Понятийное мышление - психическая функция, которая развивается с 9-12 лет и расцветает в 14-16 лет. Она возникает только во взаимодействии со взрослыми. Без специальной стимуляции понятийное мышление не формируется.
Первая форма мышления наглядно-действенная: думать значит действовать. Классический пример, под потолком висит сладость, а под ней прыгает ребёнок, но не может достать. Взрослый спрашивает: "может надо подумать?", ребёнок отвечает: "что тут думать, прыгать надо". Басню "Лев и мышь" дети объясняют так: "сказка учить дружить"
ЛЕВ И МЫШЬ
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.
Вторая форма мышления наглядно-образная: думать значит представлять. Мышление привязано к конкретной ситуации или опыту ребёнка. Если спросить ребёнка, что такое любовь, он отвечает: "это когда женишься... когда целуются... когда один человек любит другого человека..." Басню "Лев и мышь" дети объясняют так: лев помог мышке, мышка помогла льву, а в итоге учит этот рассказ взаимопомощи.
Третья форма мышления понятийное: думать значит осмысливать. Мышление не привязано к конкретной ситуации. Это умение выделять суть, видеть причину, прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картинку ситуации. Басню "Лев и мышь" дети объясняют так: "вообще-то, это рассказ не о взаимопомощи. Лев ведь не помогал мышке, он её поймал. Но и мышку никто не заставлял бегать по льву. Он же не настолько большой, чтобы мышка не могла его оббежать. Он её сперва поймал, потом пошёл на встречу и отпустил. Сделал добро добровольно. А мышка в ответ проявила благодарность."
Все формы мышления существуют одновременно, для разных ситуаций нужно разное мышление. Важно научится выбирать подходящий способ.
Но это всё в теории...
Разберём одну проблему и её решение на разных уровнях мышления.
Частый запрос на консультации: человек хочет найти хорошую работу, но не знает как.
1. Наглядно-действенное мышление: устраивается на любую работу, работает неделю-месяц, увольняется, устраивается на новую работу. Что сделать ещё не знает.
2. Наглядно-образное мышление: представляет, что хорошая работа это когда работа интересная, полезная, в ней можно самореализоваться. Хорошую работу можно разглядеть с первого взгляда, она всегда нравится, от неё не устаёшь. Она избавит от неуверенности и финансовых проблем. Человек или не ищет совсем никакую работу или отбрасывает все варианты как неподходящие под желания.
3. Понятийное мышление: чётко представляет требования к работе (что должно быть, чего не должно быть, с чем сможет смириться), понимает, какие ценности в работе сможет реализовать, знает свои обязательства перед близкими и соотносит их с работой. Знает свои сильные стороны в работе и умеет компенсировать слабые. Понимает, что в любой работе есть недостатки, ищет такую, чтобы преимущества перекрывали недостатки. Активно ищет работу, рассылает резюме, ходит на собеседования, сам выбирает лучший вариант на сегодняшний день.
Психологу важно определить на каком уровне понимания находится проблема и вывести её на следующий уровень понимания. За счёт этого происходит осмысление и поиск выхода из затруднения.