов решения - поощрительное спаривание. Поощрительное спаривание — это стратегия полового отбора, когда самка позволяет спариваться с собой больше, чем это необходимо для оплодотворения, стимулируя этим самца к заботе о себе и потомстве. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Самке, которая полностью поглощена заботой о потомстве, нужна пища. Поэтому она готова спариваться самцом, если тот предложит ей пищу и заботу. Устанавливается принцип секс в обмен на еду и заботу. Чем больше еды и заботы, тем больше секса. Нет еды и заботы, нет и секса. Механизм поощрительного спаривания настолько эффективный и простой, что его, по нашему мнению, стоило бы рассматривать как основной принцип отношений между женщинами и мужчинами и, прежде всего, между супругами. Конечно, сейчас преобладает убеждение, что супруги должны, прежде всего, любить друг друга. Но есть несколько моментов, которые не всегда учитываются. Во-первых, любовь имеет несколько разновидностей, которые часто смешивают, особенно женщины. Во-вторых, в понятие "половая любовь" женщины и мужчины вкладывают разный смысл. И происходит это потому, что у мужчин и женщин половая любовь возникает по-разному. У мужчин сначала появляется половое влечение, а уже потом желание заботиться и защищать. У женщин сначала появляется желание получать заботу, уже потом сексуальное влечение. К сожалению, вокруг любви "накрутили" слишком много романтической мути. И это приносит много вреда. Гораздо лучше будет признать, что формула взаимной любви тождественна принципу поощрительного спаривания: обмен секса на заботу. Этот принцип намного старше человечества. Оно есть, например, у птиц. Но самое важное, что оно есть и у части приматов, в том числе у карликовых шимпанзе (бонобо), которые считаются ближайшими биологическими родственниками человека. Поэтому очень вероятно, что поощрительное спаривание активно использовалось нашими предками полуобезьянами-полулюдьми (древними гоминидами), сохранилось у первобытных людей и существовало в эпоху дикости и варварства вплоть до момента перехода к патриархату. Более того, если внимательно присмотреться к современным супружеским отношениям в восточноевропейском регионе, то можно увидеть поощрительное спаривание или его элементы, как говорится, в действии. Так, подавляющее большинство знакомых нам женщин говорят: а зачем мне такой муж нужен, который ничего не делает, обо мне и детях не заботится, денег домой не приносит? Я брошу этого и найду себе другого мужа, который будет все это делать. В сущности, эти женщины явно мыслят категориями поощряющего спаривания. И мы с ними вполне согласны. В свою очередь, мужчинам нашего региона не всегда по душе принцип "секс в обмен на еду (деньги) и заботу". Им кажется, что они должны получать секс просто так, а не за деньги. Что женщины их должны любить и заниматься с ними сексом просто потому, что они такие классные. Именно так они понимают любовь женщины к мужчине. Такое мнение мужчин, как нам кажется, возникает из-за путаницы представлений о любви половой и любви материнской. Ну и, конечно, некоторых мужчин принципы поощрительного спаривания вообще оскорбляют. Они в своем "праведном возмущении" отождествляют поощрительное спаривание с проституцией. И да, в чём-то они правы. Общие черты явно есть. А некоторые различия явно не в пользу брака: нет требований любить партнера; есть возможность заказать ту форму секса, которую хочется; четко определена стоимость услуги и прочее. В общем, своя правда есть у каждой стороны. И из-за этой "правды" между мужчинами и женщинами, мужьями и женами нет взаимопонимания по ключевому вопросу их взаимодействия. Как следствие - конфликты и разрушение отношений. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и где женская и мужская "правда" могут сойтись в компромиссе. По нашему мнению, есть один момент, который регулярно становится "камнем преткновения". Это вопрос доминирования (власти). И мы считаем, что поощрительное спаривание плохо совмещается с доминированием мужчин. Можно объяснить это на примере шимпанзе. Так, поощрительное спаривание есть у карликовых шимпанзе бонобо, но отсутствует у обычных шимпанзе. При этом, как правило, у обычных шимпанзе в стае доминируют самцы, а у бонобо установилось относительное равенство полов с отдельными элементами доминирования старших самок. Самки бонобо для получения поддержки самцов используют поощрительное спаривание. А самки у обычных шимпанзе решают вопрос ухода за детенышами иначе: они объединяются в микрогруппы и помогают друг другу. Сопоставляя отношения между самками и самцами у обычных шимпанзе и шимпанзе бонобо, мы предположили, что относительное равенство полов с элементами доминирования старших самок является более благоприятной почвой для возникновения поощрительного спаривания, чем доминирование самцов. Всё дело в том, что при доминировании самцов у обычных шимпанзе вопрос о том, кто имеет право спариваться с самкой, решается, прежде всего, между высокоранговыми самцами. С самками "законно" спариваются только самец-доминант (вожак) и субдоминанты (элита самцов). Остальные спаривания "вне закона" и жестко преследуются вожаком и элитой. В общем, у обычных шимпанзе желание самих самок не почти не учитывается. Свобода выбора их выбора лежит между двумя полюсами: не спариваться ни с кем или спариваться с высокоранговыми самцами. Правда, отказывать самки шимпанзе могут. Но, во-первых, в период "течки" им самим хочется спариваться. А, во-вторых, отказывать - значит испортить отношения с теми, кто может за это отомстить. В общем играть с вожаком и элитой самцов в "игру" секс в обмен на еду и заботу очень сложно. Слишком часто она трансформируется в "игру" секс в обмен на хорошие отношения с "начальством". Самки шимпанзе, конечно, могут "изменять" коллективу высокоранговых супругов и тайно спариваться с низкоранговыми самцами, но в такой ситуации есть три проблемных момента. Во-первых, самцы высокого ранга постоянно следят за самками и не позволяют им спариваться с низкоранговыми. Во-вторых, самцу низкого ранга часто особо не чем делиться с самкой, так он имеет маленькую долю при разделе общей добычи. Он, конечно, может что-то принести, что добыл сам, но проблемы самки это не решит. И, в-третьих, основную поддержку самка получает от микрогруппы других самок, поэтому "подношения" самца могут вызвать трения в микрогруппе, если самка не будет делиться со своими "товарками". В общем, при доминировании самцов поощряющее спаривание возможно, но не "делает погоды". Для его расцвета нужны особые социальные условия: либо матриархат, либо равенство полов. Есть достаточные основания считать, что на первом этапе развития человечества был либо матриархат, либо равноправие полов. Поэтому очень вероятно, что в это время основой отношений между мужчинами и женщинами было именно поощрительное спаривание. В вот при переходе к патриархату, когда между людьми установился принцип доминирования высокоранговых мужчин, на смену поощрительному спариванию, пришли брак и супружеский долг. А теперь посмотрим на вопрос с другой стороны. Современные восточноевропейские общества снова приближаются к приблизительному равенству полов. Элементы патриархата постепенно изживаются и уходят в прошлое. Поэтому поощряющее спаривание возвращается в половые и супружеские отношения. Особенность современной ситуации в том, что возвращение поощрительного спаривания не привело автоматически к исчезновению тех общественных институтов, которые возникли при патриархате: брак и супружеский долг. Поощрительное спаривание и брак с супружеским долгом являются антагонистами. Но они тесно переплетаются в нашей реальной жизни, что провоцирует жёсткие конфликты между супругами. А представление о романтической любви, которые возникли в эпоху кризиса патриархального брака, окончательно запутывают ситуацию. Попробуем объяснить нашу мысль на конкретных примерах. При поощрительном спаривании мужчина заботится о женщине и её детях, а взамен получает секс. Это динамический обмен, где все просто: нет заботы, нет секса. При этом ни мужчина, ни женщина не связаны ни какими формальными узами. Женщина свободно может предложить поощрительное спаривание другим мужчинам. А мужчина может заботиться о нескольких женщинах и взамен получать от них секс. Долг возникает только в процессе обмена. Нет обмена - нет и долга. Любовь при поощрительном спаривании возникает в том случае, если между партнерами возник особый психоэмоциональный контакт, который не является прямым следствием поощрительного спаривания, но может возникать только на его основе. Любящий мужчина особенно старательно заботится о женщине, а любящая женщина особенно страстно занимается сексом со своим мужчиной. Сравнивая заботу и секс с другими партнерами, и мужчина, и женщина добровольно и естественно начинают отдавать предпочтение отношениям с тем партнером, которого любят. Отношения с другими не возбраняются, но сокращаются до минимума или отпадают сами собой. Возникает естественная моногамия на основе поощрительного спаривания. Именно такая форма отношений является, по нашему мнению, естественной и максимально эффективной в человеческом сообществе. В браке все сложнее. Представления о супружеском долге в браке сохранились, но одновременно теперь и мужчина, и женщина могут "законно" бастовать. Т.е. жена может отказывать мужу в сексе, если ей что-то не нравиться и при этом требовать заботы. В свою очередь, муж может практически не заботиться о жене и детях, но при этом требовать от жены секса. Плюс представления о любви, которые вообще-то возникли за пределами брака и противоречат ему. Это очень запутывает отношения. Указанный конфликт трёх исторических модальностей взаимоотношений между полами (поощрительное спаривание, брак, любовь) приводит к нескольким важным последствиям. Например, вступление в официальный брак часто приводит к резкому ухудшению отношений. Основная причина - у одного или обеих супругов возникает деструктивное ожидание автоматического выполнения супружеского долга. Муж начинает считать, что теперь он всегда будет получать секс, а жена - всегда получать заботу. Только потому, что они супруги, а не в обмене по принципу поощряющего спаривания. В результате у супругов возникают взаимные претензии. Отношения разрушаются, всё движется к разводу. Наблюдая за таким развитием отношений, все больше мужчин и женщин предпочитают жить в "гражданском браке", а часть пар выбирают "гостевой брак", где все больше и больше основой становится формула секс в обмен на заботу и защиту. Таким образом, общество так или иначе стихийно движется к моменту, когда поощрительное спаривание станет общепризнанной основой отношений между супругами. Считаем, что в обществе будущего понятие супружеский долг изменит свое значение и будет пониматься как несоответствие между количеством полученного мужчиной (мужем) секса и количеством заботы, которую получила женщина (жена). Второй шаг в этом направлении - переосмысление любви. Думаем, что, в конце концов, будет признано, что фундаментом любви, его естественной основой является обмен секса на любовь. Соответственно, только на этом фундаменте можно возводить надежные "стены" любви, сущность которых - психоэмоциональный обмен, душевная близость и реальное взаимопонимание. И, наконец, "крышей" любви будет признано духовное (мировоззренческое) единство. Думаем, что те супружеские пары, которые спокойно и осознанно примут новые представления будут максимально счастливы, успешны и благополучны. Чего мы вам всем искренне желаем. С уважением. Павел и Мария Стегний. Супружеская пара семейных психологов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|