|
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ "КРУПЕНИЧКИ"Автор статьи: Самышкина Олеся Владимировна
Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце. Цвети, выцветай, молодейся, Мудрее, курчавей завивайся, Будь всем добрым людям в угоду! На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Это и куклы-игрушки для детей, и куклы, с помощью которых передавались обряды из поколения в поколение, и куклы, исцеляющие от болезней, и куклы-обереги. Обережными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. Самые первые куклы делались из золы. Потом были куклы из травы, из сена, из целебных трав, из ниток, из тряпочек, из зерна… В наше время почти утрачено искусство кукло-творчества. И вместе с ними потеряны и традиции и уверенность в том, что в доме всегда будет достаток, мир и покой, потому как нет куклы-оберега. История тряпичной куклы Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. В кукол играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались очень хорошо, и она делала их на заказ. В куклах-игрушках лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Куклы-обереги были безлики. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук вязали и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку надевали. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. Цель мастер класса – восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам, сделать куклу-оберег «Крупяничку», а также исследовать связь национального кукло-творчества с внутренними архитипическими структурами (в частности, с архетипом матери). В ходе мастер-класса участники прослушают историю возникновения кукол-крупяничек, сказку о Крупяничке и сделают свой оберег. Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Кукла зернушка символ урожая, богатства, еды, ее дарили на праздники, связанные с урожаем, а так же на Коляду и Рождество. Зернушка наполняется разным зерном, так как в древней Руси основным видом питания была каша. Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку творить все необходимое для чудо-жизни. Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтобы посев был счастливый, чтобы гречи уродились на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши - ни во что и труды наши! Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда… У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. Символизм куклы Для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Сам процесс изготовления символизирует выделение человека из мира природы. Была бесформенная тряпочка, а стала куколка. Интересно и то состояние, которое возникает при скатывании скрутки или пеленашки (младенца Крупянички). Оно близко к состоянию созерцания. Это такое внимание спокойное, как бы без мыслей, где думается образами. Мысли там текут плавно и вытекают одна за другой. И решать в нем задачи хорошо получается. Руки сами делают. Если это состояние не возникает, скрутка не получается. То кривится, то разваливается. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. Издавна кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, символом изменений и трансформации времени и пространства, играя роль проводника и заместителя. Она наделялась магической силой плодородия. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Она должна была принести владельцу благополучие, здоровье, радость. При изготовлении скруток, витых поясков можно получить опыт состояния созерцания, которое необходимо при творении нового. Самим способом скатывания передается и длительный труд вынашивания ребенка. А также способ навивания тела пеленашки, как и кукол закруток и столбушек, передает образ слоистого устройства тонких тел человека, образ постепенного воплощения. Тут отзываются и слои личности. Но все это требует более подробного изучения. Так что простая куколка оказывается не такой уж и простой. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной, а если нет, то… Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|