|
Славянские обрядовые куклы как проявление этнической ментальностиАвтор статьи: Лебедев Матвей
Славянские обрядовые куклы как проявление этнической ментальности
Матвей Лебедев, бакалавр психологии Кузнецова Жанна Викторовна, к. псих. н. Аннотация: В данной статье рассмотрены славянские обрядовые куклы в контексте этнической ментальности Ключевые слова: культовые куклы, имитативная магия, обряды, оберег, психология, этнопсихология, фольклористика, мифология, религия, этнические верования. Статья опубликована в: Зборнiк дакладаў i тэзiсаў VII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў» (Мiнск, Беларусь, 24–25 лістапада 2016 года) : у 2 т. /гал. рэд. А. І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2017. – Т. 1.
__________________________________________________________________ Непредсказуемость будущего, в которой оказались жители бывшего СССР в результате перестройки и последовавшей за ней экономической и мировоззренческой нестабильности, вызвала обострение этнических процессов на всей территории бывшего СССР, в том числе и в России. В связи с этим произошло обострение интереса к традиционной этнической культуре, как проявлению ментальности русского этноса, особенно к тем ее элементам, которые с одной стороны обозначают ее самобытность, а с другой дают возможность осмыслить ее в контексте общеславянского единства. Под ментальностью мы понимаем глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивую совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социума и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. [2] При рассмотрении любых форм традиционной культуры мы встречаем различные мировоззренческие системы, устройства общества, а также культовую практику. Особую роль в любой культовой практике играют культовые (ритуальные) предметы. Они являются не только элементами образно-знаковой реальности, выступающей как условие развития и формирования личности, но и своего рода точками сосредоточения Силы, в которую верит конкретный этнос или человек. Как отмечает В.С. Мухина, "Особенно бережно хранятся и передаются предметы, имеющие не только хозяйственное, но и сакральное значение и являющиеся материальным воплощением образно-знаковых реалий, «формирующих конкретную ментальность родового сознания и самосознания»" [1] К таким предметам, распространенным во всех культурах, можно отнести культовые куклы. Это и всемирно известные "куклы-Вуду", и японские куклы императорского двора, имеющие символическое значение, и даже античные куклы, ставшие символом Олимпийских Игр 2004 года в Афинах. В нашей работе мы рассмотрим славянские культовые куклы как проявление этнической ментальности. Ментальность включает множество компонентов, среди которых можно выделить профанный и сакральный уровни понимания мира. О важности различения данных частей писало множество авторов. [3], [4] Мы постараемся рассмотреть сакральный компонент этнической ментальности в славянских верованиях, рассматривая куклы не как компонент игровой деятельности, а остановившись на культовых функциях, среди которых хотелось бы выделить обережную. Ку́клу мы можем определить как предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов. Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина». Функции кукол: 1) Эстетическая; 2) Игровая; 3) Развитие ребенка (развивающая; 4) Символическая; 5) Обрядовая (воздействующая и оберегающая). В свете этих функций все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным. [5] Славянские культовые куклы являются одними из наиболее старых оберегов, получивших распространение в славянском этносе. Языческое миропонимание одухотворяет все предметы окружающего мира, что характерно не только для славянских верований. [6] Поэтому каждый человек традиционной культуры создает и хранит предметы, имеющие символическое и религиозное значение, с особой осторожностью и сакральным трепетом. Мы можем определить оберег, как предмет культа, охраняющий (оберегающий) владельца от различных деструктивных воздействий, нападений, недоброжелателей (как людей, так и разнообразных духов). В ряде источников (например, Википедия - по данным на 30.09.2016) можно встретить утверждения, что оберег – это, то же самое, что и амулет, и наоборот. Думается, что данный подход не совсем верен. Во-первых, действие оберега, согласно народными верованиям, может распространяться на несколько людей, дом, семью, род, а амулет принадлежит конкретному человеку. Во-вторых, оберег несет только защитную, охранительную функцию, а амулет может носить и другие функции. Несмотря на бурный научно-технический прогресс, и в наши дни значительное количество населения обращается к различным формам обережной практики; при этом надо отметить постепенно возрастающую роль славянских оберегов. Вера в обережную силу кукол основана на, сохранившемся до наших дней магическом мышлении, видящем в кукле предмет симпатической или имитативной магии. Данная форма магии, основывается на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия) либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта) якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь. [7] Рассмотрим некоторые примеры славянских обережных кукол К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Их делали из ткани, зерен, соломы и даже золы. Наиболее распространены тряпичные куколки. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась недоступным для вселения в него деструктивных сил, безвредным для ребенка и других членов семьи. Она выполняла обережную функцию, привлекая в дом лад и защищая от других воздействий. [8] Владимир Пропп отмечает, что как часть сакрального, кукла занимает промежуточное положение между магическим предметом и магическим помощником (при этом кукла не только несет функцию оберега, но и сама является оберегаемым предметом или помощником. Это отражено в фольклоре), приводя следующие примеры: «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета»; «У меня в сундуке есть цетыре куколки, как че надо, они тебе помогут»; «Вы, кукалки, кушайтя, мое горе слушайтя». [9] Из этого можно сделать вывод, что с куклой можно было общаться, рассказывать проблемы, в чем мы видим важную психотерапевтическую функцию. Кувадка Куклы Кувадки подвешивались над колыбелью новорожденного (обязательно в нечетном количестве), отгоняли злых духов и бессонницу от младенца, оберегали сон. Мать приговаривала: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». С позиций психологии такие верования играли важную роль, снижая тревожность матери относительно благополучия ребенка. Берегиня Кукла Берегиня может считаться классическим вариантом обережной куклы. Ее задачи - оберегание дома, хозяйства, семьи и всего славянского рода от разнообразных разрушительных сил (мы намеренно не используем понятия "злые силы", т.к. в языческих верованиях отсутствовало представление о "чисто добрых" и "чисто злых" силах. Подобная дихотомия не является характерной для этнических верований). Крупеничка Задачи Крупенички - оберегание лада в семье, а также помощь в привлечении материального достатка и сил здоровья. Часто эта кукла создается в паре с куклой мужского рода - Богачом. Одновременно данные куклы являются показателями полоролевых функций в традиционном обществе - Богач имеет на поясе ключи, что символизирует его функцию управителя хозяйством в семье. Любопытно также, что Крупеничка могла быть использована в неурожайный год в качестве источника зерна для пищи, т.к. внутри ее был запас зерна (крупы) Пеленашка В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спелёнутый. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель. Данная кукла также снижала тревожность матери о судьбе своего ребенка. Заключение Рассмотренные материалы показывают, что обережные куклы играли большую роль в культовой практике славянских народов. В данный момент в связи с появлением ряда общественных течений (неоязычество, родноверие, Нью-Эйдж, некоторые школы психологии) в духовной жизни людей, а также в науке (исторические изыскания, волна интереса к славянской тематике среди ученых, новые теории, связанные со славянской тематикой) интерес к культовой практике славян находится на высоком уровне. Таким образом, возрождение интереса к славянским культовым куклам можно рассматривать, с одной стороны, как способ снижения тревожности в ситуациях высокой неопределенности, которых так много в наше время, а с другой, как маркер подъема этнического самосознания народа, сензитивного к основным реалиям, выступающим как условия развития и бытия личности, в том числе предметным реалиям и реалиям образно-знаковых систем. Список использованных источников:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|