Кукольность. Доминирующий женский архетип современности.

 Кукольность Доминирующий женский архетип современности

 

Первые куклы, например куклы мотанки, не имели человеческих лиц. Наши предки считали, что если сделать кукле лицо, то в неё может вселиться дух и захватить жизнь ребёнка. Кукла имела сакральный смысл и зачастую являлась оберегом, передающим из поколение в поколение родовую силу. Также куклы использовались в различных обрядах и шаманизме. С помощью известных многим кукол Вуду, отождествлявшихся с конкретным человеком, колдуны получали власть над этим человеком и даже могли отнять у него жизнь. Время идёт и куклы из сакрально мистических традиций переместились в область детских игр, заняв прочную позицию инструмента развития и развлечения – игрушки.

 

Ребёнок играет с куклой. А игровая деятельность, как у людей, так и у животных является подготовительным этапом к взрослой жизни. Молодые львята в игровой форме охотятся друг за другом, маленькие дети играют в дочки матери, магазин и т.д. Играя, имитируя взрослую жизнь, ребёнок старается постигнуть её тайну, найти своё место и предназначение. Игрушки и игры ребёнка олицетворяют возможности самореализации, предлагаемые обществом. Куклы в свою очередь, являются неотъемлемой частью девчачьих игр. Какие же возможности демонстрируют современные куклы будущим женщинам?

 

На смену куклам девочкам, пришли куклы Барби и другие куклы «красотки». Эти куклы представлены в виде взрослых женщин в красивых нарядах, с фигурой фотомодели и обилием макияжа. И эти изменение символизируют собой новые ориентиры, актуализировавшиеся в сегодняшнем обществе.

 

Давайте рассмотрим это с точки зрения архетипической психологии. К. Г. Юнг ввёл понятие коллективного бессознательного, имеющего врожденный характер. Коллективное бессознательное — это часть психики, сохраняющая и передающая из поколения в поколение общее для всего человечества наследие. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы. Согласно Юнгу, архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества, это способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей.

 

Одним из основных, предложенных Юнгом, архетипов является Маска или Персона. Маска, или Персона  —  архетип, представляющий собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека. Персона является инструментом социальной адаптации человека. Полная идентификация с персоной приводит к потере связи с собой. Можно сказать, что идентифицируясь с персоной, человек «закостеневает» в определённом образе, теряет свою гибкую, развивающуюся природу, становится куклой.

 

Чем же является современная кукла как не персоной, маленьким персонажиком, представляющим распространённый в современном мире образ. Теперь обратимся к наиболее популярным среди девочек и подростков образам: это гламурная Барби, обладающая внешностью манекенщицы или голливудской звезды или новый кумир, кукла из серии Братц – смазливая старшеклассница, с огромными губами, в разнообразных ярких нарядах. Конечно, у Барби есть множество друзей, в том числе и девочка инвалид, что по идее создателей должно служить развитию толерантности у юных красавиц. Но что есть толерантность как не принятие разного, принятие индивидуальности, о которой и речи быть не может когда в центре всего стоит красотка Барби, идеал так сказать. Естественно играющая в Барби девочка будет идентифицировать себя в первую очередь именно с ней, а не с её многочисленными друзьями. И тут я вовсе не хочу предъявлять претензии создателям современных кукол, они только отражают тенденции присутствующие в обществе. И если не с прилавков магазинов, то с экранов ТВ и мониторов компьютеров, мы встречаемся с тем же самым архетипом. Жизнь звёзд, манекенщиц и фотомоделей буквально заполонило информационное пространство. Индустрия красоты может составить конкуренцию пищевой индустрии. Быть модной и красивой стало жизненно важно, почти также как есть и пить.

 

С точки зрения архетипической психологии речь идёт о присутствии доминанты в женском сознании конкретного архетипа. А наличие доминанты сигнализирует об искажённых отношениях с доминирующим архетипом, конкретнее – одержимость им. Какой же женский архетип так активно доминирует в социальных реалиях наших дней?

 

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вернуться назад в прошлое и проследить некую динамику. До прихода куклы Барби, наиболее популярны были куклы примерно соответствующие по возрасту, играющим в них девочек. Интересно, что при этом соответствии, кукла в меньшей степени являлась предметом идентификации ребёнка с игрушкой. Девочки нянчили своих кукол, кормили, устраивали им праздники и т.п., то есть, идентифицировались они в первую очередь со своей матерью и материнской ролью как таковой, кукла же являлась – игрушкой, инструментом, необходимым для осуществления подобной игры. Также девочка могла и идентифицироваться с куклой, играя в нее как в ребёнка или взрослого. Итак, мы видим, что основные роли, разыгрываемые при игре с куклой ребёнком – это роль матери и ребёнка. При этом процесс отождествления достаточно гибкий и стереотипы поведения черпаются в основном из родительской семьи, а не от самой куклы. Наиболее проявленные архетипы здесь Мать и Дочь. Если обратиться к древнегреческой мифологии это Деметра и Персефона. Это наиболее распространённые в традиционной патриархальной культуре архетипы. Женщина играла либо роль матери, опекающей своих детей и мужа, либо роль дочери, инфантильной девочки, вынужденной следовать предписаниям взрослых т.е. во всём следовать за волей мужа и традиций. Часто имели место обе роли одновременно.

 

Замечу, что куклы изображающие взрослых женщин присутствовали в кругах «высшего света» и задолго до Барби. Но это никак нельзя назвать глобальной общественной тенденцией.  Особенность этих кукол была в том, что они изображали барышень высшего света, в пышных нарядах. Играя с такими куклами, должно быть, девочки вникали в особенности поведения и проявления своей социальной роли и статуса.

 

Итак, вновь вернёмся в наше время и вновь обратимся к уже ставшей его символом кукле Барби. Теперь нам понятно, что приход этой куклы олицетворяет собой приход новой доминанты в социальной жизни женщины. Кукла повзрослела и из ребёнка превратилась в молодую и красивую женщину. Мы можем догадаться, что роль матери и позиция ребёнка отошли для женщины на второй план и она пробует себя в совершенно новой ипостаси. Возможно, с прибавлением большего числа свобод женское сознание повзрослело и теперь женщина чувствует, что может проявлять себя в гораздо большем количестве социальных ролей. При этом роль матери не теряется, вспомним, что у Барби есть дети и существует даже беременная Барби. Возможно, так и есть и в этом смысле мы можем возрадоваться новым возможностям, символизируемым приходом новой куклы. Но, вместе с тем, речь идёт о доминанте. А выражается эта доминанта в одинаковости, чрезмерной распространенности одной и той же куклы, одного и того же образа, особенности которого мы уже обсудили ранее.

 

Теперь мы знаем, что образ куклы Барби сместил доминанту архетипов Матери и Дочери, присутствовавшую в традиционном общественном укладе. Но что, же это всё-таки за образ и что за архетип? Модная, красивая, современная, с идеальной фигурой и одинаковая, штампованная, стандартизированная. Это некая женщина идол, на которую хотят походить, к образу которой стремятся. Называя этот образ языком греческой мифологии – это Афродита, богиня любви и красоты. Можно сказать, что Барби символизирует популярность культа Афродиты, только в извращённой его форме, как я уже говорила речь идёт об одержимости. Сам по себе архетип прекрасной Афродиты естественен, он символизирует расцвет чувственности, сексуальности у молодой девушки, женщины. Ещё этот архетип называют – Красавица. В период развития женщины олицетворяемой этим архетипом женщина ищет своего героя, лучшего, наиболее достойного из мужчин. Но естественное прохождение этого этапа может быть нарушено, архетип либо блокируется - девушка отрицает свою чувственность, красоту и сексуальность, а вместе с этим право на героя. Вместо этого она отождествляется со своей мужской частью и сама отправляется на поиске побед и доказательств  по мужскому пути. Партнёра такая женщина может себе выбрать, но это не её герой (она сочла себя не достойной героя) и она постепенно теряет уважение к своему партнёру. Такие женщины являются ярыми противниками Барби и «всяких там гламурных красоток». Второй вариант – это как раз основной предмет наших сегодняшних исследований, это одержимость архетипом Красавицы или Афродиты. Девушка не останавливается на выборе одного героя, бесконечный соблазн и наслаждения становятся её образом жизни. Красота, молодость и удовольствие становятся самоцелью, такая женщина замыкается на себе, меняется сам смысл выбора партнёра. В отношениях такая девушка не ищет своего героя, её цель привлекать множество поклонников, а спутник, зачастую рассматривается как дополнение к её блистательному образу. Такая одержимость приносит неизменные разочарования, процесс развития женщины останавливается, в конце концов, женщина начинает осознавать, что ежедневная гонка за доказательствами своей привлекательности, и власти над мужчинами не приносит полного удовлетворения, всё время нужна подпитка. А время идёт и возможностей быть сексуально привлекательной всё меньше, даже пластические хирурги не в силах совершить чуда. Тогда приходит отчаяние. Или, женщина всё же выбирается из одержимости и продолжает путь своего развития, выходя уже за пределы архетипа Красавицы точнее устанавливая с ним здоровые отношения.

 

Вот мы и разгадали загадку современной куклы. Напоследок скажу, что одержимость является последствием психологической травмы получаемой женщиной в родительской семье и наносимой женственности в целом, в процессе развития общества. Поэтому когда мы обращаемся к индивидуальной женской проблематике одержимости архетипом Красавицы, стоит учитывать и те травмирующие тенденции, которые присутствуют в социуме в целом. Только так мы сможем найти пути исцеления подобной травмы. 



Просмотров: 503
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Безумные матери. Безумные сыновья и дочери. Комплекс Бродяжки и Синдром куклы Барби
  • Новые куклы Барби для борьбы со стигмой
  • Роль куклы в игре ребенка
  • Роль куклы в развитии детей
  • Холодные матери или Как вырваться из образа «фарфоровой куклы»
  • Какие куклы стоит покупать девочкам?
  • Как живется, кукла Барби?
  • Кукла Барби: pro et contra (к постановке проблемы)
  • Почему мой сын играет в куклы?
  • Куклы, родители и дети
  • Как понять дочь? «Волшебные» куклы.
  • Барби и Кен. Это непринятие себя. Отторжение своей сущности.
  • Нельзя пацанам в куклы играть?
  • Я у мамы вместо куклы (манипуляция любовью)
  • Куклы или машинки? Вопросы половой идентификации трехлеток
  • Куклы
  • Поиграем в куклы? Куклотерапия в семье.
  • Поиграем в куклы?
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 3
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 2
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 5
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...
  • Женская сущность и ... куклы
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 4
  • Школа монстров, Винкс и другие куклы. За, против и почему.
  • Философско-эстетическое изучение феномена куклы
  • Славянские обрядовые куклы как проявление этнической ментальности
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ "КРУПЕНИЧКИ"
  • Барби-мания или вся правда о взрослой женщине
  • Болезнь Барби



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь