|
Свет и тень личностиАвтор статьи: Лисанова Маргарита Эдвиновна
Личностный Уровень развития человека! Как же важно уделить этому возрасту внимание, когда впервые начинает проявляться личность. Какая созреет личность – самораскрывающаяся или отрицающая себя, такая у человека и будет дальнейшая жизнь, так он и будет проявляться в жизни других людей: Светом – своими лучшими качествами или тенью – своей слабостью. Как же не вырастить из сына «свина», на что же следует обратить внимание?! Мы уже с Вами рассмотрели Таблицу Выборов на межличностном и на физическом уровнях (статьи «Я никому ничего не должен!», « Подарите мне полноценную жизнь!»), а теперь рассмотрим, как же развивается сама личность, что это такое, как те этапы подъёма и падения она проходит исходя из Таблицы Выборов (Метод Холодинамика, автор В. Вульф). Впервые особое внимание у ребёнка на себя как личности обычно проявляется в период от двух до четырёх лет. И вот из этого животного тела начинает проявляться человек - личность – ему очень хочется себя раскрывать и, т.к. он родился не только телом, но и человеком внутри этого тела, а значит этого человека – самого себя ему надо проявлять через свою самореализацию и самоутверждение в жизни. Конечно, если возле него есть любящие родственники: родители, бабушки, дедушки, дяди, тёти и другие близкие, то они всеми силами, своими знаниями, своей заботой начинают следить за маленьким существом и, помогать ему проявляться - быть Человеком. Его учат раскрывать свою личность, практически каждый ребёнок встаёт на стул и упоительно читает стихи, заботливые окружающие ему аплодируют, и ребёнок чувствует себя «Я в порядке». Развиваясь далее, он учится правилам этикета, и начинает постепенно осознавать своё место в жизни, что, и как, и где надо говорить, где промолчать – и через эти знания, у него появляется уверенность в себе. Он, с радостью становится творцом, гармоничной личностью. Сначала, это маленькое существо, старается проявлять свои личностные качества - всё присваивая себе – всё, что ему нравится. Он всё, что захочет, тянет к себе: «Моё - моё, и твоё - моё!», так проявляется животный инстинкт собственника. Постепенно, ближе к 4-м годам, учась взаимодействовать с другими людьми, уже начинает понимать, что не всё принадлежит ему и учится делиться своим с другими. Близкие всеми силами наблюдают и всматриваются в него, чем могут помочь маленькому человеку проявить себя раскрыть его возможности, выявить, пока скрытые, способности. Если это удаётся, то вырастает личность, стремящаяся вверх, умеющая ценить и раскрывать свои способности, таланты. А если ребёнок «растёт как трава», без любви и заботы, если родители очень заняты собой, работой или, если он просто никому не нужен, никто им не интересуется, тогда жизнь ребёнок начинает понимать, как может – начинает самоутверждаться за счёт других, применяя физическую силу и хитрость, в которую входит ложь, обман. Начинает не жить, а выживать. Вот тогда и вырастает из него… «неведома зверушка» - «свин», с которой не могут нормально взаимодействовать ни сверстники, ни взрослые. Без заботы, внимания, любви человека не вырастить. Во всю свою нечеловеческую силу эта «зверушка» начинает проявляться в подростковом возрасте, хотя и этот возраст – от 2 до 4 лет характерен и упрямством, и истериками, и капризами, если ему не дают, того, чего он неистово желает, не дают раскрываться достойным образом, на основе истинной любви и нежной заботы. И он закрывается – начинает себя самоотрицать, и сползать далее, по ступеням вниз, хорошо показанных в Таблице Выборов. Выбор вверх Выбор вниз Свет личности: Тень личности: Раскрываться Не раскрываться Самораскрытие Самоотрицание «Я в порядке» Страх Осознание места в мире Гнев Уверенность Незащищённость Творчество Самоуничижение Гармония с самим собой Распад личности
Ребёнок не обучен понимать себя в данное время и в данном месте, и не различает как себя вести, не понимает, что уместно в данном общении, а что, возможно, неуместно. Он не осознаёт своё место в мире, в данном, конкретном событии, не научили его быть таким, как этого требует его благополучие. В результате ребёнок теряется и начинает испытывать и страх, и гнев, и другие «прелести» выбора вниз, доходя до самоуничижения, сформированного окружающими через уничижение общественное, бесконечным обвинением во всех смертных грехах, порой и ни за что, но как в басне Крылова говорится: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!». Сначала он попадает на ступеньку, «Самоотрицания», затем «Страха», страх подростка. а затем, уже защищаясь, переходит в «Гнев», А дальше, вот из–за этого непонимания друг друга и случаются конфликты, ссоры, войны, проявляются болезни, а если ещё и люди нормально разговаривать не умеют, а больше молчат, то приходится только догадываться, что у человека в голове. Здесь, конечно, помогает язык телодвижений - определять, наблюдать, о чём говорит его тело, что от этого существа ожидать можно, иногда мы интуитивно это считываем, но всё же - это уже знания, которым надо специально обучаться. Если человек не находит достойного выхода сам или ему никто не помогает, то он опускается ниже ступеньки «гнева» и ощущает себя незащищённым и впадает в депрессию:
Практически любой выбор вниз причиняет сильную душевную боль, которая, если продолжается долго, то переходит в физическую боль, т.е. болезнь тела. Здесь личность ребёнка или уже выросшего человека игнорируется, не воспринимается и человек вынужден постоянно быть готовым к защите. И в небезопасной для себя ситуации он или защищается нападением или убегает, используя инстинктивные приёмы выживания животных. А слабость, как мы видим из жизни, не так уж редко, бывает очень жестока, и в борьбе за свою «справедливость» ничего не учитывается: ни возраст, ни родственные связи, ни элементарные этические нормы. Это хорошо заметно в школе, в любом классе есть неформальный лидер, который обладает нахрапистым поведением, создающим разного вида хитросплетения, и объединяет психологически слабых, таких же обиженных завистников, или просто от страха подчиняющихся этому лидеру одноклассников, на травлю, выбранного им объекта - своего же одноклассника – изгоя. Этот фильм был выпущен в 1983 году и это явление было далеко не в таких масштабах как сейчас, и этому надо активно противостоять. Таблица Выборов чётко даёт понять, как следует бороться с этим явлением - и это только выращивать человека, помогая ему вернуться к свету своей личности, к себе настоящему, который постоянно будет двигаться вверх, достигая гармонии с собой и другими. Другого пути просто не существует, иначе незрелость человека берёт верх и он возвращается к приёмам жизни животных. А там работает дикое право "сильных" - унижай, чтобы не быть униженным. Заниженная самооценка Чувство вины Большое влияние на падение вниз, приобретение комплекса неполноценности ребёнка, подростка, взрослого человека оказывает чувство вины - социально сформированной эмоции. Вечно и во всём виноватый человек начинает чувствовать свою ущербность, если он не начнёт опираться на свои возможности внутренней силы и на высшие человеческие принципы, переходя на другой уровень общения, в другом, более высоком по воспитанию, круге людей, где приветствуется индивидуальность и не стандартность личностного мышления - где учитывается мнение каждого.
Когда личность, не развиваясь достойным созидательным путём - некому обучать, просто исчезает - падает вниз, и остаётся только зверёк с рефлексами, для выживания только физической плоти, причём любой ценой. Этот человек придёт к личностному распаду и потянет за собой себе подобных, по сути, выучившихся беспомощному мышлению и поведению, не умеющих себя достойно защищать, духовно слабых людей, постоянно боящихся всего от того и жестоких.. Но такой «авторитет», за счёт своей физической силы, криминальных способностей и объединения большого количества, подобных ему людей, будет держать в страхе территории, о чём нам упоительно рассказывают криминальные сюжеты фильмов так широко сейчас льющихся с экранов телевизоров, которые настойчиво формируют мышление слабости и страха у жителей. . Тень личности тянет человека к покиданию жизни (см. предыдущую статью «Подари мне полноценную жизнь!»), если Личность не найдёт в себе силы и возможности подняться к своему свету через энергию жизни – безусловную любовь. Понятно, что развитие этих личностей, идущих по пути света или тени, идёт разным образом, обучение идёт разным способам жизни – один будет гармоничной личностью – принесёт себе и людям много пользы, радости и счастья, а идущий по пути «тени» разрушает жизнь всех - не щадит ни себя, ни других. Где нет человеколюбия - нет и радости жизни, хотя тень всегда создаёт иллюзии счастья, но это всего лишь иллюзии… Тень личности всегда выдаёт желаемое за действительное, не имеющее под этим никакой реальной основы и ведущей в никуда, т.к. это всегда обман, несоответствие…, как сейчас выражаются фейки. Но ведь жизнь не спрашивает, издан указ или нет - у неё свои законы и, если не подчиняться этим законом, и выходит буквально рубить сук, на котором сидим. А процесс воспитания человека происходит всегда, с какой бы информацией человек ни сталкивался, с кем бы ни общался – это всё и есть воспитательный процесс – вос – питание – принимает в себя, питается. Задача любого педагога, педагогического коллектива и есть корректировать, полученную воспитанниками любую информацию в сторону благополучия воспитуемого. И тот самый школьный буллинг как раз и показывает педагогические недоработки всей воспитательной системы, и чётко даёт понимание, что двигаться надо, глядя на Таблицу Выборов, только вверх, к Свету Личности – и другого пути просто нет. Главная задача родителей и педагогов всегда была, есть и будет воспитательной, т.е. идеологической – какая идея закладывается в голову маленькому человеку, подростку, или студенту, таким он и будет. И своей личностью будет продвигать свой свет или свою тень – исходя из того, что он накопил для себя. Мы можем отдать другим только то, что имеем сами – если у нас чего-то нет – мы этого и отдать не можем – так устроен мир. Человек, научившийся управлять собой, принявший путь света своей личности, реально становится счастливым человеком, и в этом научении ему обязаны помочь те, кто поставлен создавать и охранять личность человека, вступающего в жизнь. А это и родные, и близкие, и педагоги, и всё общество в целом, в котором живёт личность, если, конечно, общество желает развиваться и быть во всём успешным. А в успешном обществе каждая личность достигает самораскрытия, уверенности, постоянного состояния «Я в порядке». Она знает, где, что и зачем говорит, знает, зачем занимает то или иное место, знает, что и для чего что-то делает, становится творческой гармоничной личностью, а закладывается это в столь раннем возрасте - от двух до четырёх лет, а дальше набирается опыт своего проявления, т.е. живёт Радостно и Счастливо! Продолжение следует…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|