Сексуальность и брак: грани интимных отношений

Г.В.Лагонда

 

СЕКСУАЛЬНОСТЬ И БРАК: ГРАНИ ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

В статье рассматриваются психологические закономерности, связывающие между собой интимную сферу личности, сексуальность человека и его брачные отношения. Приводятся авторские определения указанным феноменам, описываются их общие стороны и различия. Рассматривается структура, функции и динамика развития интимной сферы личности. Перечисляются типичные брачные потребности современного человека. Автор обосновывает правомерность выделения такой супружеской интенции как потребность одного супруга в подтверждении собственной уникальности со стороны другого, доказывает положение о её высокой субъективной значимости для современного брака. Исследователь связывает удовлетворение этой потребности с символической функцией сексуальности. В работе приводятся аргументы в пользу правомерности выделения данной функции наряду с такими общепринятыми, как рекреативная, прокреативная и коммуникативная.

 

Введение

Выраженность научного интереса к проблематике интимных отношений носит в нашей стране волнообразный характер. Волна публикаций начала девяностых годов сменилась более чем десятилетним «латентным периодом». Последние же несколько лет снова наблюдается эскалация интереса к теме отношений мужчины и женщины. Эта тенденция особенно важна для реалий современного белорусского общества, в котором брак и семья оказались в центре социальной политики государства [1].

Однако нельзя не признать, что данное направление социальной политики может быть эффективным только в том случае, если оно научно обосновано. Поэтому повышенную значимость приобретают научные изыскания в области психологи семьи, гендерной психологии, сексологии, а также расположенные на пересечении трёх этих проблемных полей психологические исследования брачных отношений. К сожалению, по настоящее время в обозначенных отраслях науки наблюдаются многочисленные расхождения взглядов относительно содержания многих ключевых для понимания предмета науки понятий. Эти «нестыковки» в равной степени наблюдаются как в рамках каждой отдельной отрасли знания, так и в «межотраслевом диалоге». Причём подобное положение вещей, как правило, обусловлено не методологическими причинами, а простым пренебрежением авторов к чистоте и чёткости научных понятий.

На наш взгляд, построение жизнеспособных теоретических конструкций, описывающих и объясняющих (с позиций психологии) реалии брачных отношений, невозможно без дефиниции таких понятий, как интимность, сексуальность, брак, брачные потребности. Данная статья направлена на решение двух задач: во-первых, на создание соответствующих определений; во-вторых, на выявление связей между упомянутыми феноменами. Хотя в целом работа носит теоретический характер, в основе её лежат не только результаты анализа литературных источников, но и данные эмпирических исследований, а также клинические наблюдения.

 

Содержание и дефиниции ключевых понятий

Термины «интимность» и «интимный», как правило, используются авторами без рефлексии на их какое-либо специфическое содержание. Им отводится место слов-маркёров, указывающих на то, что речь будет вестись на тему близких (скорее всего сексуальных) отношений. Иногда исследователи (С. Пэйдж, Дж. Баттон, М.Т. Кузнецов, Л.Б. Шнейдер и др.) намекают на возможность использования данных терминов в более широком контексте, однако в чём конкретно состоит эта возможность, не поясняют.

Мы считаем, что в психической реальности человека существует особая область переживаний, которая может быть названа интимной сферой личности или интимным Я. Это тайное, неповторимое, своеобразное содержание психической реальности человека, которое значимо для поддержания жизни и принадлежит только его Я, скрыто от посторонних людей, являясь для них невидимым и недоступным. Обладая специфическим содержанием и структурой и выполняя определённые функции, интимное Я представляет собой, таким образом, функциональный орган [2].

Интимная сфера личности выполняет функцию поддержания интегрированности и чувства идентичности личности, укрепления её психологической автономности, то есть сохранения Я человека, как условия его уникальности. В качестве обязательных компонентов она включает в себя тайну; феномен лжи; воображение и фантазию; феномен понимания; религиозное чувство; дружеские отношения; любовь и сексуальные отношения. Вполне возможно, представления о структуре интимного Я могут быть расширены. Однако важно другое. Каждый из перечисленных структурных компонентов интимной сферы личности появляется в определённом хронологическом возрасте и вносит свою лепту в функционирование интимной сферы личности. Кроме того, как показало проведённое нами эмпирическое исследование, все эти компоненты, будучи объединены системообразующими связями, представляют собой достаточно устойчивую во времени структуру.

Таким образом, сексуальные отношения хотя и являются неотъемлемой частью интимного Я взрослого человека, вовсе не исчерпывают содержания этой сферы психической реальности. С другой стороны, следует признать, что далеко не все проявления сексуальных отношений скрываются человеком от окружающих. Женщины стремятся акцентировать внимание окружающих на своей женственности, а мужчины – на своей мужественности. Они, как правило, выбирают разные профессии и стремятся к разным социальным ролям и к разному социальному статусу в целом. Это самые типичные примеры открытых проявлений сексуальных (или, в более модной терминологии – гендерных) отношений.

Обсуждение содержания и специфики сексуальных отношений приводит к необходимости теоретического рассмотрения детерминирующего их феномена сексуальности. К сожалению, несмотря на свою значимость для сексологии, понятие «сексуальность» в настоящее время определено недостаточно чётко. В лучших случаях предлагаются дефиниции, которые носят крайне неконкретный характер (И.С. Кон, В.Е. Каган, Ю.П. Прокопенко и др.) На их основании не представляется возможным судить о сущности явления. В большинстве же источников (даже в сексологических словарях) определение отсутствует вовсе. Создаётся впечатление, что содержание феномена прозрачно, и уточнять его совершенно излишне. Однако на самом деле разночтения оказываются настолько существенными, что понятие буквальном смысле теряет признаки научного. Поэтому мы предлагаем собственную дефиницию.

По нашему мнению, сексуальность может быть определена как функциональная система анатомо-физиологических и психологических особенностей индивида, обуславливающих возможность и особенности его сексуальных отношений (включённости во взаимоотношения полов) [3]. Другими словами, осуществление любых форм сексуальных (половых, гендерных) отношений требует задействования определённых резервов (элементов и свойств) организма и психики. Состав этих элементов и свойств варьирует в зависимости от задачи, на решение которой направлен соответствующий поведенческий акт. При поцелуе набор задействованных элементов будет одним, при отстаивании феминисткой прав женщин во время митинга – другим. Таким образом, сексуальность можно и должно рассматривать именно как функциональную систему.

Принято считать, что до появления на Земле вида Homo Sapiens данная система «отвечала» за две функции, неотделимые одна от другой. Это функции прокреации (продолжения рода) и рекреации (отдыха, расслабления и получения удовольствия). Благодаря наличию сознания, человек преобразовал этот установленный природой порядок. Во-первых, создав контрацептивы, а затем и институты усыновления и суррогатного материнства, он разделил эти функции. Получение удовольствия стало возможным и без последующего деторождения. Возможной стала (как это ни парадоксально) и обратная ситуация. Во-вторых, сексуальность начала выполнять коммуникативную функцию, то есть функцию общения. Даже если сузить представления о сексуальности до рамок половой близости, следует признать, что каждое любовное соитие несёт в себе коммуникативную нагрузку. Оно, помимо всего прочего, является сообщением. Сообщением о тех чувствах, которые партнёры испытывают друг к другу. Эта информация закодирована во взгляде, поцелуях, прикосновениях, их однообразии или разнообразии, желании доставить партнёру физическое удовольствие и т.д. Соответственно, близость может «говорить» и о любви, и о простой симпатии, и о пренебрежении партнёром.

Сексуальность человека проходит целый ряд закономерных этапов развития, охватывающих всю его жизнь от рождения до смерти. В этой цепи развития правомерно выделять две качественно отличающиеся друг от друга группы периодов. Одна из них охватывает эпоху детства, другая – эпоху взрослости. Несмотря на эти различия, главная цель, на которую оказывается ориентированной сексуальность, является создание и развитие сперва брачных, а затем и семейных отношений. Как справедливо отмечал З. Шнабль, «сексуальность ориентирована на брак» [4, с. 96].

Для того чтобы эта связь предстала более рельефно, необходимо наполнить психологическим содержанием понятие «брак». С нашей точки зрения брак можно определить как форму межличностных гендерных взаимоотношений, обладающую свойствами системы и являющуюся способом удовлетворения определённой группы (брачных) потребностей.

Обобщив существующие в настоящее время в литературе представления о наиболее специфических для брака потребностях, мы решили выделить семь позиций: потребность в продолжении рода; потребность в любви; потребность в сексуальном удовлетворении; потребность в самоактуализации; потребность в материальном благополучии; потребность в присоединении; потребность одного супруга в подтверждении собственной уникальности со стороны другого [5].

Следует отметить, что отдельные брачные потребности у разных людей могут не только отличаться по своей значимости и выраженности, но и вовсе отсутствовать. К примеру, у супругов, выбравших сознательно бездетный брак, по всей видимости, отсутствует потребность в продолжении рода. Возможна и противоположная ситуация. Список потребностей, удовлетворение которых ожидается в браке, отдельными людьми может расширяться. Поэтому перечни брачных потребностей, приводимые разными авторами, варьируют. Мы отдаём себе отчёт в том, что представленный выше список является поводом для дискуссии, что, к примеру, можно объединить вторую и седьмую позицию или сделать более дробной четвёртую. Тем не менее, этот вариант кажется нам в настоящее время оптимальным.

 

Брачные потребности и функции сексуальности

Как известно, функция представляет собой сферу жизнедеятельности, непосредственно связанную с удовлетворением определённой потребности [6]. Относительно предмета нашего разговора данное положение следует интерпретировать в том смысле, что благодаря функционированию сексуальности человек получает возможность удовлетворять свои брачные потребности. Именно в этом, на наш взгляд, заключается психологическая связь сексуальности и супружества, позволившая З. Шнаблю говорить об ориентированности сексуальности на брак. Именно эти связи мы попытаемся проследить более тщательно и предметно.

Следует заметить, что схема «одна функция – одна потребность» чересчур примитивна и лишь приблизительно соответствует реальности. На самом деле каждая функция сексуальности в той или иной мере способствует реализации нескольких брачных (и не только) потребностей. Хотя, как правило, одна из связей оказывается значительно более тесной по сравнению с остальными.

Наиболее явной и наиболее специфичной представляется связь между прокреативной функцией сексуальности и потребностью в продолжении рода. Для её описания в научном обиходе широко используется понятие «репродуктивное здоровье». Репродуктивное здоровье, как и сексуальность в целом, имеет соматическую и психологическую составляющие. Первая сводится к исправному функционированию системы размножения организма. Вторая – к собственно желанию и психологической готовности рожать, воспитывать и содержать детей. (Не секрет, что бесплодие, как нарушение репродуктивного здоровья, может иметь и соматические, и психологические причины [7]).

В этом плане интерес представляют и наблюдения, сделанные путешественником В.Эдвином за поведением женщин племени Мури. В упомянутом племени разрешены добрачные сексуальные связи. Тем не менее, несмотря на отсутствие контраценптивов, до вступления в брак женщины Мури практически никогда не беременеют. Этот факт особенно наглядно свидетельствует о роли психологической составляющей в реализации такой, на первый взгляд исключительно биологически детерминированной функции сексуальности, как прокреация.

Достаточно специфичной представляется и связь рекреативной функции сексуальности с потребностью в сексуальном удовлетворении. На психологическом уровне реализация этой функции проявляется целым «букетом» выраженных положительных эмоций. Организм же реагирует на интимную близость выбросом в кровь ряда биологически активных веществ, а также физиологическими изменениями, которые отследили в условиях эксперимента и детально описали У. Мастерс и В. Джонсон [8].

Наименьшей специфичностью обладает, пожалуй, наименее изученная функция сексуальности – коммуникативная. В определённой степени она «обслуживает» каждую из брачных потребностей. Это не вызывает удивления, поскольку общение (по определению) является способом реализации любых форм актуальных отношений [9]. Ни интимные, ни сексуальные, ни брачные отношения здесь исключениями не являются.  

При этом осуществление коммуникативной функции сексуальности сопряжено с использованием как вербальных, так и невербальных средств. В одних случаях супруги отдают предпочтение словам, в других неоспоримые преимущества оказываются «в распоряжении» у невербальных средств. Так, учитывая, что апогеем сексуальной близости являются оргастические переживания, нельзя не согласиться, что для признания в любви «язык тела» обладает несоизмеримо большими экспрессивными возможностями по сравнению с «языком слов».

Отдельно хотелось бы остановиться на той брачной потребности, которая приведена в нашем списке последней. Речь идёт о потребности каждого из супругов получать подтверждение в браке собственной уникальности. Наши исследования свидетельствуют о том, что для большинства людей она является наиболее значимой из всех перечисленных выше, и столь же часто эта интенция не осознаётся [10]. Её удовлетворение связано, на наш взгляд, с ещё одной функцией сексуальности. Хотя психоаналитические тексты буквально «пропитаны» мыслью о ней, по настоящее время она остаётся понятийно и терминологически не отрефлексированной. Эту функцию можно обозначить как символическую.

Дело в том, что брак до сих пор мы рассматривали исключительно как форму межличностных взаимоотношений. Однако он, несомненно, является и социальным институтом, и как любой социальный институт призван организовывать и регулировать определённые сферы отношений, основываясь на общественных интересах. Если проанализировать те определения супружества, которые предлагают социологи и социальные психологи, то приходится признать, что брак регламентирует именно отношения сексуальной близости, половую жизнь человека. Благодаря этому у общества появляется возможность контролировать рождение и социализацию детей; распространение инфекций, передающихся половым путём; миграционные процессы; родственные отношения, которые были догосударственной формой общественного устройства и составляют потенциальную угрозу государству и пр.

Нельзя также не отметить тот факт, что в современном мире преобладает моногамный брак, который подразумевает избирательный характер сексуальной близости. Социум посредством создаваемых им норм, традиций и законов культивирует эту избирательность. Ярким примером такого влияния являются законы, недавно введённые в некоторых провинциях КНР, согласно которым сексуально неверных супругов ожидают два года пребывания в исправительных лагерях.

Таким образом, брак в сознании человека прочно ассоциируется с исключительным правом на сексуальные контакты с супругом. Соответственно и сама половая близость воспринимается как подтверждение собственной неповторимости, символизирует её. Именно поэтому переживания измены и предательства возникают у человека не тогда, когда партнёр по браку вступает во внебрачную сексуальную связь, а тогда, когда первому становится об этом известно. Осознание наличия такой связи приводит к ущемлению чувства уникальности своего Я. Подобные переживания, как правило, носят весьма бурный и тягостный характер. На наш взгляд, это происходит потому, что рассматриваемая интенция чаще всего занимает ведущее место в иерархии брачных потребностей.

Рассуждая о сексуальности человека и выполняемых ею функциях, нельзя не отметить, что последние могут быть связаны не только с браком, но и с рядом других потребностей. Даже если сузить представления о сексуальности до феномена половой близости, то можно выделить достаточно много мотивов, не связанных с супружеством, которые она позволяет реализовать. В этот перечень могут быть включены такие интенции, как: удовлетворение сексуального любопытства, самоутверждение, месть, продвижение по служебной лестнице и приобретение власти, материальное вознаграждение, избегание наказания, избавление от невротических тревожных состояний и т.д. [11]. Соответственно, имея много общего, как с брачными отношениями, так и с интимным Я каждого из супругов, их сексуальность в целом и половая близость в частности не сводимы ни к одному из этих феноменов.

 

Заключение

Существуют закономерные основания для того, чтобы рассматривать интимность, сексуальность и брак в качестве самостоятельных феноменов, имеющих как общие, так и сугубо специфические компоненты. Под интимной сферой личности мы понимаем тайное, неповторимое, своеобразное содержание психической реальности человека, которое значимо для поддержания жизни и принадлежит только его Я, скрыто от посторонних людей, являясь для них невидимым и недоступным. Брак может быть определён как форма межличностных гендерных взаимоотношений, обладающую свойствами системы и являющуюся способом удовлетворения определённой группы (брачных) потребностей. Наконец, сексуальность, по нашему мнению, – это функциональная система анатомо-физиологических и психологических особенностей индивида, обуславливающих возможность и особенности его сексуальных отношений (включённости во взаимоотношения полов).

Традиционно принято выделять три функции сексуальности: рекреативную, прокреативную и коммуникативную. Все они (с определённой степенью избирательности) обеспечивают возможность удовлетворения человеком своих брачных потребностей. С нашей точки зрения, сексуальность человека выполняет ещё одну функцию – символическую. Она находит выражение в потребности одного супруга получать подтверждение собственной уникальности со стороны другого. Согласно полученным нами данным, для большинства людей данная интенция не осознаётся, но занимает при этом ведущее место в иерархии брачных потребностей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Забота государства о семье – важнейшая задача социальной политики (актуальные вопросы нравственного здоровья нации) / Информационный материал. – № 3 (16). – Минск : Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. – 31 с.

2 Лагонда, Г. В. Феноменология интимности / Г. В. Лагонда, Е. Н. Голубева // Психология и школа. – 2006. – № 2. – С. 98–106.

3 Лагонда, Г. В. Половое воспитание и сексуальное развитие / Г. В. Лагонда // Работа с родителями : пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / под ред. М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск : УП «Экоперспектива», 2003. – С. 376–392.

4 Узы брака, узы свободы. Проблемы семьи и одиночества глазами учёных. Сб. ст. / Сост. Т. Разумовская. – М. : Молодая гвардия, 1990. – 222 с.

5 Лагонда, Г. В. К проблеме создания психологической теории брака / Г. В. Лагонда // Психологический журнал. – 2007. – № 2. – С. 72 – 81.

6 Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 1999. – 656 с.

7 Бесплодие в супружестве / Под ред. И. Ф. Юнды. – Киев : «Здоровья», 1990. – 463 с.

8 Мастерс У. Основы сексологии / У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Колодны. – М. : Мир, 1998. – 423 с.

9 Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-пресс, 2000. – 375 с.

10 Лагонда, Г. В. Психологическое содержание феномена «супружеская измена» / Г. В. Лагонда // Вестник Брестского государственного политехнического университета. Гуманитарные науки. – 2004. – № 6 (30). – С. 228–230.

11 Шикун, А. И. Отношение молодёжи к сексуальным проблемам   / А. И. Ши-кун, Г. С. Стасевич, Г. В. Лагонда // Материалы IX съезда работников профилактической медицины Республики Беларусь, Минск, 26–27 сентября 1996 г. / Министерство здравоохранения Республики Беларусь. – Минск, 1996. – Том 1. – С. 163–164.

 

 

 

 



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Брак по расчету или как умирает женская сексуальность
  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • Сексуальность. Психология сексуальных отношений.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Терапия сексуальных отношений в браке. Аспекты сексуальности. Часть 2
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что написать мужчине при знакомстве в интернете. Для женщин, которые в поиске серьезных отношений.
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Гражданский брак как форма семейных отношений
  • Как избавиться от аноргазмии. Устранение сексуальных проблем. Что делать, если нет отношений и секса?
  • Что такое “сексуальные забастовки” и чем они опасны для семейных отношений?
  • Что такое энергия рода и как она влияет на человека
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Как превратить яд одиночества в лекарство для сексуальности?
  • Что может служить препятствием для оформления отношений.
  • Полная сексуальность! Или что такое сексуальность в психоанализе?
  • Психологические проблемы сексуальности современного человека
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*
  • Сексуальность. Секреты сексуальности. Бесплатный вебинар.
  • Сексуальность - что это на самом деле?
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Авторская программа для решения сексуальных проблем «Раскрытие сексуальности»
  • Как понять, что это твой мужчина? Психология отношений
  • Здравствуй, папа! (о том, как связаны отношения с отцом и женская сексуальность)
  • Здравствуй, папа! (о том, как связаны отношения с отцом и женская сексуальность)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь