Индивидуальные особенности подростков, страдающих сахарным диабетом 1типа

При сахарном диабете помимо возрастных изменений,  меняется и общее состояние больных, появляются физическая слабость и быстрая утомляемость, снижается работоспособность, у детей ухудшается успеваемость в школе [Соколов Д.Д., 1957; Сидоров П.И, 2006].

Познавательная сфера больных сахарным диабетом характеризуется отсутствием интеллектуальной гибкости, инертностью, непродуктивностью, ослаблением памяти, нарушением абстрактного мышления, снижением критики. Интеллектуальные показатели у детей подросткового возраста ниже по сравнению со здоровыми детьми [Чуваков Г.И., 1992; Гнедова С.Б., 1998].

Ряд авторов [Смулевич А.Б., 2003; Кошанская А.Г., Винокур В.А., 2006; Захарчук Т.А., 2007; Geringer, E.S., 1990] предполагает, что личностные особенности больных диабетом являются результатом фиксации реакций на возникновение болезни. При этом, по мнению Бройтигам В. (1999), особенности детей, больных диабетом, во многом объясняются и воздействием соматических факторов (астения, гипогликемия и т.п.) на формирующуюся психику [Бройтигам В. и др., 1999].

При терапии инсулином у подростков часто наблюдается гипогликемические состояния, связанные с резким снижением содержания сахара крови [Жуковский М.А., 1982]. Негативное воздействие данного рода состояний состоит в нарушении питания нервной системы, что приводит к нарушениям функции мозга и проявляется в таких симптомах как головная боль, головокружение, заторможенность, судороги и ряд других, вплоть до потери сознания [Grandinetti A. et. al., 2000; Стройкова А.С., 2004]. Частые повторные гипогликемические состояния приводят к снижению интеллекта, развитию деменции, также снижению интеллекта приводит и длительная хроническая гипергликемия, что рассматривается в качестве одного из проявлений «центральной нейропатии» [Amiel S.A., 1994]. Следует отметить, что при компенсации и стабильном течении диабета влияние болезни на интеллектуальное развитие снижается [Чуваков Г.И., 1992; Гнедова С.Б., 1998]. Таким образом, детей и подростков с тяжелым течением диабета (наличием осложнений, лабильным течением диабета) можно отнести к группе риска по нарушениям интеллектуальной сферы.

В диссертационной работе Павловой Л.Б. (2009) было отмечено, что в результате исследования влияния гипогликемических состояний на личностные особенности детей препубертатного возраста и подростков частые состояния гипогликемии формировали критичное и настороженное отношение к своему здоровью, а гипергликемия, напротив, воспринималась как положительное состояние, возможно потому что оно оказывало растормаживающее воздействие на эмоционально-поведенческое характеристики больных детей и подростков.

В препубертате степень компенсации заболевания в первую очередь оказывала влияние на уровень невротизации, на эмоциональное состояние, а в подростковом возрасте - на субъектность личности и на уровень самоконтроля [Павлова Л.Б., 2009]. По результатам исследования Павловой Л.Б. (2009), при относительно благоприятном течении сахарного диабета девочки в препубертате обладали меньшим уровнем нервно-психической напряженности, у них была ниже значимость гипергликемических состояний, а у мальчиков снижена выраженность внутриличностного конфликта. В подростковом возрасте при компенсированном сахарном диабете снижался уровень импульсивности, выше оказывался показатель уровня субъектности личности [Павлова Л.Б., 2009].

У подростков с неблагоприятным течением диабета возрастает ориентированность на социум, но одновременно усиливается негативная установка, критичность по отношению к окружающим, снижается готовность к сотрудничеству, наблюдается некоторое эмоциональное огрубление [Павлова Л.Б., 2009]. Утяжеление клинической картины болезни для девочек оборачивалось обострением неудовлетворенности своим телесным «Я», поведенческой расторможенностью, - как отмечает в своем исследовании Павлова Л.Б. (2009). Мальчики в этих случаях сильнее ощущали дефицит волевых качеств, что вызывало усиление психологического дискомфорта, проявлялось в большей зависимости, несамостоятельности, меньшему принятию себя, увеличению разрыва между «Я-реальным» и «Я-идеальным» [Павлов Л.Б., 2009].

Из выводов к диссертации Павловой Л.Б. (2009) следует, что мальчики с сахарным диабетом типа 1 были более подвержены влиянию болезни. В препубертатном возрасте это проявлялось в проблемах самоконтроля и принятия себя, в переоценке роли матери и восприятии ее как обладающей определенными качествами, присущими мужчине. В подростковом возрасте мальчики с данным заболеванием демонстрировали более высокий уровень стресса, внутреннюю напряженность адаптационных механизмов.

Девочки с сахарным диабетом в подростковом возрасте отличаются от здоровых сверстниц большей ранимостью, конформностью, ориентированностью на социальные нормы, при этом их поведение оказывается более осмысленным, неимпульсивным, а уровень притязаний выше [Павлова Л.Б., 2009]. Сдержанность в проявлении чувств со стороны матери детьми обоего пола воспринимается ими как недостаток внимания, а повышенное внимание и даже требовательность со стороны отца у девочек способствует стремлению к развитию волевых качеств, а у мальчиков влияли на благополучие в сфере межличностных отношений.

По результатам исследования Павловой Л.Б. (2009) наличие братьев и сестер в семье по-разному влияло на мальчиков и девочек с сахарным диабетом типа 1. В препубертате мальчики, сравнивая себя со здоровыми братьями и сестрами, критичнее относились к себе, но демонстрировали позитивные отношения с окружающими, в подростковом возрасте ощущение неполноценности пропадало, появлялась удовлетворенность системой межличностных отношений. Девочки в обеих возрастных группах обнаруживали трудности в сфере общения, в результате чего в препубертате усиливалась значимость состояния гипергликемии (как потребность в своеобразном допинге, повышающем стеничность), которое одновременно приводило к декомпенсации заболевания [Павлова Л.Б., 2009].

Подростки с сахарным диабетом типа 1, живущие в неполных семьях отличаются большой психоэмоциональной напряженностью и озабоченностью своим здоровьем. В то же время неполная семья оказывается более благоприятной для формирования системы межличностных отношений, нежели полная, но дисфункциональная [Павлова Л.Б., 2009].

Таким образом, подростки, страдающие сахарным диабетом типа 1, отличаются по своим индивидуальным особенностям познавательной, интеллектуальной, личностной сферам, характеру формирования межличностных отношений.



Просмотров: 292
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эмоциональное выгорание у подростков с сахарным диабетом 1 типа.
  • Сказка для детей больных сахарным диабетом
  • Основные особенности детско-родительского взаимодействия в семьях с детьми с сахарным диабетом
  • Психологическая поддержка и сопровождение семей, имеющих ребенка с сахарным диабетом 1 типа
  • Психологические техники в работе с сахарным диабетом. Часть 2. «Встреча с Источником».
  • Психологические техники в работе с сахарным диабетом. Часть 1. «Очищение внутреннего пространства».
  • Нарушение пищевого поведения у детей при сахарном диабете 1 типа.
  • Символизм фильма Аватар (2009)
  • Москвин В.А., Москвина Н.В. Метод аудиовизуальной стимуляции как способ психофизиологической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. - № 3. – 2009. – С. 54-59. - (Разрешена перепечатка, ссылка
  • Как работает гештальт-терапия(отрывок из книги "Депрессия"(Ковпак Д.В.,Третьяк Л.Л.,2009)
  • Усталость от диабета. Эмоциональное выгорание при диабете.
  • Работа с тревожными неврозами(отрывок из книги "Депрессия", Ковпак Д.В.,Третьяк Л.Л.,2009)
  • Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V.
  • Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков
  • Что важно знать при построении межличностных отношений
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Особенности саморегуляции в подростковом возрасте
  • Особенности представления о смерти в подростковом возрасте
  • Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
  • Особенности развития в подростковом возрасте. Рекомендации по взаимодействию
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте
  • Потворствующий стиль воспитания, что ожидаем в подростковом возрасте?
  • Особенности формирования самосознания подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • Трудности общения в подростковом возрасте
  • Личностные стили в подростковом возрасте. Шизоидный личностный стиль
  • Психологическая составляющая при возникновении сахарного диабета
  • Личностные особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях
  • Как найти общий язык с ребенком в подростковом возрасте?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь