Условия семейного воспитания, способствующие формированию компетенции "Лидерство и видение".

Н.М.Сафонова

А.В.Потанина

Данная статья опубликована в RUSSIAN JOURNAL OF HUMANISTIC PSYCHOLOGY N/5 #1 2018 C/63-71

Условия семейного воспитания, способствующие формированию компетенции "Лидерство и видение".

Аннотация

Статья посвящена развитию компетенции «Лидерство и видение» в условиях семейного воспитания. Генез, условия формирования способности «видение» не представлены в исследовательской литературе. В статье выделен ряд компонентов «видения» и даны рекомендации по воспитанию в семье рассматриваемых компонентов. Материал предназначен для родителей и для педагогов.

Ключевые слова: лидерство и видение, условия семейного воспитания, целеполагание, понимание другого, планирование, опыт управления.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Автономной некоммерческой организации «Казанский открытый университет талантов 2.0»

 

В недавнее время появился термин «профессиональное родительство». Он характеризует профессиональный подход родителей к воспитанию детей: с составлением плана достижений, с перечнем осваиваемых в определенном возрасте умений и т.п. [3]. Если с когнитивным компонентом развития детей понятно - это всем известные знания, умения и навыки плюс общие способности, и предложений на рынке более, чем достаточно, то такая характеристика, как лидерство, недостаточно разработана в плане создания условий ее воспитания.

В многочисленных концепциях лидерства отсутствует обоснованная система развития лидерских компетенций. С одной стороны, перечисляются самые разнообразные лидерские качества [8], учет стадии развития управляемой группы и актуальной ситуации [1, 2] с другой – все чаще утверждается ведущая роль способности видеть перспективу и вовлекать в движение к этому видению других [4, 6]. При этом, если отдельные лидерские качества можно развивать в процессе педагогической деятельности, то компетенция «видение» еще не получила ни разработанного подхода в своем описании, ни рассмотрения генеза и условий развития.

На важнейшие вопросы:

  • в какие виды деятельности необходимо вовлекать молодого человека;
  • в каких организованных группах он может занимать лидирующую позицию;
  • какие условия обязательны для развития лидерских компетенций, в частности «видение»;
  • как воспитывать лидера в семье;

обоснованные ответы в настоящее время практически отсутствуют.

Попытаемся ответить на последние вопросы: какие предпосылки «Видения» родители могут сформировать в условиях семьи, если они мечтают вырастить лидера.

Лидерское видение – в первую очередь способность создавать вдохновляющий образ совместного будущего, который рождает мотивирующие смыслы общей деятельности для каждого [4]. Попытаемся выделить начальные компоненты таковой способности.

Компонент первый – целеполагание.

Самое частое определение в характеристиках лидерства – «лидер ведет за собой» Ведет куда? Необходимое условие – наличие у лидера осознанной цели.

Наличие цели не гарантирует ее достижения, но отсутствие таковой – автоматически с вероятностью 99% закрывает возможность желаемого.

Реальный случай из жизни: после обучающей программы к ведущему подошла участница - руководитель филиала банка: «Вы психолог? Ответьте мне как психолог - дети должны слушаться родителей?

- Вашему ребенку сколько?

- 22 года…

В 5 лет слушаться, в 9 - слушаться, в 15… Где личные цели? Цели, для которых надо преодолевать препятствия и самому искать средства их достижения?

Взрослые состоявшиеся люди приходят на консультации, чувствуя неудовлетворенность жизнью, и не могут ответить на вопрос: «А чего хотите?» Не знают…

Одной из причин подобных проблем является отсутствие умения ставить цели, как кратковременные, так и дальние. Весьма полезный вопрос для ребенка, начиная с дошкольного возраста будет звучать так: «Чего ты сам хочешь? Мы хотим вот этого, правильно было бы сделать так, а ты чего хочешь? И, если нас, взрослых, не устраивает детское желание, то мы, используя все свое красноречие, показываем последствия разных вариантов будущего: если дите поступит «как надо», или как хочет. Выбирает он. А мы обеспечиваем те или иные последствия с уважением к его выбору.

Цель - это образ результата. Самая первая предпосылка «видения» – предвосхищать результат. Затем строить  образ результата уже своих действий.

В проведенном исследовании целеполагания двухсот подростков было выявлено, что 60%  на вопрос «Какие у Вас цели на 2018 год», называют действия: изучать, пробовать, участвовать. В ответах школьников фиксируется процесс и отсутствуют формулировки цели в образе результата, часто ответы звучат так: «стать лучше», «расширять круг знакомых», «хорошо учиться» и т.д. При подобной формулировке целей невозможно зафиксировать достижение результата и оценить его. Конкретные цели названы всего 25% опрошенных: «разработать программу…», «написать книгу…», «открыть студию хореографии», «стать Мистер Олимпия – 2018» и т.д. Из них 10% – это  цели, связанные с обучением, но сформулированные как результат – поступить в конкретный вуз, получить грант на обучение за рубежом и т.п. Около 15% отвечающих на вопросы затруднились сформулировать свои цели на ближайший год.

Компонент второй – коммуникативный.

Маленьких лидеров педагоги видят уже в дошкольных группах детского сада. Они всегда вовлечены в какую-либо деятельность, увлечены ею, и поэтому вокруг них всегда заметна активность остальных детей. Исследования дошкольного детства, обращенные к изучению популярности и непопулярности детей в группе сверстников (в дошкольном возрасте некорректным является использование термина «лидерство»), выявили несколько характеристик, которыми обладали такие дошкольники. Такими чертами являются «не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а те качества, в основе которых лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное» [7]. Не касаясь воспитания нравственных качеств, выделим один аспект такого отношения: способность ребенка правильно воспринимать и понимать другого [7]. В практической психологии эти способности формируются как коммуникативные умения.

Мы предлагали типичную бытовую ситуацию воспитателям детских садов и учителям начальной школы. Вы увидели, что двое детей разодрались из-за игрушки (детский сад), мяча (школа). Подходите, разнимаете. Что вы при этом говорите?

398 педагогов из 400 опрошенных ответили: «Кто первый начал?» или «Что случилось?»

- Вы знаете, что дети Вам ответят на эти вопросы?

- Знаем (100%)

- Зачем спрашиваете?

Педагоги смущенно смеются, ответа на последний вопрос у них нет. Это свидетельствует, что в подобной ситуации не присутствует педагогическая цель. Лишь два человека сказали, что, если мы хотим научить разрешать такие ситуации, следует спрашивать: Петя, чего Игорь руками машет, чего хочет?

Игорь, Петя почему кричит, чего хочет?

А затем, показав, что они понимают друг друга, а не фиксируя убежденность, что виноват другой (как в ответах большинства), мы учим детей договариваться.

 Для любого речевого высказывания необходима коммуникативная составляющая, для лидера в построении общения в соответствии с целями, условиями ситуации, индивидуальностью собеседника тем более необходимо понимание другого.

Без понимания в начале состояния, а затем позиции собеседника невозможно прогнозировать реакцию собеседника, то есть последствия своих действий.

Таким образом, лидерские качества проявляются уже в дошкольном детстве, при этом через явные характеристики, часть из которых находится преимущественно в области коммуникативных умений, и отсюда следует закономерный вывод для родителей и педагогов, желающих воспитывать лидеров: подобное воспитание следует начинать в семье. Через воспитание умения понять другого мы можем как развивать необходимую для лидера коммуникативную компетентность, так и формировать следующие компоненты «видения».

Компонент третий – наличие плана достижения образа будущего.

Чем цель отличается от мечты? Конкретностью образа результата и первым шагом. Что Вы делаете сегодня, для того, чтобы через год (пять, десять) поставленная цель была достигнута? После сделанного первого шага ситуация может измениться, и вновь надо планировать следующий первый шаг.

Каким образом в семье можно влиять на планирование пути по достижению больших целей?

Важным пунктом в раскрытии и  развитии потенциала школьников, особенно начиная с младшего подросткового возраста, играет индивидуальный план развития, который должен обеспечивать системность и последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели. Осознанное отношение к планированию жизненного пути является необходимым условием взросления молодого человека. В семье необходимо обращаться к построению образа будущего ребенка в общих беседах, планируя конкретные шаги по достижению этого будущего.

Исследование наличия индивидуальной программы развития (ИПР) детей и молодежи показало, что около 80% родителей считают себя ответственными за составление индивидуальной программы развития, среди детей, отдающих ответственность родителям за составление ИПР, таковых было всего 16%. Следует признать относительность приведенных цифр, т к дети и молодежь, участвующие в опросе, находились в возрасте от 12 до 30 лет (при равномерном распределении), а родители, попадающие в сферу анкетирования,  были преимущественно родителями школьников. Тем не менее, разница ощутима, и не объясняется только превалированием возраста. Сопоставление ответов трех категорий «дети и молодежь», «родители» и «педагоги» дает весьма противоречивую картину: около 50% детей из 300 отпрошенных считают, что они сами составляют свою программу развития, 80% родителей берут ответственность за составление ИПР на себя, похожие цифры – 76%, наблюдаются у педагогов, которые также считают себя ответственными за составление программы развития для подопечного. Речь идет об индивидуальной программе развития ребенка в направлении достижения образа желаемого будущего, и остается неясным, речь идет о трех индивидуальных программах развития у одного ребенка, или это одна программа, которую каждый участник процесса считает своей?

Лишь 3% дали ответ, указывающий на наличие какой-либо письменной фиксации плана: на магнитной доске в комнате, дорожная карта, план в блокноте, ежедневник,  список с планом задач и целей на период полгода, в течение года или трех лет. Можно сделать вывод, что наличие индивидуальной программы развития в виде  материализованной фиксации обнаруживается  лишь в отдельных случаях, также наблюдается отсутствие системности и структурированности действий между заявленными категориями при составлении ИПР. Проведённое исследование показало наличие ряда проблем как в области формирования образа будущего у ребенка и молодого человека, так и в ценности фиксации некого плана действий подростка.

Для подростка будущее видится под розовым флером, он далеко не всегда соотносит сегодняшние задачи и дальние цели. Родители призваны показать важность актуальных сегодняшних шагов для достижения прекрасных целей.

Компонент четвертый – наличие опыта управления другими.

Каким образом в истории дети дворян становились «естественными» лидерами в армии, политике и т.п.? С раннего возраста им подчинялась прислуга, дворовые дети, то есть, другими словами, они приобретали опыт управления другими людьми. Не имея возможности приобретения подобного опыта, проблематично стать в одночасье тем, кто ведет за собой группу. Любому лидеру необходимо на деле попробовать быть первым, «пойти на риск и извлечь уроки из побед и поражений» (Дж.Коттер «Сила для изменений»). Этот опыт также дает людям возможность понять те их собственные сравнительно сильные и сравнительно слабые стороны, которые имеют отношение к лидерству.

Часто родители жалуются на бабушек и дедушек, что те балуют детей. 4-летняя кроха в детском саду с вызовом: «Денис, давай соревноваться, кто быстрее оденется!» И через секунду: «Дедуля, быстрее меня одевай, мы должны выиграть!»

Рассмотрим это под другим углом – ребенок приобретает навык управления другим человеком. Вспомним 22-хлетнего «ребенка», который должен «слушаться» родителей. Вряд ли там задумываются о воспитании лидера. Необходимо находить все больше ситуаций, где определение шагов всех действующих лиц отдается ребенку. С возрастом таких ситуаций становится все больше. В семь лет это то, чем мы будем заниматься в выходные, в 15- где проведем отпуск, кто и что для этого делает.

Итак, в семье родители могут обращать внимание и целенаправленно формировать важные компоненты способности «Видение» как неотъемлемой части лидерства: способности формулировать цель и выстраивать образ результата, умения понимать другого в коммуникации, совместно разрабатывать план достижения далеких целей, выстраивая образ будущего, создавать ситуации приобретения опыта управления другими.

 

Литература

  1. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: МОДЭК, 2001, - 119 с.
  2. Друкер Питер. Энциклопедия менеджмента. Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме", 2004. — 432 с.
  3. Дети всей жизни/ Основатель проекта «RuGenerations — Теория поколений в России» Евгения Шамис — о феномене профессионального родительства. Беседовала Елена Кудрявцева/ Журнал "Огонёк" №25 от 26.06.2017, стр. 26
  4. Жукова Е.В., Нестик Т.А. Психологические типы управленческого видения будущего. Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 62-69
  5. Зыбина А.В., Сафонова Н.М. Развитие коммуникативных компетенций в дошкольном образовании. Журнал «Успехи современной науки и образования», – Белгород: Эпицентр, №10, т.4, 2016. С.191-195
  6. Питер С.М. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / Питер Сенге ; [пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татариновой]. - Новое пересмотренное и доп. изд. - Москва : Олимп-Бизнес, 2009. - 417 с.
  7. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений . -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  8. Шинкевич О.К. Курс лекций по дисциплине Основы менеджмента. –М: МГТУ «СТАНКИН», 2008. - 142с.

 

 



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Особенности развития формирующие социальную программу жизни и способы достижения целей.
  • Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Вопросы для развития способности к позитивным изменениям
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Метод развития интуиции "Ключ от будущего вашей семьи"
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Чем отличается реализация цели по мужскому типу от женского достижения цели?
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Цели. Результаты. Течение времени из будущего в настоящее.
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Чего не хватает для достижения цели?
  • Интеллект родителей и умственные способности ребенка
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Сказка как средство воспитания и развития ребенка
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Методика для развития эмпатии у детей "Путешествие на духолёте"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь