|
«Древо познания» или "О чем гласит библейский миф".Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Одними из важнейших эмоций, задающих путь социального развития личности, являются стыд и вина. Подрастая и осваиваясь в социуме, ребенок усваивает эти понятия от родителей. Вина – эмоция скорее личностная, замкнутая на «виноватого», а стыд предполагает некоего зрителя / наблюдателя (не обязательно стороннего, но и внутреннего наблюдателя чувствующего стыд). Усвоение социальных правил зачастую происходит путем стыда и вины. Обратимся к древнейшему мифу – библейскому. В эдемском саду, согласно мифу существовали два дерева – Древо Жизни и древо Познания (добра и зла). Плоды с древа жизни были доступны для Адама и Евы, которые, по сути, символические дети, чего не скажешь о древе Познания. Плоды древа познания есть было строго настрого запрещено! Известное изречение гласит «Запретный плод всегда сладок» и действительно получив запрет на плоды с древа познания Ева (первая) и Адам (уж за ней) не устояли. Все что запрещено (табуировано) вызывает в ребенке как минимум любопытство. Желание знать проистекает из запрета. Одним из первых вопросов, пугающих родителей, который возникает у любопытного ребенка, является вопрос о его происхождении (способе появления на свет). Многие родители (хотя надо признать, сейчас родители более подготовлены к этому событию) услышав вопрос о происхождении от своего дитя, буквально теряют дар речи. Как правило, это родители, которые сами были воспитаны в атмосфере стыда, и их представление о появлении детей на свет долгое время ограничивалось капустой и аистом. Долгое время об ЭТОМ вслух не говорили и отдельная тема как в ЭТО посвятить ребенка. Задача родителя, представшего перед вечным вопросом осуществить инициацию ребенка для того, чтобы он смог вкушать с древа жизни, т. е. «плодиться и размножаться». Но если инициация не состоялась, и ребенок испытал вину за вопрос или был пристыжен, ибо «негоже дитяти» этой темой интересоваться, то стыд и вина образуют железобетонный барьер на пути к другому, как представителю другого пола. Если родители не сумели ответить на вопрос ребенка, он, движимый любопытством, пойдет искать ответа из других источников. И непременно найдет! Но вот в каком виде?!... Такими просветителями и «инициаторами» для ребенка или уже подростка становятся такие же подростки. Незрелая психика неготовая к «жесткой правде» о родителях и происхождении, неспособна воспринять информацию целостно и как правило она вытесняется. И в этом случае секс становится одним полюсом, а любовь другим. «Грязный секс» и «возвышенная любовь» никак не могут обрести союз в сознании молодого человека / девушки. В этом случае отношения как таковые становятся невозможными или сексуальная жизнь отделяется от чувственной сферы. Присущая таким людям амбивалентность приводит к историям типа «и люблю и ненавижу» или «жить без него не могу и с ним тоже не могу». Ева и Адам, познав стыд, не случайно прикрыли не рот или голову, а гениталии, т. е. те самые «ведущие» органы, выдающие их желание. Стыд выполняет для ребенка важную социальную функцию, позволяя ориентироваться в социуме, но чрезмерная стыдливость или стеснение в отношениях всегда признак, усвоенного когда-то запрета. Даже если взрослый сознательно понимает всю его абсурдность, то его инфантильная (бессознательная) часть продолжает жить в режиме табу, наложенного божественным родителем. И здесь дело не столько в фиговом листе, прикрывающем гениталии, сколько в неспособности выразить свои чувства и желания по отношению к другому. Подобный запрет в бессознательном ребенка формирует установку, что «стыдно чувствовать». Вместе с "запретной темой" запретными становятся чувства! Из таких детей вырастают подростки и взрослые, боящиеся собственных чувств или боящихся разоблачения чувств значимым другим. Т. о. получается, что человек либо сам от себя таит чувства либо от другого, вытесняя их и / или приписывая другому. Чувства не осознаются и ведут во внутрипсихическом пространстве самостоятельную жизнь. В таком состоянии человек становится «рабом любви» - заложником своих неосознанных чувств. И все начинается там, в детстве, где однажды маленький мальчик или девочка были пристыжены за интерес к «запретной теме». P. S. Родители учат ребенка тому, что «хорошо» и что «плохо» и только став взрослым он определяет сам степень «плохости» и «хорошести», а как известно «что русскому хорошо, то немцу (другому) смерть (плохо)». Осознавайте свои чувства! ОНИ ВАШИ. Добра вам и благополучия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|