Философско-эстетическое изучение феномена куклы

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА КУКЛЫ

Аннотация

Философско-эстетическое изучение феномена куклы неразрывно связано с человеческими традициями, человеческим опытом.  В современной цивилизационной модели народов, не знакомых с  феноменом куклы, не существует. С древнейших времен кукла призывает человека к действию, выступая своеобразной репрезентацией особенностей культурного развития, глубинно соотносится с системой онирических ценностей того или иного этноса, нации, культурной модели, приобретая одушевленность.

Ключевые слова: дефиниция «кукла», образ куклы, кукла как метазнак, игровая кукла, кукольный театр, виды кукол.

Философско эстетическое изучение феномена куклы

        Феномен куклы сопровождал человечество на протяжении всей истории развития, минуя сферу разума и апеллируя непосредственно к эмоциональной, психологической составляющей. Этимология русского названия феномена восходит к греческому «киклос» («круг»), и изначально обозначало нечто свернутое. Первые куклы были непосредственно связаны с обрядами, отражающими основы мировоззренческой парадигмы первобытного общества,  на протяжении тысячелетий человеческой истории феномен всегда сопровождал человека, отражая историю развития общества.

В современной научной литературе существует несколько подходов к дефиниции феномена. Чаще всего, под куклой понимают «детскую игрушку, выполненную в виде фигурки человека»; «вид пространственно-временного искусства, в котором внешность и физические действия кукольных персонажей изображаются барельефными и горельефными (объемными), полуобъемными и плоскими куклами»; «фигуру, воспроизводящую человека в полный рост» [8; С. 28].

Вместе с тем, по сегодняшний день спорным остается вопрос, что именно может считаться куклой. Как видно из приведенных дефиниций, все исследователи указывают на антропологическую составляющую феномена, схожесть с фигурой человека, однако, куклой может считаться и изображения животных, деревьев, цветов и проч.

В рамках театрального искусства успешно используются фигурки человека, животных, птиц, «одушевлённых» деревьев, цветов и проч., для изготовления которых могут использоваться самые различные материалы. «Оживают» куклы при помощи действий актеров-кукловодов.

Сценические куклы подразделяются на марионеток (куклы на нитях), перчаточных (надеваются на руку), теневые, проецирующий тени на экран, тростевые куклы, куклы-роботы, которые двигаются на сцене самостоятельно благодаря электронным или автоматическим устройствам.

Однако далеко не каждый образ, выступающий результатом нашего воображения, может считаться куклой. К примеру, скульптура – результат творческого мировоззрения создателя, однако, куклой она не считается. Причина этого кроется, по словам М. И. Шелаевой и Л. П.  Шиповской, в пассивном восприятии информации о скульптуре, отсутствии интерактива. Кукла же призывает к действию, таким образом, «кукла начинается там, где есть интерактив» [8; С. 28].

Выступая своеобразной репрезентацией культурной модели, кукла на глубинном уровне соотносится с системой онирических ценностей этноса, нации, народности, соответственно, куклы стремятся к повторению всех существенных сторон человеческой жизни, трансформируясь в повод для детального эстетико-философского исследования. Кукла-игрушка копирует поступки, эмоции, поведение человека, служит показателем материального положения, социального статуса владельца.

Спорным остается вопрос относительно «одушевленности» куклы: выступая, с одной стороны, произведением человека, с другой, она все же обладает некоторой субъектностью, воплощая традиционные для данного этноса ценности, выступая референтом поведенческих стратегий, системы духовно-нравственных ценностей  самого человека, другими словами, воображение человека наделяет куклу некоторой самостоятельностью, душой. В зависимости от визуального оформления куклы она воспринимается как комическая, трагическая фигура. Другими словами, взаимоотношения между человеком и куклой весьма сложные, противоречивые: «до тех пор, пока кукла остается куклой, сохраняется и гармония ее отношений с миром, с человеком, с собственным положением, когда же в ней просыпается человек, происходит трагедия» [5; С. 25].

Кукла, кукольный театр происходят от культа, мифа, ритуала, и на протяжении тысячелетней практики создания кукол, процесс использования кукольных образов всегда представлял собой «нахождение на границе живого и мертвого, это попытки вступить во взаимодействие с высшими, “надмирными” силами, со временем и самим собой, это и рефлексия по поводу возможности устроить мир человека в соответствии с истинными законами бытия» [7; С. 7].  Кукольный мир представляет собой воплощение мечты человечества об идеальном устройстве окружающего мира, отражая  и устраняя в игровой форме недостатки современности, «своеобразное, наивное овеществление идеи мироздания» [6; С. 23], а кукла становится воплощением совершенства, недоступного человеку.

Кукла часто воспринимается человеком как нечто большее, чем просто игрушка, кукольный мир – это «всегда мир взрослых в миниатюре. Обязательно что-то означают, что-то социализированное, образованное из мифов и навыков современной взрослой жизни. …  кукла является знаком, фиксирующим накопленные модели окружающей действительности, в ней отражается представление человека о себе самом, о мире, о происходящих в нем процессах» [3; С. 70 – 71]. Иначе говоря, кукла – средство создания нового, более справедливого, но неправдоподобного мира: «кукла не должна быть правдоподобной, но в ее неправдоподобии заключается своеобразная правда. Кукла иносказательна именно потому, что она не человек, а метафора человека» [7; С. 11].

От первой игрушки до современных темпов развития современного театрального искусства, человечество стремится к созданию «второго мира», симулякра действительности, который позволит удвоить свою жизнь, эстетически, эмоционально, познавательно освоить эту новую сконструированную реальность. Приоритетная роль куклы в процессе построения двойной реальности обуславливают «исключительно серьезные и широкие возможности, присущие кукле в системе культуры» [4; С. 117].

В наиболее общем виде взаимоотношения человека и куклы могут быть сведены к двум доминирующим в научной литературе подходам: представители первого подхода полагают, что  создавая куклу как подобие себе, человек является такой же куклой в руках Творца; сущность второго подхода сводится к тому, что постигая тайну куклы, человек стремится к самопознанию [4; С. 116].

Феномен куклы выступает репрезентацией определенного типа культурной модели, ее особенностей и характера. Трансформация культуры неизбежно приводит к изменению образа куклы. В процессе создания куклы свое отражение находят как общечеловеческие интенции, так и национальная специфика, этническая самобытность, что позволяет рассматривать игрушку в качестве особого метазнака,  выступающего средством репрезентации мироощущения, миропредставления, мировосприятия создателя, отражения его региональной принадлежности, социального статуса. Утратив свое сакральное значение, которым кукла обладала в глубокой древности, в начале третьего тысячелетия кукла превратилась в «предмет игровой культуры, результат художественного творчества человека, предмет коллекционирования и экспонирования, предмет поточного, массового промышленного производства, то есть товар» [8; С. 29].

В облике современной куклы нашли свое отражение изменения социальной моды, социальные перемены, сама тема подобия  «доводится до предела, вызывая иллюзию полного повторения человеческо­го тела» [2; С. 16]. В образе современной куклы преломляются особенности культуры, куклы разговаривают на своем языке, они, как в зеркале, отражают особенности современного мира, облик самого человека, стараясь объяснить человеку его самого. Современная кукла, таким образом, выступает средством репрезентации становления массовой культуры «постпрометеевского» Постмодерна, лишенного  устойчивых интенций исторического развития, эпохи «симулякров симулякров», другими словами, современная кукла выступает отражением атрибутивных характеристик современной эпохи и современного человека в ней.

Кукла – наиболее узнаваемый атрибут детства, в процессе манипуляций с куклами ребенок усваивает систему духовно-нравственных ценностей, поведенческие, коммуникативные стратегии, социально одобряемые на данном конкретном историческом этапе развития конкретного общества. Другими словами, кукла выступает не только отражением сущностных характеристик современной эпохи, но и эффективным инструментом конструирования самой культурной модели.

Еще большей силой идеологического воздействия на реципиента, аудиторию, влияния на развитие современного искусства, общества  и культуры в целом обладают куклы в театральных постановках. Современные кукольные спектакли давно вышли за рамки традиционных классических театральных канонов, освещая наиболее актуальные проблемы прошлого и современности, обновляя тематику, проблематику дискурса, приобретая эпические характеристики, обновляя формы, художественные приемы, активно используя эстетические игры, необычные, нетрадиционные предметы для декорирования, звуковые эффекты для музыкального сопровождения. Кукольные спектакли начала третьего тысячелетия отражают интенции развития искусства  и общества в целом, влияя на развитие национальной и глобальной культуры.

Таким образом, кукла в политической и повседневной истории, в фольклоре и философии «участвует в отношениях человека и высших сил, стоит на границе живого и неживого, передавая из века в век тайну своих превращений» [7; С. 7],  которая привлекает внимание зрителей в кукольном театре.  Кукла – проводник между миром детства и миром взрослых.

На протяжении столетий образ куклы менялся, трансформировался, постоянно расширял свой ассоциативный ряд, семантику, что позволяет рассматривать современную куклу как знаковый символ, как определенный концепт, представляющий многочисленные внутренние смыслы. Расширение ассоциативного ряда, в свою очередь, отвечает целям большей субъективации куклы, которая «не хотела быть полным подобием человека потому, что ею изображаемый мир — чудесный мир вымысла, ею представляемый человек — выдуманный человек… На ее подмостках так, а не иначе, не потому, что так в природе, а потому, что так она хочет, а хочет она — не копировать, а творить» [1; С. 315].

Расширение семантики кукольного образа находит свое отражение в высокой символичности современных произведений визуальной культуры, все чаще на сцене театра появляются образы кукол, выступающих средством репрезентации наиболее разрушительных тенденций современной цивилизации: подобную семантику играют куклы, изображающие трупы детей, погибших в результате бомбардировок, сломанные и брошенные куклы Чернобыля и проч.

Как всегда в периоды резкой смены ценностных ориентаций, трагических событий, онтологических трансформаций новые идеи нуждаются в непосредственном вещественном представлении [2; С. 3], в начале третьего тысячелетия феномен куклы становится наиболее востребованным.

Кукла вызвала и продолжает вызывать у человека целый комплекс сложных, противоречивых чувств, эмоциональных состояний, она продолжает играть важную роль в практиках манипуляции сознанием, разрушая устаревшие и создавая новые актуальные имиджи и поведенческие стереотипы [8; С. 33], выступая и средством отражения особенностей культуры на конкретном историческом этапе ее развития, и средством развития этой культуры. Выступая произведением рук человека, она все же обладая некоторой субъектностью, выступая референтом поведенческих стратегий, системы духовно-нравственных ценностей, приобретая, таким образом, благодаря воображению человека категорию одушевленности.

Автор статьи: Салаева А.К.

Режиссер постановщик, «Театр кукол», Астана, Республика Казахстан, Старший преподаватель кафедры «Актерского искусства и режиссуры», Казахский национальный университет искусств

Литература

  1. Богатырев П.Г. О взаимосвязи двух близких семиотических систем (кукольный театр и театр живых актеров)// Труды по знаковым системам. 1973. ТУІ, вып. 308. – С. 306-329.
  2. Карпова Т. Е. Феномен куклы в русской культуре: Историко-культурологические аспекты: автореферат диссертации … кандидата культурол. наук: 24.00.02. – Санкт-Петербург, 1999. – 30 с.
  3. Карпова Т. Е. Феномен куклы в русской культуре: Историко-культурологические аспекты: диссертация … кандидата культурол. наук: 24.00.02. – Санкт-Петербург, 1999. – 131 с.
  4. Мальцева Т. Г. Кукла как образно-символическая форма в современной визуальной культуре// Гуманитарные и социальные науки – 2011. № 6. – С. 113 – 121
  5. НекрыловаА.Ф. Кукольники в Петербурге. //Куклы и Петербург. Спб.,1995. -С. 18-25.
  6. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. Смена театральных систем.— М.: Искусство, 1983. — 270 с.
  7. Терентьева И. Н. Коммуникация как практика: коммуникативистская интерпретация куклы и кукольного театра// Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». – № 4. 2012. – С. 6 – 12.
  8. Шелаева М. И., Шиповская Л. П. Кукла как неотъемлемая часть эстетической культуры, человеческих традиций и человеческого опыта// Сервис plus. – № 4. 2012. – С. 27 – 33. The used materials (literature)

References

  1. Bogatirov P. G. o vzaomosvazi dvuh semiotocheskih sistem. (kukolnii teatr I teatr zhivih akterov)// Trudi po znakovim sistemam. ТУІ,vip. 308. – s. 306-329.
  2. Karpova T. E Phenomen kukli v russkoi kulture: istoriko culturologicheskie aspecti: avtoreferat dissertacii … candidata culturologocheskih nauk : 24.00.02. – Saint – Petersburg , 1999. – 30 s.
  3. Karpova T. E. Phenomen kukli v russkoi kulture: istoriko culturologicheskie aspecti: avtoreferat dissertacii … candidata culturologocheskih nauk : 24.00.02. – Saint – Petersburg , – 131 s.
  4. Malceva T. G. Kukla kak obrazno – simvolicheskaia forma v sovremennoi visualnoi culture// Humanitarnie I socialnie nauki – 2011. № 6. – s. 113 – 121
  5. Nekrilova A. Kukolniki v Peterburge. //Kukli i Peterburg. spb.,1995. -s. 18-25.
  6. Smirnova N. I. Iskustvo igraushih kukol. Smena teatrlnih sistem.— М.: Isskustvo, 1983. — 270 s.
  7. Terenteva I. N. Comunicacia kak praktika: komunicacivistkaia interpritacia kukli I kukolnogo teatra//  Vestnic NGTU  R.E Alekseeva. Seria  «Upravlenie v socialnih sistemah Comunicativnie tehnologii». – № 4. 2012. – s. 6 – 12.
  8. Shelaieva M. I., Shipovsakaia L. P. Kukla kak neotiemlimaia chast’ esteticheskoi kulturi, chelovecheskih tradicii I chelovesheskogo opita// Revisс – № 4. 2012. – s. 27 

Источник: https://research-journal.org/culture/filosofsko-esteticheskoe-izuchenie-fenomena-kukly/

 На фото куклы с творческих воркшопов "Метафорическая кукла" ведущий Смирнова Светлана Евгеньевна: https://www.psyoffice.ru/trainings/metaforicheskaj_kukla_kukluterapija/

 



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль куклы в развитии детей
  • Роль куклы в игре ребенка
  • Женская сущность и ... куклы
  • Новые куклы Барби для борьбы со стигмой
  • Куклы
  • Холодные матери или Как вырваться из образа «фарфоровой куклы»
  • Нельзя пацанам в куклы играть?
  • Поиграем в куклы?
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 2
  • Куклы, родители и дети
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 5
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 4
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...- 3
  • Поиграем в КУКЛЫ?... на консультации...
  • Почему мой сын играет в куклы?
  • Какие куклы стоит покупать девочкам?
  • Как понять дочь? «Волшебные» куклы.
  • Поиграем в куклы? Куклотерапия в семье.
  • Я у мамы вместо куклы (манипуляция любовью)
  • Куклы или машинки? Вопросы половой идентификации трехлеток
  • Славянские обрядовые куклы как проявление этнической ментальности
  • Школа монстров, Винкс и другие куклы. За, против и почему.
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ "КРУПЕНИЧКИ"
  • Безумные матери. Безумные сыновья и дочери. Комплекс Бродяжки и Синдром куклы Барби
  • Кукла Колдуна (Современная Сказка)
  • Кукла детства Оксана
  • Кукла
  • Сломанная кукла
  • Кукла для госпожи
  • Кукла на раздевание



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь