Эмоциональное выгорание у подростков с сахарным диабетом 1 типа.

Эмоциональное выгорание у подростков с сахарным диабетом 1 типа

Первые 3-4 месяца у подростков и иногда у родителей (особенно если есть «медовый месяц») могут сохраняться иллюзии, что возможно врачи ошиблись, все наладиться и диабет исчезнет. Но проходит полгода, год и ничего не меняется, а психологические и физические ресурсы в постоянной мобилизации истощаются, и неизбежно накапливается усталость. Надежда может сменяться разочарованием, обидой, злостью, сниженным фоном настроения, апатией и нежеланием что-либо делать вообще... Тяжело принять и ребенку и его родителям тот факт, что пока это ситуация из разряда «навсегда». Но я верю, что придет время, когда диабет научатся не только успешно компенсировать, но и излечивать целиком.

         Особенность старта диабета в подростковом возрасте заключается в том, что это сам по себе кризисный момент. Это период интенсивного роста и изменения тела, гормонального становления, перестройки работы всех органов и систем. А тут еще и диабет... Подросток кардинально меняется и в физиологическом, и в психологическом, и в социальном плане. Диабет сложно контролируется – слишком много переменных и гормональных скачков в связи с половым созреванием. Психологически этот период знаменуется глубокими философскими вопросами о собственной личности и окружающем мире: Кто Я? Зачем я живу? Куда я иду? Чего я хочу на самом деле? Ко всему прочему при диабете добавляется и болезненный вопрос «Почему Я? За что мне все это?»

         Подросток - это уже не ребенок, но и еще не взрослый. Для подростка становиться наиболее важной сфера общения в кругу друзей, поиск своего места в компании сверстников и принятие в ней, потребность заявить о себе. Это период взросления и становления, отделения от родителей, поиск себя и своей личной жизненной позиции, самоутверждение. Особенно актуальная тема - это желание получить как можно больше свободы и снять ограничения, выйти из-под контроля. А поддержание хорошего самочувствия при диабете как раз заключается в каждодневном контроле за сахаром в крови, ограничениями в питании, необходимости делать замеры и инъекции в любом месте и в любое время, в частности в школе и на прогулке. Я бы сравнила эмоциональную нагрузку подростка с диабетом с сеансом напряженной одновременной игры шахматиста с 4-5 игроками на их поле одновременно...

         Как же быть родителям с подростком – где найти баланс, чтобы не выгореть и дать поддержку подростку? Настало иное время – строить отношения и общение по-другому – отпускать и доверять, найти баланс между свободой и ограничением. Подростковый возраст ребенка - это время родителя сдавать экзамен на собственную зрелось и состоятельность.  

         Давайте разберемся, что такое эмоциональное выгорание? Синдром эмоционального выгорания – это состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически. Состояние похожее на хандру. Можно сказать, что эмоциональное выгорание всегда в той или иной степени проявляется при длительных хронических заболеваниях. Особенно в случае с диабетом, когда человек прилагает каждодневные усилия для сохранения ровного сахара крови, вынужден делать уколы, мерить сахар, считать ХЕ, регулярно вести записи. К выгоранию при СД 1 типа также могут привести разочарование из-за того что вкладывается слишком много усилий, но не получается добиться ровных показателей, нет стабильности компенсации. А также из-за регулярных и не очень приятных болезненных процедур: телесный дискомфорт из-за необходимости уколов, проколов пальцев или ношения инсулиновой помпы... Да и вообще необходимость постоянно быть привязанным к жесткому графику приводит к мысли того, а где же моя жизнь и свобода за всем этим???

         Как поступать с «выгоревшем» человеком? Также как бы вы поступили с усталым странником после долгого пути. Ему просто необходим отдых, домашняя еда, поддержка близких, теплота и сон, возможность рассказать о своем пути и трудностях. Это словно бы возможность остановиться, вернуться в самое начало, обнулить и найти точку нового начала. А еще найти новые цели и силы двигаться вперед. Ибо дорогу осилит идущий при поддержке и любви близких. 

Что могут сделать родители, чтобы помочь подростку? Итак:

  • ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. В подростковом возрасте добиться устойчивой компенсации сложно – даже если вам кажется, что вы учли все факторы. Не надо ожидать идеальных сахаров – надо понять то, что происходит и предпринимать необходимые адекватные меры. Лучше всего иметь памятки перед глазами о том, как поступать в критических ситуациях при гипогликемии и как менять инсулинотерапию при разных уровнях сахара крови. Такие памятки-алгоритмы разрабатываются совместно с врачом в процессе терапии и наблюдения.
  • В ЧЕМ ПРИЧИНА? Постараться понять, с чем именно связана эта апатия или тяжелые чувства, мысли? Это могут крайне разнообразные причины – от усталости от каждодневных процедур, необходимости сдерживать себя в своих желаниях по питанию до переживаний как сказать мальчику, который нравиться о своем диабете. Поэтому важно выяснить, что именно лежит за этим состоянием, и в какие моменты оно особенно сильно проявляется. Тогда можно понять, в чем именно подростку требуется помощь.
  • СПОКОЙСТВИЕ И ВЫДЕРЖКА. Замеры сахара должны быть оправданными по количеству, времени и тому, что за замерами следуют адекватные уровню сахара меры. Важно не причитать, не впадать в отчаяние или панику из-за цифр. Принять, предпринять нужные меры и идти дальше. Не ругать и не обвинять ребенка в неправильных действиях, а помочь скорректировать их. В каждой непонятной ситуации садиться за стол переговоров в спокойной и доброжелательной манере. Посмотреть записи, проанализировать тенденции, найти алгоритм коррекции самостоятельно или с помощью лечащего доктора. Хвалить за успехи в управлении диабетом и ситуацией, сосредоточить внимание на успехах ребенка – подчеркивать их ценность, обозначать.
  • ВРЕМЕННО РАЗДЕЛИТЬ ЗАБОТЫ. Разобраться и помочь подростку с тем, с чем тяжелее всего справляться, а какие-то обязанности закрепить «за ним». В 11-12 лет у подростка еще нет психологической готовности взять ответственность за свой диабет на себя, но и не стоит недооценивать его возросшие возможности.
  • Я ТЕБЯ СЛЫШУ И ПОНИМАЮ. Любой человек имеет право устать, и открыто сказать о своих негативных чувствах по этому поводу (злость, раздражение, вина, напряжение, усталость, гнев и т.д.). Можно спросить, глядя подростку в глаза: «Расскажи, что ты чувствуешь?» Когда подросток обозначит свои чувства, можно сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты злишься (раздражаешься или назвать любое другое чувство, возникающее у ребенка), я вижу, как тебе тяжело делать инсулин и мерить сахар каждый день, вести записи. Но иных вариантов чтобы поддерживать себя в хорошей форме, пока нет. Ты очень мужественный и сильный человек. Я рядом и всегда готова разделить с тобой твои трудности. Я тебя очень люблю, и вместе мы преодолеем любые сложности. Что я могу сделать для тебя прямо сейчас?». Для подростка важно видеть и ощущать родителя как старшего друга, доброго и понимающего наставника, а не ментора. Также важна возможность быть услышанным и правильно понятым, выговориться, и получить поддержку и внимание.
  • МЕТОДЫ СНЯТИЯ СТРЕССА И НАПРЯЖЕНИЯ. Поддерживать режим дня, баланс сна и бодрствования, не перегибать с учебой, добавить легкие физические нагрузки или прогулки. Также отлично снимает стресс и напряжение занятия йогой, медитации, техники расслабления, массаж, бассейн, ароматерапия.
  • ДИАБЕТ ЭТО НЕ ВСЯ ЖИЗНЬ. Найдите больше сфер, не заполненных только тревогами и заботами о диабете. Важно, чтобы у ребенка было любимое занятие, хобби, дело в котором он бы мог проявить себя, почувствовать успех и собственную значимость. Желательно сохранить спорт и любую другую активность во внешнем мире, которая была у ребенка до диабета. Сохранять и приумножать семейные традиции, путешествовать, ходить на выставки и в театры, музеи, регулярно узнавать или открывать для себя что-то новое. Важно продолжать жить активно и полноценно, не давая диабету поглотить вашу жизнь и жизнь ребенка целиком. Отведите ему свое пространство, достаточное, но не глобальное. Все решаемо, главное найти баланс и принять ситуацию.

         При метафорической работе с психологическим выгоранием, на ум приходит образ птицы Феникс. Легенда о птице Феникс встречается и у жителей Китая и Японии, и у американских индейцев, и у жителей дельты Нила. Птица Феникс похожа на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением, подобно языкам пламени или ярким лучам солнца. Предвидя опасность или смерть, Феникс сжигает себя, возрождаясь из пепла вновь и вновь. Как метафора Птица Феникс являет нам пример вечного сияния, обновления и бессмертия.

         В сложной ситуации родителям подростка с диабетом желательно получить профессиональную помощь психотерапевта. Специалист поможет подростку отреагировать негативные эмоции и чувства, понять себя и свои желания, наметить путь выхода из кризиса, стать целостнее, найти ресурсы и повзрослеть. Для взрослых же открывается возможность по-новому взглянуть на ситуацию, понять переживания ребенка, стать более эффективным во взаимодействии с ним. И словно птица Феникс - восстановить свое эмоциональное равновесие и обновиться.

 



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Избавление от негатива и страха: найти у себя в голове то, что мешает и убрать это раз и навсегда
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Усталость от диабета. Эмоциональное выгорание при диабете.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь