Символизм фильма Аватар (2009)

Автор статьи: Илья Архипов

В фильме Аватар Джеймса Кэмерона, при внимательном изучении, можно усмотреть некоторые параллели с юнгианским символизмом и мировоззрением.

Мне видятся 2 основных уровня, которые затрагиваются в мифологеме Аватара. Первый – глобальный, коллективный. Второй – индивидуальный, личностный.

Символизм фильма Аватар 2009

Глобальный уровень коллективного мифа представлен в фильме через 2 расы – людей и нави. Люди своим поведением напоминают западный мир, с его логикой, индивидуализмом, технократией. Раса нави напоминает восточное мышление, родоплеменной уклад жизни, коллективизм и близость к природе. В слегка ином срезе, можно представить людей символом левого полушания, нави – правого.

Если взять планету Пандору в качестве Целого, можно выделить следующие структуры – эго(человеческая раса), архетип самости(Эйва как источник целостности всей планеты, Дерево Души), архетип анимы (Эйва, как богиня-мать), коллективное бессознательное (природа Пандоры), архетип анимус (нави, как самые разумные представители Пандоры, мужественные воины), архетип тени (полковник Майлз Куоритч и др. люди-разрушители).

В этой парадигме легенды Аватара, можно сказать, что произошла инфляция эго, тень разбушевалась и начала все вокруг уничтожать. Самость вмешалась и восстановила равновесие, ущемив эго-тень через катаклизмы.

Индивидуальный уровень мифа об Аватаре представлен главным героем – инвалидом и бывшим морпехом Джейком Салли, - и его историей перевоплощения в новый образ представителя нави, сопутствующих героических поступков. Здесь довольно интересен сам смысл трансформации персонажа и очень наглядно показан своеобразный путь индивидуации, развития психического.

Джейк-человек в этом контексте явно несовершенен, что показано его инвалидностью, он как эго – ограничен тем, что известно и не видит картину в целом. Но у него есть уникальное психическое качество – открытость новому, в фильме не раз повторяется, что Джейк как ребенок (к слову, архетип Божественного ребенка очень популярен в древних мифах).

И вот, эго (Джейк в человеческом облике) осознает свою ограниченность (посредством немощности), дальше срабатывает Синхроничность – ему предлагают нечто новое (закончить программу Аватара за брата), он прислушивается к этому Знаку, доверяется своему чутью-интуиции и обретает новую Идентичность, новый Образ Себя – Аватар, тело нави(Кстати, вот что попалось в интернете – «В русских народных сказках Навье Тело – это Волшебное Зеркальце, которое может показать Прошлое и Будущее и то, что происходит в разных местах Мира в Настоящем. Осознанные сновидения – это и есть способность овладения своим Навьим Телом, и это путь каждого пробужденного человека.»).

До обретения этой новой идентичности, по легенде рассматриваемого фильма, эго не могло напрямую взаимодействовать с Самостью, только посредством Синхронистичности. И то, что не мог Джейк-человек, смог Джейк-нави. Опять же, через ряд синхроний и знаков, судьба ведет Джейка-нави по пути научения и получения новых навыков, нового понимания.

Здесь символичен и первоначальный ужас при встрече с неизведанным, и бегство от чудовища, и прыжок в бездну с водопада, и принятие внутренних «демонов» через подключение к животным (наземным и летающим), принятие их как части себя, и соединение с прекрасной аборигенкой нави (анима, женский принцип), и сознательное альтруистическое обращение к Древу Души (архетип Самости).

Пиком этого развития, становится укрощение Джейком-нави торука — огромного летающего хищника, за которое Джейка прозвали легендарным вождем «Торук Макто». Из последнего события можно сделать предположение – насколько сложно принять свою глубинную ужасную древнюю животную природу, такую неведомую и пугающую, как громадный дракон.

Но и влияние Джейка на мир - от этого внутреннего единства с глубинным бессознательным страхом - намного возросло, что мы видим из последних подвигов Джейка по объединению кланов, победе над коллективной (люди-разрушители) и персональной тенью (полковник). В индивидуальном сражении с полковником, Джейк словно борется с самим собой, ведь он тоже был военным, а значит носил некоего «военного в себе», этакий бессознательный шаблон приказного вояки, который ему пришлось преодолеть.

Очень показателен конец легенды Аватара в контексте индивидуализации главного персонажа. Джейк утрачивает свою человеческую форму и Эйва переносит его душу-сознание целиком в навье тело.

Источник: Психология Good!



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Только через тело возможно добраться до души, напрямую никак.
  • Архетип Самости
  • Архетип Мудрец и Архетип Трикстер.
  • Архетип Дурака в картах Таро - путь индивидуации. Аналитический взгляд.
  • Архетип Самость – возможность жить из центра себя
  • Архетип Тень
  • Тень и архетип Трикстера
  • Можно ли поменять близкого человека через работу с собой?
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Путь к себе через тело
  • Психолог: «Душа передает свою боль через тело»
  • Для психологов и людей: зачем нам нужно определять архетип?
  • Архетип Тени в кино
  • Архетип русского мужчины - товарищ Сухов из фильма "Белое солнце пустыни"
  • Бессознательное, архетип Христа и ипохондрия
  • Архетип Рождества. Это касается каждого из нас.
  • Как сотворить новую жизнь? Архетип Волшебницы
  • Как понять свой Индивидуальный путь через эмоции?
  • Кукольность. Доминирующий женский архетип современности.
  • Архетип «Хорошая девочка» и его Тень «Плохая девочка»
  • Путь к деньгам и процветанию через тело и чувства.
  • Архетип Вселенной в Северной Традиции: нижние миры. Бессознательное
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 2. Портрет Света и Тени. Дориан Грей
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • Подсознание очищается через тело, через болезнь
  • Архетип Хозяйка (Мать, Мачеха и Квочка)
  • Архетип Тени в романах Джоан Харрис Шоколад и Леденцовые туфельки
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени.Часть 6. Стервология, ведьмы и герои
  • Доминация и влияние – архетип правителя и комплекс власти
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 3. Удар в спину и враг в тылу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь