|
Индивидуальные особенности подростков, страдающих сахарным диабетом 1типаАвтор статьи: Силиверстова Екатерина Владимировна
При сахарном диабете помимо возрастных изменений, меняется и общее состояние больных, появляются физическая слабость и быстрая утомляемость, снижается работоспособность, у детей ухудшается успеваемость в школе [Соколов Д.Д., 1957; Сидоров П.И, 2006]. Познавательная сфера больных сахарным диабетом характеризуется отсутствием интеллектуальной гибкости, инертностью, непродуктивностью, ослаблением памяти, нарушением абстрактного мышления, снижением критики. Интеллектуальные показатели у детей подросткового возраста ниже по сравнению со здоровыми детьми [Чуваков Г.И., 1992; Гнедова С.Б., 1998]. Ряд авторов [Смулевич А.Б., 2003; Кошанская А.Г., Винокур В.А., 2006; Захарчук Т.А., 2007; Geringer, E.S., 1990] предполагает, что личностные особенности больных диабетом являются результатом фиксации реакций на возникновение болезни. При этом, по мнению Бройтигам В. (1999), особенности детей, больных диабетом, во многом объясняются и воздействием соматических факторов (астения, гипогликемия и т.п.) на формирующуюся психику [Бройтигам В. и др., 1999]. При терапии инсулином у подростков часто наблюдается гипогликемические состояния, связанные с резким снижением содержания сахара крови [Жуковский М.А., 1982]. Негативное воздействие данного рода состояний состоит в нарушении питания нервной системы, что приводит к нарушениям функции мозга и проявляется в таких симптомах как головная боль, головокружение, заторможенность, судороги и ряд других, вплоть до потери сознания [Grandinetti A. et. al., 2000; Стройкова А.С., 2004]. Частые повторные гипогликемические состояния приводят к снижению интеллекта, развитию деменции, также снижению интеллекта приводит и длительная хроническая гипергликемия, что рассматривается в качестве одного из проявлений «центральной нейропатии» [Amiel S.A., 1994]. Следует отметить, что при компенсации и стабильном течении диабета влияние болезни на интеллектуальное развитие снижается [Чуваков Г.И., 1992; Гнедова С.Б., 1998]. Таким образом, детей и подростков с тяжелым течением диабета (наличием осложнений, лабильным течением диабета) можно отнести к группе риска по нарушениям интеллектуальной сферы. В диссертационной работе Павловой Л.Б. (2009) было отмечено, что в результате исследования влияния гипогликемических состояний на личностные особенности детей препубертатного возраста и подростков частые состояния гипогликемии формировали критичное и настороженное отношение к своему здоровью, а гипергликемия, напротив, воспринималась как положительное состояние, возможно потому что оно оказывало растормаживающее воздействие на эмоционально-поведенческое характеристики больных детей и подростков. В препубертате степень компенсации заболевания в первую очередь оказывала влияние на уровень невротизации, на эмоциональное состояние, а в подростковом возрасте - на субъектность личности и на уровень самоконтроля [Павлова Л.Б., 2009]. По результатам исследования Павловой Л.Б. (2009), при относительно благоприятном течении сахарного диабета девочки в препубертате обладали меньшим уровнем нервно-психической напряженности, у них была ниже значимость гипергликемических состояний, а у мальчиков снижена выраженность внутриличностного конфликта. В подростковом возрасте при компенсированном сахарном диабете снижался уровень импульсивности, выше оказывался показатель уровня субъектности личности [Павлова Л.Б., 2009]. У подростков с неблагоприятным течением диабета возрастает ориентированность на социум, но одновременно усиливается негативная установка, критичность по отношению к окружающим, снижается готовность к сотрудничеству, наблюдается некоторое эмоциональное огрубление [Павлова Л.Б., 2009]. Утяжеление клинической картины болезни для девочек оборачивалось обострением неудовлетворенности своим телесным «Я», поведенческой расторможенностью, - как отмечает в своем исследовании Павлова Л.Б. (2009). Мальчики в этих случаях сильнее ощущали дефицит волевых качеств, что вызывало усиление психологического дискомфорта, проявлялось в большей зависимости, несамостоятельности, меньшему принятию себя, увеличению разрыва между «Я-реальным» и «Я-идеальным» [Павлов Л.Б., 2009]. Из выводов к диссертации Павловой Л.Б. (2009) следует, что мальчики с сахарным диабетом типа 1 были более подвержены влиянию болезни. В препубертатном возрасте это проявлялось в проблемах самоконтроля и принятия себя, в переоценке роли матери и восприятии ее как обладающей определенными качествами, присущими мужчине. В подростковом возрасте мальчики с данным заболеванием демонстрировали более высокий уровень стресса, внутреннюю напряженность адаптационных механизмов. Девочки с сахарным диабетом в подростковом возрасте отличаются от здоровых сверстниц большей ранимостью, конформностью, ориентированностью на социальные нормы, при этом их поведение оказывается более осмысленным, неимпульсивным, а уровень притязаний выше [Павлова Л.Б., 2009]. Сдержанность в проявлении чувств со стороны матери детьми обоего пола воспринимается ими как недостаток внимания, а повышенное внимание и даже требовательность со стороны отца у девочек способствует стремлению к развитию волевых качеств, а у мальчиков влияли на благополучие в сфере межличностных отношений. По результатам исследования Павловой Л.Б. (2009) наличие братьев и сестер в семье по-разному влияло на мальчиков и девочек с сахарным диабетом типа 1. В препубертате мальчики, сравнивая себя со здоровыми братьями и сестрами, критичнее относились к себе, но демонстрировали позитивные отношения с окружающими, в подростковом возрасте ощущение неполноценности пропадало, появлялась удовлетворенность системой межличностных отношений. Девочки в обеих возрастных группах обнаруживали трудности в сфере общения, в результате чего в препубертате усиливалась значимость состояния гипергликемии (как потребность в своеобразном допинге, повышающем стеничность), которое одновременно приводило к декомпенсации заболевания [Павлова Л.Б., 2009]. Подростки с сахарным диабетом типа 1, живущие в неполных семьях отличаются большой психоэмоциональной напряженностью и озабоченностью своим здоровьем. В то же время неполная семья оказывается более благоприятной для формирования системы межличностных отношений, нежели полная, но дисфункциональная [Павлова Л.Б., 2009]. Таким образом, подростки, страдающие сахарным диабетом типа 1, отличаются по своим индивидуальным особенностям познавательной, интеллектуальной, личностной сферам, характеру формирования межличностных отношений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|