|
Народная кукла для мамы и дочкиАвтор статьи: Марамзина Александра Андреевна
Научный сотрудник ВИЭМ А.М. Зинатулин беседует с психологом-консультантом, ведущей фольклорно-психологической мастерской «Волшебный клубочек судьбы» на Всероссийском психологическом фестивале «Куклы и маски» (31 января – 2 февраля, Санкт-Петербург) Александрой Андреевной Марамзиной: В дошкольном возрасте важны два пространства - творчество и движение. В нашем садике мы стараемся создать такую среду, в которой ребенок при минимуме подручных средств мог бы познавать мир, развиваться, удовлетворять свои творческие потребности, иметь свободу передвижения и возможности для физической активности. Это важное условие целостного детско-родительского сообщества: чтобы взрослые тоже развивались, от них исходил «запах любви» к освоению нового, стремление к поиску новой точки роста, осуществлению своей мечты и доведению начатого до конца. Удивительно, что никогда и представить не могла, что увлекусь куклами. От рукоделия очень далека. Структура куклы - отдельный объемный разговор. Затрону только методические аспекты. Во-первых, это просто волшебство. Когда из невзрачной тряпки получается чудо-куколка. Во-вторых, это работа с размерами и формами, с пропорциями. Чтобы получить нужный результат, необходимо научиться соизмерять и прикидывать. Например, повязать на голову платок - надо взять ткань определенного размера. Даже для взрослого, столкнувшегося с кукольным делом впервые, - это проблема. Завязать или подоткнуть? И то, и другое сложно для ребенка. Но как развивает мелкую моторику! Отрезать или оторвать? Всем известно, что оторвать ткань всегда ровнее, чем отрезать. Это иллюстрация того, что главный инструмент человека - руки и смекалка. Получая такую установку, человек в жизни никогда не почувствует себя беспомощным. Еще один довод - любой педагог может пройти курс обучения и получить свидетельство о повышении квалификации. Методика кратко описана в книге В.Ю. Слабинского «Характер ребенка». Подробный методический материал готовится к публикации отдельным изданием. У самого маленького человеческого детеныша есть внутри устойчивый образ Человека. Даже малышок ассоциирует белый шарик в платочке и с юбочкой как символический объект, требующий человеческого отношения. И ребенок сразу наделяет его свойствами человека. Через куклу начинает общаться с окружающими, например, может чмокнуть маму в щеку. Кукла помогает малышу выражать свои чувства и делиться ими. Если говорить про техническую адаптацию, то с детьми нужно начинать с самого простого. Две-три тряпочки и косынка. Сложность в том, что народная кукла понимается как нечто такое аутентично-разукрашенное, где важна каждая деталь и цвет, важен порядок и правильность материала. Отнюдь! Мы такой же народ, как и наши предки. Представьте, что ребенок плачет, а вы на даче пошли на речку, зацепились платьем за корягу. Все расстроены. Берем тогда кусок этой злосчастной юбки ...и делаем за три минуты куколку. И вы отвлеклись, и ребенок счастлив. Сейчас же основной способ занять ребенка - мультики и компьютер. Потому что остальное, особенно народные куклы, такое все «сложное, дорогое и затратное в плане времени и физических сил» (смеется) . Для нас в первую очередь важен психологический и педагогический эффект, а так же развитие ремесленных навыков. Мы делаем кукол без всякого тайного умысла. Не для того, чтобы привлечь волшебные силы природы, разбудить тайную магию, подключиться к родовому космическому каналу и т.д. Мы делаем кукол, чтобы познакомить ребенка с основами жизни, которые скрыты в любом народном творчестве. А еще это развивает мелкую моторику, насыщает сенсорно, воспитывает характер, способствует налаживанию контакта между ребенком и родителем, помогает творчески выразиться, получить новую игрушку и просто потому, что это весело. Если человек один раз попал на мастер-класс по народной кукле и не был сразу напуган сложностью и аутентичностью происходящего, не загружен лишней или вредоносной (непроверенной) информацией, хорошо провел время с собственным ребенком, был целый час счастлив в хорошей теплой компании, то теперь он ваш поклонник и завсегдатай. Это про взрослых. А детям всегда нравится там, где ему «делают» добрую и понимающую, играющую маму. Слушать преподавателя, слушать родителя. Многие дети даже не знают, какие у них умные и рукодельные родители. Родители сами могут кого-то слушаться и выполнять чьи-то указания - настоящее открытие! Все это очень расширяет кругозор и обогащает отношения. • Выбирать ткани. Доверьте этот вопрос детям. Не говорите: - Нет, мы эту не возьмем, она не подходит! - и т.д. Согласитесь везде, где можно согласиться. Возьмите реванш в принципиальных вопросах, где однозначно требуется решение взрослого. • Надрезать и рвать ткань. В нужном месте, где вы показали, если позволяют сила и сноровка рук. Можно рвать, зажав детские ручки с тканью в своих. • Завязывать там, где вы держите, или держать там, где вы завязываете. • Давать куколке имя. • Играть с новой игрушкой. Преподавателю желательно: стараться не критиковать, если мама неправильно себя ведет с ребенком или ребенок не так себя ведет, или оба они не умеют себя вести. Показывать взаимодействие собственным примером, хвалить обоих, давать понятные пояснения и четко формулировать просьбы: «Подержи, пожалуйста, тут», «Оторви здесь», «Ух, ты, здорово!», «Молодец, ну проскачи вокруг стола и давай следующую ручку завяжем». Не пугайтесь, если услышите от мамы: «Ну что ты слепой, как ты ножницы держишь!», «Безрукая, да?», «Ты кукол пришла делать, а не беситься» и др. Поверьте, мамы смущены и так. Ваше спокойное доброжелательное отношение поможет им почувствовать себя в своей тарелке, научиться спокойно общаться с собственным ребенком, справляться со своим волнением, быть тактичными и терпеливыми. Беседовал научный сотрудник ВИЭМ А.М. Зинатулин на музейных чтениях ВИЭМ, 18 декабря 2015 г., Торжок, Музей истории психотерапии «Дом магнетизёра» Источник http://psy.su/feed/5172/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|