|
Нейропедагогика...Где-то между "психо" и "педо"Автор статьи: Алапий Анна Николаевна
А.Л. Сиротюк Вчера с Еленой Викторовной Созончук мы говорили о том, как важна нейрокоррекция при отклоненном развитии, при доминировании первичных и вторичных дефектов, мешающих ребенку не то, что учиться в школе или индивидуально, а просто – жить счастливо. И здесь я поддерживаю Елену Викторовну - нейропсихология и нейрокоррекция, наукой со 100-летним опытом – в авангарде. И отдаю должное, специалист может творить чудеса, включая в коррекционные программы, например ДОУ, нейрокоррекционные блоки. Сегодня я хочу поговорить о тех детях, которые в нейрокоррекции как таковой, не нуждаются, но так же испытывают проблемы в школе. Я уже много писала о том, что варианты нормы развития широки, а методическая и материальная составляющая школьного обучения так богата, что проблема неуспешного овладения знаниями в школе, казалось бы, давно должна быть решена… У каждого психолога и педагога есть убеждения и доказательства выбора своего любимого направления, арсенала методик обучения и практик развития. Для меня такими постулатами стал во многом опыт нейропедагогов. Нейропедагогика – это не психология или педагогика в чистом виде. Это наука об обучении на основе изученных нейрологических особенностей ребенка, ведущего полушария головного мозга, ведущих сенсорных и моторных полей ( зрения и слуха,рук и ног). Для каждого типа соединений (латерального профиля) этих 5 характеристик уже давно разработаны соответствующие приемы дифференцированного обучения по каждому предмету: начиная от мотивации и высоты голоса для каждого вида материала, цветом мела и доски для каждого ведущего полушария до рассадки детей за партами! Они апробированы и зарекомендовали себя.Этими приемами я делюсь с педагогами и родителями врамках семинаров. В своей работе постоянно вижу подтверждение, что дифференциальное обучение - работает эффективно. Приведу небольшой пример. На основе знаний о расположении и способах подачи материала для детей с разным ЛП, рассчитывая на работу разных полушарий, вовлечение зрительных полей, типов мыслительной деятельности, мы с дочерью написали и нарисовали книгу, где каждому из перечисленных "участников мыслительного процесса" было уделено внимание 40 страниц легкого и запоминающегося материала, которые к концу работы по книге становятся детским навыком чтения на английском языке. Аппробировали книгу на 25 детях, учениках 4 классов с низким качеством навыка, либо с его отсутствием, провели всего 10 занятий. Радуемся и фиксируем первые успехи наших подопечных. Апрель 2016 В конце эксперимента все 25 читали, понимали транскрипционные значки и показывали красивый артикуляционный уклад при произношении, могли припомнить опоры по которым восстанавливали правило для самопомощи. Срез повторили через месяц – навык дети не утратили. На начальном этапе было выяснено, что 60% группы детей были правополушарными, их представления о чтении сводились к визуально запомненным образам коротких слов. У остальных 40% хотя левое полушарие и являлось ведущим, знаний о визуальной составляющей навыка у детей не хватало (дети путали похожие буквы, не пользовались транскрипционным кодом, не могли сразу рассмотреть сочетание букв в слове для применения некоторых правил). Не вдаваясь в подробности, хочу сказать, что часть детей имела парциальные профили, различные значимые зрительные поля, у двоих детей было левшество. Это я к тому, что все-все дети разные, но, скорее всего, сочетание ассиметрий у каждого ребенка отнесется к одному из типов латеральных профилей А.Л. Сиротюк, которых теоретически выделено аж 57!!! Кстати, я пользуюсь с 2007 года при работе с детьми пособием А.Л. Сиротюк по психофизиологическим основам обучения школьников, там всего 36 типов описано и еще ни разу не было такого, чтобы на пришедшего ко мне ребенка не хватило рекомендаций :)) Построенная с учетом этого типа работы ребенка в ситуации обучения и стресса (да-да, и это тоже отражает Латеральный Профиль) программа по овладению тем или иным навыком принесет свои успехи. Проводя семинары для педагогов школы по дифференцированному обучению, я заметила, что больший интерес всегда вызывает встреча, посвященная организации классной комнаты. Мне запомнилось высказывание одной учительницы в конце встречи:
Я желаю уважаемым педагогам, воспитателям, репетиторам использовать на все 100% богатый потенциал современных материально-технических возможностей школы с учетом максимальной пользы для ВСЕХ детей! С удовольствием организую семинар и мастер-классы по дифференциальному обучению в Вашей школе. !!!Звоните.Пишите. 89536566104!!! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|