Архетип русского мужчины - товарищ Сухов из фильма "Белое солнце пустыни"

Фильм "Белое солнце пустыни" стал легендарным и культовым сразу после выхода на большие экраны, это было в далеком 1969 году, почти 50 лет тому назад.

Мне представляется, что образ Сухова стал столь популярным, поскольку точно воплотил архетипический образ русского мужчины, то коллективное бессознательное, тот идеальный образ, который служит образцом для множества мужчин и женщин и по сей день. Почему это так, постараюсь рассмотреть, продемонстрировать в статье.

Архетип русского мужчины  товарищ Сухов из фильма Белое солнце пустыни
 
Из фильма мы узнаем, что Сухов - солдат, возвращающийся по бескрайним пескам Средней Азии домой, в далекую зеленую, березовую, полную разнотравья, Россию после успешного завершения своего долгого военного похода "от Амура, до Туркестана", на службе у победоносной, русской Красной Армии.

Образ солдата возвращающегося с войны домой, либо из отпуска обратно в часть - популярный сюжет русских народных сказок и былин о находчивом солдате.

Такие притчи, байки были популярны в петровские времена, в правление Петра Первого. Они сохранились в сборниках "Русские солдатские сказки", "Находчивый солдат". В "Находчивом солдате" Нечаев и Привалов собрали поучительные истории о Петре Первом и простом русском солдате, неунывающем, несмотря на тяготы подневольной жизни:
"Солдатская доля - не своя воля. На войне-то всяко приходится: и жар донимает, и ветер обдувает, и дождём мочит, и ржа сердце точит".

О солдате, проявляющем выдержку, терпение, а также находчивость и смекалку. А значит этот образ народом ценил и бережно сохранил еще 300 лет назад.
 



Другая характерная сказка о русском солдате, которую я даже не столько читал, сколько смотрел в виде мультфильма по телевизору – это русская народная сказка "Каша из топора". Изложу ее в своей, оценочной интерпретации:

Старая бабка не проявила великодушия к голодному солдату, испытывая скаредность (жадность совместно с мелочностью и завистью). Солдат, привыкший к несправедливому к себе обращению, даже бровью не повел на такое поведение бабки, сумел хитростью умело обернуть неблагоприятные обстоятельства с свою пользу, несправедливый мир исправил, утвердив порядок и установив справедливость, еще и добычу получил (топор) в качестве наказания скаредной старухе.

В конечном итоге солдат то сам поел, бабку накормил и топор получил! ("Да, вишь, он не уварился, где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю" и "тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню").

Отсюда, я думаю, легко можно выделить и ценности русского народа: великодушие (проявляемое в виде гостеприимства, неравнодушия и симпатии, эмпатического понимания чужих невзгод) и справедливость (как мерило сути, смысла происходящего, противостоящих пусто- и лжесловию, оправданиям, наветам и рационализациям, «бабкиным» словам).

Судя по всему, эта сказка "Каша из топора" характерна для времен наполеоновских войн и Суворовских походов, то есть лет так 200 назад, архетип русского мужика, солдата кристаллизовался, стал более точным и ясным, а сам текст описания, сказки заметно сократился (она совсем короткая, эта сказка).

С приходом кинематографа сказку воплотили в виде мультфильма, а затем появился и полнометражный художественный фильм "Белое солнце пустыни", в котором уже воплощен визуальный, живой и драматический образ все того же архетипа русского мужчины – товарища Сухова, находчивого и бывалого солдата, защитника "освобожденных женщин Востока", однако верного своей жене – "незабвенной Екатерине Матвеевне".

То, что Сухов тот самый солдат из сказки про кашу из топора, то есть человек умелый и опытный, который решает нестандартно практически любую задачу, проявляя при этом наблюдательность, ум, фантазию, смекалку и гибкость мышления, показывает одна его реплика про бандита, которого ловят и все никак поймать не могут, потому что он все время умудряется уходить от погони, убегает:

- «В старой крепости, его через трубу надо было брать».
 



Неожиданно, правда?

Таким образом, выходит в Сухове, в его уже визуальном, художественном образе воплотилась сама душа русского народа, сама его глубинная сущность и соль – архетип русского мужчины: заботливого и верного, великодушного и романтичного, справедливого и хозяйственного, хитрого и оригинального, бесстрашного и непредсказуемого.



Просмотров: 706
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "СмИрение" или "смЕрение"? Уроки русского языка от психолога.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "А тому ли я дала" или комплекс "Мадонны-Простмтутки" у мужчин и женщин
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "Женский эгоизм" глазами мужчины.Часть 2 "Лед тронулся!"
  • Мужчины - в "пещеру", женщины - в "преглубокое озеро". Позвольте паузам быть.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • В поисках «Папы», или почему девушкам "до..." так интересны мужчины "за..."
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Образ женщины. Образ мамы. Почему не ладится с мужчинами"
  • Обучающие сказки для дошколят "НОТЫ", "Про гигиену"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь