|
Символизм фильма Аватар (2009)Автор статьи: Илья Архипов
В фильме Аватар Джеймса Кэмерона, при внимательном изучении, можно усмотреть некоторые параллели с юнгианским символизмом и мировоззрением. Мне видятся 2 основных уровня, которые затрагиваются в мифологеме Аватара. Первый – глобальный, коллективный. Второй – индивидуальный, личностный. Глобальный уровень коллективного мифа представлен в фильме через 2 расы – людей и нави. Люди своим поведением напоминают западный мир, с его логикой, индивидуализмом, технократией. Раса нави напоминает восточное мышление, родоплеменной уклад жизни, коллективизм и близость к природе. В слегка ином срезе, можно представить людей символом левого полушания, нави – правого. Если взять планету Пандору в качестве Целого, можно выделить следующие структуры – эго(человеческая раса), архетип самости(Эйва как источник целостности всей планеты, Дерево Души), архетип анимы (Эйва, как богиня-мать), коллективное бессознательное (природа Пандоры), архетип анимус (нави, как самые разумные представители Пандоры, мужественные воины), архетип тени (полковник Майлз Куоритч и др. люди-разрушители). В этой парадигме легенды Аватара, можно сказать, что произошла инфляция эго, тень разбушевалась и начала все вокруг уничтожать. Самость вмешалась и восстановила равновесие, ущемив эго-тень через катаклизмы. Индивидуальный уровень мифа об Аватаре представлен главным героем – инвалидом и бывшим морпехом Джейком Салли, - и его историей перевоплощения в новый образ представителя нави, сопутствующих героических поступков. Здесь довольно интересен сам смысл трансформации персонажа и очень наглядно показан своеобразный путь индивидуации, развития психического. Джейк-человек в этом контексте явно несовершенен, что показано его инвалидностью, он как эго – ограничен тем, что известно и не видит картину в целом. Но у него есть уникальное психическое качество – открытость новому, в фильме не раз повторяется, что Джейк как ребенок (к слову, архетип Божественного ребенка очень популярен в древних мифах). И вот, эго (Джейк в человеческом облике) осознает свою ограниченность (посредством немощности), дальше срабатывает Синхроничность – ему предлагают нечто новое (закончить программу Аватара за брата), он прислушивается к этому Знаку, доверяется своему чутью-интуиции и обретает новую Идентичность, новый Образ Себя – Аватар, тело нави(Кстати, вот что попалось в интернете – «В русских народных сказках Навье Тело – это Волшебное Зеркальце, которое может показать Прошлое и Будущее и то, что происходит в разных местах Мира в Настоящем. Осознанные сновидения – это и есть способность овладения своим Навьим Телом, и это путь каждого пробужденного человека.»). До обретения этой новой идентичности, по легенде рассматриваемого фильма, эго не могло напрямую взаимодействовать с Самостью, только посредством Синхронистичности. И то, что не мог Джейк-человек, смог Джейк-нави. Опять же, через ряд синхроний и знаков, судьба ведет Джейка-нави по пути научения и получения новых навыков, нового понимания. Здесь символичен и первоначальный ужас при встрече с неизведанным, и бегство от чудовища, и прыжок в бездну с водопада, и принятие внутренних «демонов» через подключение к животным (наземным и летающим), принятие их как части себя, и соединение с прекрасной аборигенкой нави (анима, женский принцип), и сознательное альтруистическое обращение к Древу Души (архетип Самости). Пиком этого развития, становится укрощение Джейком-нави торука — огромного летающего хищника, за которое Джейка прозвали легендарным вождем «Торук Макто». Из последнего события можно сделать предположение – насколько сложно принять свою глубинную ужасную древнюю животную природу, такую неведомую и пугающую, как громадный дракон. Но и влияние Джейка на мир - от этого внутреннего единства с глубинным бессознательным страхом - намного возросло, что мы видим из последних подвигов Джейка по объединению кланов, победе над коллективной (люди-разрушители) и персональной тенью (полковник). В индивидуальном сражении с полковником, Джейк словно борется с самим собой, ведь он тоже был военным, а значит носил некоего «военного в себе», этакий бессознательный шаблон приказного вояки, который ему пришлось преодолеть. Очень показателен конец легенды Аватара в контексте индивидуализации главного персонажа. Джейк утрачивает свою человеческую форму и Эйва переносит его душу-сознание целиком в навье тело. Источник: Психология Good! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|