Самокритика, самооценка, стыд, вина и родители.

Автор статьи: Алексей Кокорев

Многие люди обращаются с перечисленными в названии проблемами, или в процессе консультирования выясняется, что есть такая проблема. Давайте разберемся, что происходит, с точки зрения транзактного анализа.

У всех нас есть внутренний критик. У кого-то он сильный, у других не очень. Когда мы как бы "сами себя" критикуем, испытываем стыд, вину и т.п., мы находимся во внутреннем конфликте и диалоге. При этом, одна сторона критикует, другая пытается защищаться, как умеет. Если "прислушаться" к этому внутреннему диалогу, например, рассадить конфликтующие стороны на 2 стула или записать внутренний диалог, то мы скорее всего обнаружим, что критикующая сторона использует слова, фразы, тон голоса, возможно даже симику, позу и движения очень напоминающие одну из Родительских фигур. Мы критикуем себя так же, как когда-то в детстве критиковали нас родители или другие значимые фигуры. Другая сторона в этом конфликте - это маленький Ребенок, которого научили, когда испытывать вину, когда стыд и т.д. Это "обучение" проходило, мягко говоря, неидеально, а иногда с применением физического и/или психологического насилия, бывает, тут скрывается серьезная травма.
Более того, иногда мы сами становимся этим Родителем по отношению к себе и окружающим, а иногда "проваливаемся" в Ребенка определенного возраста.

Конечно, бывают более глубокие проблемы, начававшиеся в довербальный период детства, которые не осознаются, как диалог, а лишь как смутные ощущения, и это тоже сказывается на самооценке и даже может служить причиной психических расстройств, но в этой статье мы не о них.

Что с этим можно сделать. Процесс изменения может быть быстрым или долгим, в зависимости от многих факторов (болезненность детских переживаний, сопротивления и т.п.), но может быть описан примерно следующими шагами:
1. Осознание присутствия критикующего состояния Эго, вербализация внутреннего диалога.
2. Обнаружение родительских фигур, с которыми связана критика. Отделение неконструктивной Родительской критики из прошлого от конструктивных размышлений связанных с актуальной сейчас ситуацией.
На этом этапе нормальным проявлением будет гнев на родителей за их ошибки.
3. Обнаружение конкретных сцен из детства которые дали начало повторяющимся сейчас чувствам, мыслям, шаблонам поведения.
Работа с этими сценами. Мысленное возвращение к сценам из детства, работа с чувствами, мыслями и ранними решениями.
Тут требуются серьезная работа с психологом.
Возможно, потребуется выпустить гнев по отношеню к Родителям с помощью техник работы с гневом. Возможно, Вы увидите причины, по которым родители вели себя так тогда, а маленький ребенок этих причин понять не мог, и это поможет простить родителей.
Это отразится на Ваших отношениях с реальными родителями и Ваших чувствах к ним в позитивную сторону.
4. Принятие нового решения.
Возможно, тут потребуется создание измененных Родительских фигур в Вашем сознании либо привлечение образов других фигур, которые могут дать Ребенку конструктивную помощь и защиту.
Тут идет работа по распутыванию (деконфузии) Ребенка и ранних решений.
5. Закрепление нового поведения. Подразумевается разработка и практика новых стратегий поведения.

Литература: Э. Берн, К. Штайнер, Б. и М. Гулдинги, Д. И. Шустов и другие авторы модальности транзактный анализ.



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Стыд и другие внутренние "остановки" на пути реализации себя
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Диалог с 3-х позиций восприятия".
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Я подумаю об этом завтра. А сейчас…" Причины прокрастинации и что с ней делать.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Материнство и сексуальность: зачем ребенку "родители, которые занимаются сексом"
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • Новая модель поведения или работа с МАК "PERSONA"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • "Будьте моим Спасателем" Предложение, от которого возможно отказаться
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • О женской сепарации от родительских фигур.
  • "Все мы родом из детства"... или Патологии родительской "любви" …
  • Работа с МАК. Техника "Когда я стану мамой".
  • Когда САМОоценка становится оценкой "Других"...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь