Народная кукла для мамы и дочки

Научный сотрудник ВИЭМ А.М. Зинатулин беседует с психологом-консультантом, ведущей фольклорно-психологической мастерской «Волшебный клубочек судьбы» на Всероссийском психологическом фестивале «Куклы и маски» (31 января – 2 февраля, Санкт-Петербург) Александрой Андреевной Марамзиной:

- В детском садике много игрушек, есть кукольный театр, игровые комплексы и др. Почему сегодня необходимо появление еще одного вида - народной куклы: тряпичной, деревянной, ниточной?

- В нашем садике (детский сад ГБОУ ЦО «Школа Самоопределения» А.Н.Тубельского, Москва - прим. ред.) как раз мало игрушек. Мы сторонники того, что в детстве, особенно раннем, ребенку необходимо познакомиться сначала с самыми главными основополагающими формами и материалами. Известно, что все нескончаемое многообразие цветов получается всего из трех: синего, желтого и красного. И все остальное сравнимо с этой схемой. Формы - квадрат, круг, треугольник. Материалы - дерево, железо, камень. Стихии - вода, огонь, воздух.

В дошкольном возрасте важны два пространства - творчество и движение. В нашем садике мы стараемся создать такую среду, в которой ребенок при минимуме подручных средств мог бы познавать мир, развиваться, удовлетворять свои творческие потребности, иметь свободу передвижения и возможности для физической активности.

- И какие базовые игрушки вы задействуете?

- В нашем саду обычная картина: ребенок, взяв в руки кусочек плоской досочки и прижав ее к уху, звонит бабушке. Когда у нас бывают в гостях воспитатели из других детских садов, они удивляются, а где у вас уголок игры в кухню? А ребенку это не нужно. Он способен для игры воспользоваться любыми подручными средствами. Это важно для развития символического мышления. Тогда как готовые, яркие, очевидные формы ограничивают и обезволивают.

- Здорово, вспоминаю свою бабушку, которая в уральской деревне в поле создавала из камешков целый зверинец - и корову, и лошадь, и овечек.

- Важный аспект в нашем пространстве не только предметный, но еще и личностный. Определяющим является не только набор материалов и действий, осуществляемых с ребенком, а еще и человек, который с ним занимается. Конечно, у нас много общих праздников, мероприятий, сетка занятий и т.д.Но каждая группа погружена в то, что умеет и любит ее воспитатель. Если я на данный момент увлеклась куклами, то беру и делаю с детьми кукол. Другой воспитатель - решил готовить с детьми и готовит. Третий - ходит в спортзал.

Это важное условие целостного детско-родительского сообщества: чтобы взрослые тоже развивались, от них исходил «запах любви» к освоению нового, стремление к поиску новой точки роста, осуществлению своей мечты и доведению начатого до конца. Удивительно, что никогда и представить не могла, что увлекусь куклами. От рукоделия очень далека.

- Еще одно расхожее и парадоксальное мнение, что традиционная народная кукла - это несерьезно, ненаучно, противоречит сложившимся традициям детской педагогики.

- В позитивной динамической терапии личность понимается как совокупность отношений человека с собой, с окружающим миром и другими людьми. Поэтому, изготовление даже простой тряпичной куколки вместе с ребенком - это совсем не ерунда. Мы решаем массу педагогических и психологических задач одновременно. Это универсальный многогранный дидактический материал. И при этом еще и экономичный: берешь кусочек старой простыни или потертой папиной рубашки - и готово!

- А какое воздействие наиболее сильное: тактильные ощущения, цвет, структура куклы?

- Я думаю, что все перечисленные аспекты важны. Есть более грубые ткани, есть помягче. Есть пушистые нитки, есть гладкие. Есть яркие, цветастые и однотонные, сдержанные. И цвет, и фактура помогают ребенку сенсорно насытиться. Потом он обязательно начнет воспроизводить в своих рисунках орнаменты, подсмотренные на тканях. Это тем более важно, поскольку одежда сейчас на орнаменты бедновата. Посмотрите даже на нашу вешалку в Доме магнетизёра - преобладают черные и серые цвета.

Структура куклы - отдельный объемный разговор. Затрону только методические аспекты. Во-первых, это просто волшебство. Когда из невзрачной тряпки получается чудо-куколка. Во-вторых, это работа с размерами и формами, с пропорциями. Чтобы получить нужный результат, необходимо научиться соизмерять и прикидывать. Например, повязать на голову платок - надо взять ткань определенного размера. Даже для взрослого, столкнувшегося с кукольным делом впервые, - это проблема.

Завязать или подоткнуть? И то, и другое сложно для ребенка. Но как развивает мелкую моторику! Отрезать или оторвать? Всем известно, что оторвать ткань всегда ровнее, чем отрезать. Это иллюстрация того, что главный инструмент человека - руки и смекалка. Получая такую установку, человек в жизни никогда не почувствует себя беспомощным.

- Продолжу тему методики. Как встроить занятия по изготовлению куклы в воспитательный процесс?

- Не очень понятен вопрос. Если в сам процесс воспитания человека, то... просто сделать куклу! Детям зачастую все равно, чем заниматься. Определяющим является внимание и присутствие взрослого. Сам процесс изготовления воспитывает усидчивость, усердие, аккуратность, способность довести начатое до конца, трудолюбие и обязательность. И конечно партнерство. Изготавливая куколку вместе со своим ребенком, родитель учится находить правильные слова, учитывать возрастные особенности, старается отказываться от излишеств декора в пользу совместности. Для воспитания гармоничной целостной личности важна каждая в отдельности черта характера человека. Тогда изготавливая куколку, можно беседовать о том, какой мог бы быть у нее характер. По моему мнению, такой досуг важен и для родителей, и для детей, и для семьи как целого.

- А какова судьба готовой куколки? Или здесь важен именно процесс?

- С готовыми куклами дети с удовольствием играют. Поскольку тряпичные куклы довольно хрупкие, то ребенок учится бережному отношению к игрушке. Но и родитель не страдает, если тряпочки через какое-то время оказываются разбросанными по всей комнате, поскольку это экономичный вариант. Мы защищены от страшных историй про сломанные игрушки, купленные на последние деньги, в результате которых и ребенок, и родитель получают психологическую травму и даже порой вынуждены прибегать к услугам специалистов - психолога или психотерапевта, чтобы восстановить отношения и мир в семье.

- Сейчас наблюдаем настоящий бум мастер-классов по народной кукле. Почему вами была выбрана методика «Дары Макоши»?

- Методика «Дары Макоши» на сегодняшний момент единственная психолого-педагогическая методика, подтвержденная этнографическими исследованиями, а не основанная на обрывочных сведениях о народном рукоделии. Кроме того она написана кандидатом медицинских наук, известным психологом В.Ю. Слабинским. Методика интересная, комплексная, продуманная до деталей, апробированная в течение нескольких лет. Программа априори не может нанести вреда детям.

Еще один довод - любой педагог может пройти курс обучения и получить свидетельство о повышении квалификации. Методика кратко описана в книге В.Ю. Слабинского «Характер ребенка». Подробный методический материал готовится к публикации отдельным изданием.

- Дети очень разные, как учесть индивидуальные особенности, заложена ли в программе адаптация к возрасту, полу, характеру, темпераменту ребенка?

- Методика подходит для всех возрастов. На занятия моей мастерской «Лялькины куклы» приходят мамы с младенцами, бабушки с внучками. С удовольствием и мальчики, и даже папы участвуют. Младшие братья и сестры бегают вокруг, шумят, иногда затевают и тихую игру в уголке. А если кукла готова, то сразу хватают ее и включают в игру.

У самого маленького человеческого детеныша есть внутри устойчивый образ Человека. Даже малышок ассоциирует белый шарик в платочке и с юбочкой как символический объект, требующий человеческого отношения. И ребенок сразу наделяет его свойствами человека. Через куклу начинает общаться с окружающими, например, может чмокнуть маму в щеку. Кукла помогает малышу выражать свои чувства и делиться ими.

Если говорить про техническую адаптацию, то с детьми нужно начинать с самого простого. Две-три тряпочки и косынка. Сложность в том, что народная кукла понимается как нечто такое аутентично-разукрашенное, где важна каждая деталь и цвет, важен порядок и правильность материала. Отнюдь! Мы такой же народ, как и наши предки. Представьте, что ребенок плачет, а вы на даче пошли на речку, зацепились платьем за корягу. Все расстроены. Берем тогда кусок этой злосчастной юбки ...и делаем за три минуты куколку. И вы отвлеклись, и ребенок счастлив. Сейчас же основной способ занять ребенка - мультики и компьютер. Потому что остальное, особенно народные куклы, такое все «сложное, дорогое и затратное в плане времени и физических сил» (смеется) .

- Еще один вопрос, актуальный для современной накаленной атмосферы в обществе - мультикультурность, этническая и религиозная этика и политкорректность. Могут ли тут возникнуть конфликты, претензии со стороны родителей?

- Исходя из моего опыта - никаких. Основа человеческого образа у всех народов одинаковая. Народная культура - это очень широкое понятие. Разве кто-то запрещает играть в индейцев, или читать сказки народов мира?

Для нас в первую очередь важен психологический и педагогический эффект, а так же развитие ремесленных навыков. Мы делаем кукол без всякого тайного умысла. Не для того, чтобы привлечь волшебные силы природы, разбудить тайную магию, подключиться к родовому космическому каналу и т.д. Мы делаем кукол, чтобы познакомить ребенка с основами жизни, которые скрыты в любом народном творчестве. А еще это развивает мелкую моторику, насыщает сенсорно, воспитывает характер, способствует налаживанию контакта между ребенком и родителем, помогает творчески выразиться, получить новую игрушку и просто потому, что это весело.

Если человек один раз попал на мастер-класс по народной кукле и не был сразу напуган сложностью и аутентичностью происходящего, не загружен лишней или вредоносной (непроверенной) информацией, хорошо провел время с собственным ребенком, был целый час счастлив в хорошей теплой компании, то теперь он ваш поклонник и завсегдатай. Это про взрослых. А детям всегда нравится там, где ему «делают» добрую и понимающую, играющую маму.

- Спасибо за полезную и позитивную беседу!

P.S. Что может делать ребенок на мастер-классе по народной кукле? Заметки педагога и психолога Александры Марамзиной:

• Слушать и наблюдать.

Слушать преподавателя, слушать родителя. Многие дети даже не знают, какие у них умные и рукодельные родители. Родители сами могут кого-то слушаться и выполнять чьи-то указания - настоящее открытие! Все это очень расширяет кругозор и обогащает отношения.

• Выбирать ткани.

Доверьте этот вопрос детям. Не говорите:

- Нет, мы эту не возьмем, она не подходит! - и т.д. Согласитесь везде, где можно согласиться. Возьмите реванш в принципиальных вопросах, где однозначно требуется решение взрослого.

• Надрезать и рвать ткань.

В нужном месте, где вы показали, если позволяют сила и сноровка рук. Можно рвать, зажав детские ручки с тканью в своих.

• Завязывать там, где вы держите, или держать там, где вы завязываете.

• Давать куколке имя.

• Играть с новой игрушкой.

Преподавателю желательно: стараться не критиковать, если мама неправильно себя ведет с ребенком или ребенок не так себя ведет, или оба они не умеют себя вести. Показывать взаимодействие собственным примером, хвалить обоих, давать понятные пояснения и четко формулировать просьбы: «Подержи, пожалуйста, тут», «Оторви здесь», «Ух, ты, здорово!», «Молодец, ну проскачи вокруг стола и давай следующую ручку завяжем».

Не пугайтесь, если услышите от мамы: «Ну что ты слепой, как ты ножницы держишь!», «Безрукая, да?», «Ты кукол пришла делать, а не беситься» и др. Поверьте, мамы смущены и так. Ваше спокойное доброжелательное отношение поможет им почувствовать себя в своей тарелке, научиться спокойно общаться с собственным ребенком, справляться со своим волнением, быть тактичными и терпеливыми.

Беседовал  научный сотрудник ВИЭМ А.М. Зинатулин на музейных чтениях ВИЭМ, 18 декабря 2015 г., Торжок, Музей истории психотерапии «Дом магнетизёра»

Источник http://psy.su/feed/5172/



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Все еще ищете свое предназначения? Тогда это упражнение для вас
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Счастливые мамы – это и счастливые дети, даже если они растут без пап!
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • метод наблюдения за младенцами. Что это такое и для чего нужно?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь