Мудрец – это часть личности, которая стремиться к познанию, персонифицированная мудрость, зрелость, жизненный опыт. Архетипу присущи, по мнению Юнга, следующие качества: знания, размышления, мудрость, озарение, ум и интуиция.
Это персонаж и мужской и женской психологии, в мужской ипостаси можно вспомнить образы отшельников, в православии - старцев, образ Мерлина, гуру, философов, пророков; в женской ипостаси воплощается в образах прорицательницы Вёльвы в скандинавской мифологии, собирательный образ травниц, знахарок, Баба Яга в русском фольклоре, во всех этих фигурах просматриваются определенные черты – они все владеют обширными познаниями, основанными на богатом опыте, могут помочь в трудную минуту, когда обычных способов уже недостаточно.
Их ответы рождаются из глубины понимания жизни в целом и явлений, которые они неоднократно наблюдали и рассуждали о них, эта мудрость не только имеет умственное свойство, но и в большей степени эмоциональное, интуитивное.
Мудрец, в первую очередь – это советник, который не принуждает к действиям и выбору решения, а направляет и указывает на эти решения. Он проливает свет истины на самые важные и волнующие вопросы.
Архетип Мудрец проявляется в нашем бессознательном тогда, когда нам приходится сделать некий важный выбор, или найти решение трудной жизненной ситуации. Чем больше таких моментов мы переживаем, тем больше развит в нашем бессознательном этот архетип, и тем проще сознанию получать от него ответы и озарения через сновидения, пограничные и измененные состояния сознания.
Архетип Мудрец имеет также негативную, теневую сторону, проявляющуюся в одержимости безумием, и крайних формах затворничества.
Архетип Трикстера встречается во множестве мифологических сюжетов, персонажи которых вели себя шутливо, дурашливо, лгали, притворялись, превращали все в игру, подчас злобную. По словам Юнга, Трикстер – это «предтеча спасителя, и подобно последнему является Богом, человеком и животным в одном лице. Он - и не человек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого - его бессознательное».
Он сам частенько попадает впросак и часто рискует жизнью и благополучием из-за своих проказ, но таким образом справляется с излишним давлением традиций, ритуалов, чрезмерной серьезностью происходящего ради поиска новых путей. Шалости Трикстера как бы погружают сознание во тьму неизвестности, в которой может произойти все, что угодно, он непредсказуем и его действия зачастую бывают лишены смысла.
Терапевтическое действие мифов, заключающееся в избавлении от нежелательных паттернов поведения и в напоминании о низком интеллектуальном и моральном уровне более развитому человеку, чтобы он не забывал о социальных правилах, позволило сохраниться Трикстеру и в условиях развитой цивилизации и дойти до наших дней, не смотря на попытки общества забыть о более раннем состоянии. По словам американского антрополога Пола Радина («The World of Primitive Man» 1953г.), с психологической точки зрения можно утверждать, что история цивилизации в значительной степени является описанием попыток забыть о трансформации из животного в человеческое существо.
Трикстер – это коллективный образ тени, все самые низкие, нелицеприятные и ущербные черты характера, свойственные людям. Параллель с индивидуальной тенью обнаруживает, что за ней также может прятаться Трикстер, так как зачастую имеет явные и четкие черты и ассоциации, пряча под собой более значительное содержание.
Влияние Трикстера соотносят с влиянием Джокера на карточную игру, источника трансформаций, превращений, перемен, перестановок.
Наиболее яркие мифологические образы, с которыми можно соотнести этот архетип – Ананси (Западная Африка), Сет (древний Египет), Локи (германские племена), Гермес (древняя Греция), Барон Самеди (культ вуду), Пак (кельты), Бамапана (Австралия), Бала-Кришна (Индия), и т.д…
Основная функция Трикстера – возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями, поиск новых вариантов действия, обрушение стереотипов, он - источник энергии для развития. В мифах племени Виннебаго (группа сиу, Висконсин, США), часто встречается сюжет перехода Трикстера в героя, спасителя. После осознания несчастья, Трикстер поднимается на более высокую ступень развития, чтобы распутать запутанный клубок судьбы благодаря своему уму и способностям.
(Использованы материалы: К. Г. Юнг «Собрание сочинений. Психология бессознательного», «Душа и миф: Шесть архетипов»)