Тень и архетип Трикстера

Тень – это бессознательное содержание, неподконтрольное Эго.  Оно  часто меняется в течение жизни по мере изменения сознательных установок Эго, т.к. является его оборотной стороной.

Эго переживает свою Тень, проецируя ее на других как в пословице « в своем глазу бревна не замечает, в чужом соломинка видна».  Иногда бессознательные теневые содержания проецируются на целые нации, культуры, социальные слои, которым приписываются те или иные моральные качества.

Нужно ли познавать свою Тень? Такое познание обогащает личность, позволяет избавиться от прежних проекций, но, разумеется, полная интеграция теневых содержаний невозможна.

В сновидениях Тень проявляет себя как чуждый непонятный персонаж, от которого сновидец убегает или вступает с ним в борьбу.

Тень и архетип Трикстера

Роль Тени:

  1. Тень выполняет компенсаторную функцию, включая в свое содержание то, что личность не позволяет себе сознательно. Тень пробуждает в человеке такие эмоции, как стыд, вина, а также агрессия, ненависть и зависть.
  2. Тень является отправным пунктом, который осознается в аналитической работе и служит своего рода источником развития личности.

Теневой материал не всегда представляет собой что-то негативное, асоциальное и отвратительное, он просто остается затемненным только из-за его несоответствия Персоне и Эго.

Конфликт между Персоной и Тенью, своего рода «кризис индивидуации», разрешается через Эго, которое находит компромисс, позволяющий сосуществовать этим двум аспектам психики. Такие переломные моменты периодически переживает каждая личность (как пример, кризис среднего возраста, когда возможности Персоны не удовлетворяют вытесненные желания Тени).

Тень и Трикстер

Тень – это своего рода личное психическое содержание, которое скользит позади человека, тогда как Трикстер – это архетип, некий коллективный образ Тени. Как и Тень в индивидуальной психологии, Трикстер также вытесняется в коллективное бессознательное в культуре и в сознани общества. Как писал  Юнг, «Трикстер – это коллективный образ Тени, сумма всех низших черт характера людей. И поскольку Тень существует всегда как составная часть личности, коллективный образ может служить ее продолжением».

Юнг подробно рассматривал мифологические и фольклорные воплощения архетипа Трикстера в своей одноименной работе. Здесь он приводит множество примеров того, как образ трюкача пронизывает культуру еще с древних времен. Мы видим его гримасы в таких персонажах, как Меркурий, различные шуты  и весельчаки. Он присутствует в фольклоре каждого народа как насмешливый персонаж, который переворачивает все с ног на голову. В сновидениях Трикстер может прийти в человеческом обличье, как образ с абсолютно необъяснимым поведением, человек в состоянии алкогольного опьянения, так и в виде диких, необузданных животных, природных явлений – буря, шторм, сильный ветер, смерч.

Когда архетип Трикстера проявляется в человеческой судьбе, он нередко создает хаотические ситуации, вынуждающие человека выходить за прежние рамки, сомневаться в своих установках, менять привычки. Трикстер сталкивает человека с его собственной Тенью, обесценивает привычные ценности и делает ценным то, что раньше воспринималось как само собой разумеющееся. Трикстер смешивает людей, чувства и обстоятельства, высмеивает то, что стало раздутым до масштабов аксиомы, ставит перед человеком парадоксальные задачи, выводит его из состояния равновесия и покоя. Трикстер всегда активируется в те моменты жизни, когда человек застревает на пути индивидуации.

Тень и индивидуация

Интеграция Тени является неотъемлемым этапом индивидуации. Теневой материал не всегда содержит в себе что-то негативное, это всего лишь то, что не принимают Персона и Эго. Интеграция Тени означает принятие теневых черт личности как проявлений собственной души. Конфликт между коллективными ценностями Персоны вступает в противоречие с Тенью. Это создает напряжение между двумя полюсами Эго, содержащее потенциал для выработки нового отношения к жизни.

Патологическое развитие Тени

Патологическое влияние Тени в условиях слабого Эго влечет полную невозможность ее интеграции и приводит к диссоциации. Слишком сильно заряженная энергией Тень не способна интегрироваться с социально приемлемой Персоной, в результате чего развивается психотическая личность.

 

 

 

 



Просмотров: 909
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тень своей тени.
  • Тень-тень, потетень, или квадрат ДжоХари по нашенски
  • Отдельное слово об архетипе Тень: Его место в структуре личности и способы проявления в жизни.
  • Архетипы и Тени таро. "Тень, знай свое место!"
  • Тень. Зеркало. Ширма. Что это такое, на самом деле?
  • Как перестать раздражаться, или Поймай свою Тень.
  • " Из тени в свет" (И встала тень передо мною).
  • Как распознать свою Тень?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как не потерять свою тень в Инстаграме?
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Архетип «Хорошая девочка» и его Тень «Плохая девочка»
  • Так ли страшна Тень, как её малюют?
  • Что делать, когда вокруг одни Крокодилы или Здравствуйте, Я ваша Тень!
  • Что происходит, если бороться с самим собой или тень разума...
  • Роль Воина и его Тень Воин Без-Просвета (архетипическое исследование)
  • Архетип Тень
  • Бороться нельзя взаимодействовать. Или как обнять собственную тень.
  • Тень любви или что такое ревность.
  • Тень. Кризис. Травма. Зачем погружаться в то, что пугает?
  • Фобия и Тень. Теория возникновения иррациональных страхов. Как избавиться от страха?
  • «Любовь» и «Деньги»: как Тень «Скряга» ограничивает возможности «трудиться, творить и любить».
  • Как рассматривает Тень аналитическая психология?
  • Я и моя Тень. Как достичь единства?
  • Тень есть у каждого человека
  • Это страшное 8 марта. Тень праздника.
  • Ты это я, но я это не ты: как выйти из тени другого человека
  • Карма, судьба, тень. Как придти к счастью.
  • Как рассматривает Тень аналитическая психология (продолжение_2)
  • Как рассматривает Тень аналитическая психология (продолжение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь