Понятийное мышление

Понятийное мышление - психическая функция, которая развивается с 9-12 лет и расцветает в 14-16 лет. Она возникает только во взаимодействии со взрослыми. Без специальной стимуляции понятийное мышление не формируется.

Понятийное мышление



Первая форма мышления наглядно-действенная: думать значит действовать. Классический пример, под потолком висит сладость, а под ней прыгает ребёнок, но не может достать. Взрослый спрашивает: "может надо подумать?", ребёнок отвечает: "что тут думать, прыгать надо". Басню "Лев и мышь" дети объясняют так: "сказка учить дружить"

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.



Вторая форма мышления наглядно-образная: думать значит представлять. Мышление привязано к конкретной ситуации или опыту ребёнка. Если спросить ребёнка, что такое любовь, он отвечает: "это когда женишься... когда целуются... когда один человек любит другого человека..." Басню "Лев и мышь" дети объясняют так: лев помог мышке, мышка помогла льву, а в итоге учит этот рассказ взаимопомощи.

Третья форма мышления понятийное: думать значит осмысливать. Мышление не привязано к конкретной ситуации. Это умение выделять суть, видеть причину, прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картинку ситуации. Басню "Лев и мышь" дети объясняют так: "вообще-то, это рассказ не о взаимопомощи. Лев ведь не помогал мышке, он её поймал. Но и мышку никто не заставлял бегать по льву. Он же не настолько большой, чтобы мышка не могла его оббежать. Он её сперва поймал, потом пошёл на встречу и отпустил. Сделал добро добровольно. А мышка в ответ проявила благодарность."

Все формы мышления существуют одновременно, для разных ситуаций нужно разное мышление. Важно научится выбирать подходящий способ.

Но это всё в теории...


Разберём одну проблему и её решение на разных уровнях мышления.

Частый запрос на консультации: человек хочет найти хорошую работу, но не знает как.

1. Наглядно-действенное мышление: устраивается на любую работу, работает неделю-месяц, увольняется, устраивается на новую работу. Что сделать ещё не знает.

2. Наглядно-образное мышление: представляет, что хорошая работа это когда работа интересная, полезная, в ней можно самореализоваться. Хорошую работу можно разглядеть с первого взгляда, она всегда нравится, от неё не устаёшь. Она избавит от неуверенности и финансовых проблем. Человек или не ищет совсем никакую работу или отбрасывает все варианты как неподходящие под желания.


3. Понятийное мышление: чётко представляет требования к работе (что должно быть, чего не должно быть, с чем сможет смириться), понимает, какие ценности в работе сможет реализовать, знает свои обязательства перед близкими и соотносит их с работой. Знает свои сильные стороны в работе и умеет компенсировать слабые. Понимает, что в любой работе есть недостатки, ищет такую, чтобы преимущества перекрывали недостатки. Активно ищет работу, рассылает резюме, ходит на собеседования, сам выбирает лучший вариант на сегодняшний день.

Психологу важно определить на каком уровне понимания находится проблема и вывести её на следующий уровень понимания. За счёт этого происходит осмысление и поиск выхода из затруднения.



Просмотров: 260
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ГЛАВА 4 "Конструктивное мышление - это мой ВНУТРЕННИЙ ВЗРОСЛЫЙ"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Что же такое "Позитивное мышление"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • из цикла "Она": Мышка в норке. Часть1. Под дождем
  • Как "серая мышь" превратилась в яркую женщину!
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Фильмы- спасатели. "Король лев" и детское горе
  • Юнгианская типология личности. Функция "Мышление".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Быть "живой". Что это значит?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Почему не работает "простое" позитивное мышление?
  • Про "Я есть и это хорошо" и работу над ошибками
  • "Я не люблю свою работу". Как справиться с напряжением на работе.
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь