|
Архетип Вселенной в Северной Традиции: нижние миры. БессознательноеАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Германо-скандинавская мифология имеет весьма сложную систему представлений об устройстве Вселенной. Стоит отметить, что представление Вселенной в виде Дерева - это универсальный архетип, как правило, трехъярусная модель, на оси которой размещены Верхний, Центральный и Нижний миры. Древо Иггдрасиль - тоже не исключение, однако его семантическая составляющая сложнее и в большей степени соотносится с представлениями К.Г.Юнга и его последователями о структуре сознания. Начнем по порядку. Что представляет собой Дерево Иггдрасиль и что означает такое название. 1. Иггдрасиль - космическое древо, метафорическая модель Вселенной, представленная в виде огромного Ясеня. Главный источник постижения знаний о Нордической Традиции "Старшая Эдда" сообщает: Ясень я знаю 2. Иггдрасиль - слово сложное, происходит от "Игг" - Ygg (одно из имен верховного бога Одина) и "drasill" - скакун, конь. Своеобразное название Ясеня связано с главным содержательным значением Древа как оплота миров, по которым путешествует Один. Слово "Игг" переводится как страшный, устрашающий, но в первую очередь, имеет психосемантическое значение проявляется в обуздании собственных разрушительных страстей, в преодолении внутреннего хаоса. Таким образом, Иггдрасиль - это ключевой символ в Северной Традиции, воплощающий мировой порядок, мироустройство на законах гармонии, уравновешивающих Мрак и Свет, Лед и Огонь. Но также Ясень своего рода модель человека, его психическая структура: Сверхсознание - Сознание - Бессознательное. Священное число Нордической Традиции - девять. Девять миров Иггдрасиля, девять ночей постижения сверхзнания о рунах Одином... Именно на Ясени Одину открылись руны - семиотические единицы, магический алфавит, с помощью которого знание о Вселенной обрели некую упорядоченность. Между девятью мирами Иггдрасиля двадцать четыре дороги. 24 - не случайное число. Именно столько рун самого древнего Футарка - рунического алфавита. Каждому миру Иггдрасиля соответствует своя руна. Причем, из 24 рун лишь девять необратимых, т.е. сохраняют свое значение в любом положении. Именно эти девять рун обозначают миры Иггдрасиля.
Хельхейм - царство богини Хель. Ей соответсвует руна Hagalaz (град, разрушение). Анализируя эту руну с точки зрения аналитической психологии, можно рассмотреть картину нашего личного прошлого с позиции разрушительных последствий. То есть жизненные уроки, неудачные, а порой и драматичные, есть проявление разрушительных сил, заложенных в нас самих. Йотунхейм - царство йотунов - злобных великанов, обладающих сакральной мудростью. Выраженное разрушительное начало. Согласно концепции Ф.Асвинн, этому миру соотвествует руна Иса (Isa) - мировой Лед. Эзотерик и исследователь так объясняет это сопоставление:
Однако большинство рунологов соотносят с Йотунхеймом руну Наутиз - Nautis -в смысловом значении - нужда, потребность. Нифльхейм - обитель туманов, которой соответствует, по мнению большинства исследователей рун, руна Иса. По Э.Торссону, Isa — мировой лед, изливающийся из Нифльхейма. Согласно легенде, корни Нифльхейма грызет Дракон, желая погубить Мировое Древо. Однако Фрейя Асвинн сопоставляет с этим миром руну Наутиз. Семантически руна также связана со стихией огня, точнее, с его добычей. Значение огня велико для северян в связи с дефицитом тепла и солнца. Вместе с этим, есть и другое семантическое толкование руны - обычай скрещивать пальцы на удачу есть отражение руны Наутиз.
Таким образом, несмотря на некоторые разночтения рунологов в построении структуры нижних миров Иггдрасиля, выявляются следующие важнейшие архетипы этого уровня: нижние миры - это сфера бессознательного, как личного, так и коллективного; ведущими архетипами здесь являются мрак, лед, снег, вода, холод, инертность, нужда, Дракон, огонь. Архетипы, с одной стороны, связаны с коллективным бессознательным северных народов и являют собой представления о климатических особенностях (мрак - полярная ночь, холод - относительно низкая температура, добыча огня - объективная потребность согреться и т.д.), с другой стороны, демонстрируют нам картину инертности и покоя, обездвиженности от холода, снегов и льда. Ресурсным образом здесь выступает именно руна Наутиз как руна, открывающая в человеке новые возможности, руна побуждения и начала действия. Не случайна именно в связи с этим и интерпретация Фрейи Асвинн, отнесшей руну Наутиз к Нифльхейму, чьи корни поедает Дракон. Миры взаимодействуют между собой, образуя некую психокультурную систему знаний, мыслей, чувств, потенциала. Противопоставление миров здесь не конфронтационно, но целенаправленно гармонизирует чертоги Мирового Древа. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|