|
Условия семейного воспитания, способствующие формированию компетенции "Лидерство и видение".Автор статьи: Сафонова Наталья Михайловна
Н.М.Сафонова А.В.Потанина Данная статья опубликована в RUSSIAN JOURNAL OF HUMANISTIC PSYCHOLOGY N/5 #1 2018 C/63-71 Условия семейного воспитания, способствующие формированию компетенции "Лидерство и видение". Аннотация Статья посвящена развитию компетенции «Лидерство и видение» в условиях семейного воспитания. Генез, условия формирования способности «видение» не представлены в исследовательской литературе. В статье выделен ряд компонентов «видения» и даны рекомендации по воспитанию в семье рассматриваемых компонентов. Материал предназначен для родителей и для педагогов. Ключевые слова: лидерство и видение, условия семейного воспитания, целеполагание, понимание другого, планирование, опыт управления. Исследование выполнено при финансовой поддержке Автономной некоммерческой организации «Казанский открытый университет талантов 2.0»
В недавнее время появился термин «профессиональное родительство». Он характеризует профессиональный подход родителей к воспитанию детей: с составлением плана достижений, с перечнем осваиваемых в определенном возрасте умений и т.п. [3]. Если с когнитивным компонентом развития детей понятно - это всем известные знания, умения и навыки плюс общие способности, и предложений на рынке более, чем достаточно, то такая характеристика, как лидерство, недостаточно разработана в плане создания условий ее воспитания. В многочисленных концепциях лидерства отсутствует обоснованная система развития лидерских компетенций. С одной стороны, перечисляются самые разнообразные лидерские качества [8], учет стадии развития управляемой группы и актуальной ситуации [1, 2] с другой – все чаще утверждается ведущая роль способности видеть перспективу и вовлекать в движение к этому видению других [4, 6]. При этом, если отдельные лидерские качества можно развивать в процессе педагогической деятельности, то компетенция «видение» еще не получила ни разработанного подхода в своем описании, ни рассмотрения генеза и условий развития. На важнейшие вопросы:
обоснованные ответы в настоящее время практически отсутствуют. Попытаемся ответить на последние вопросы: какие предпосылки «Видения» родители могут сформировать в условиях семьи, если они мечтают вырастить лидера. Лидерское видение – в первую очередь способность создавать вдохновляющий образ совместного будущего, который рождает мотивирующие смыслы общей деятельности для каждого [4]. Попытаемся выделить начальные компоненты таковой способности. Компонент первый – целеполагание. Самое частое определение в характеристиках лидерства – «лидер ведет за собой» Ведет куда? Необходимое условие – наличие у лидера осознанной цели. Наличие цели не гарантирует ее достижения, но отсутствие таковой – автоматически с вероятностью 99% закрывает возможность желаемого. Реальный случай из жизни: после обучающей программы к ведущему подошла участница - руководитель филиала банка: «Вы психолог? Ответьте мне как психолог - дети должны слушаться родителей? - Вашему ребенку сколько? - 22 года… В 5 лет слушаться, в 9 - слушаться, в 15… Где личные цели? Цели, для которых надо преодолевать препятствия и самому искать средства их достижения? Взрослые состоявшиеся люди приходят на консультации, чувствуя неудовлетворенность жизнью, и не могут ответить на вопрос: «А чего хотите?» Не знают… Одной из причин подобных проблем является отсутствие умения ставить цели, как кратковременные, так и дальние. Весьма полезный вопрос для ребенка, начиная с дошкольного возраста будет звучать так: «Чего ты сам хочешь? Мы хотим вот этого, правильно было бы сделать так, а ты чего хочешь? И, если нас, взрослых, не устраивает детское желание, то мы, используя все свое красноречие, показываем последствия разных вариантов будущего: если дите поступит «как надо», или как хочет. Выбирает он. А мы обеспечиваем те или иные последствия с уважением к его выбору. Цель - это образ результата. Самая первая предпосылка «видения» – предвосхищать результат. Затем строить образ результата уже своих действий. В проведенном исследовании целеполагания двухсот подростков было выявлено, что 60% на вопрос «Какие у Вас цели на 2018 год», называют действия: изучать, пробовать, участвовать. В ответах школьников фиксируется процесс и отсутствуют формулировки цели в образе результата, часто ответы звучат так: «стать лучше», «расширять круг знакомых», «хорошо учиться» и т.д. При подобной формулировке целей невозможно зафиксировать достижение результата и оценить его. Конкретные цели названы всего 25% опрошенных: «разработать программу…», «написать книгу…», «открыть студию хореографии», «стать Мистер Олимпия – 2018» и т.д. Из них 10% – это цели, связанные с обучением, но сформулированные как результат – поступить в конкретный вуз, получить грант на обучение за рубежом и т.п. Около 15% отвечающих на вопросы затруднились сформулировать свои цели на ближайший год. Компонент второй – коммуникативный. Маленьких лидеров педагоги видят уже в дошкольных группах детского сада. Они всегда вовлечены в какую-либо деятельность, увлечены ею, и поэтому вокруг них всегда заметна активность остальных детей. Исследования дошкольного детства, обращенные к изучению популярности и непопулярности детей в группе сверстников (в дошкольном возрасте некорректным является использование термина «лидерство»), выявили несколько характеристик, которыми обладали такие дошкольники. Такими чертами являются «не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а те качества, в основе которых лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное» [7]. Не касаясь воспитания нравственных качеств, выделим один аспект такого отношения: способность ребенка правильно воспринимать и понимать другого [7]. В практической психологии эти способности формируются как коммуникативные умения. Мы предлагали типичную бытовую ситуацию воспитателям детских садов и учителям начальной школы. Вы увидели, что двое детей разодрались из-за игрушки (детский сад), мяча (школа). Подходите, разнимаете. Что вы при этом говорите? 398 педагогов из 400 опрошенных ответили: «Кто первый начал?» или «Что случилось?» - Вы знаете, что дети Вам ответят на эти вопросы? - Знаем (100%) - Зачем спрашиваете? Педагоги смущенно смеются, ответа на последний вопрос у них нет. Это свидетельствует, что в подобной ситуации не присутствует педагогическая цель. Лишь два человека сказали, что, если мы хотим научить разрешать такие ситуации, следует спрашивать: Петя, чего Игорь руками машет, чего хочет? Игорь, Петя почему кричит, чего хочет? А затем, показав, что они понимают друг друга, а не фиксируя убежденность, что виноват другой (как в ответах большинства), мы учим детей договариваться. Для любого речевого высказывания необходима коммуникативная составляющая, для лидера в построении общения в соответствии с целями, условиями ситуации, индивидуальностью собеседника тем более необходимо понимание другого. Без понимания в начале состояния, а затем позиции собеседника невозможно прогнозировать реакцию собеседника, то есть последствия своих действий. Таким образом, лидерские качества проявляются уже в дошкольном детстве, при этом через явные характеристики, часть из которых находится преимущественно в области коммуникативных умений, и отсюда следует закономерный вывод для родителей и педагогов, желающих воспитывать лидеров: подобное воспитание следует начинать в семье. Через воспитание умения понять другого мы можем как развивать необходимую для лидера коммуникативную компетентность, так и формировать следующие компоненты «видения». Компонент третий – наличие плана достижения образа будущего. Чем цель отличается от мечты? Конкретностью образа результата и первым шагом. Что Вы делаете сегодня, для того, чтобы через год (пять, десять) поставленная цель была достигнута? После сделанного первого шага ситуация может измениться, и вновь надо планировать следующий первый шаг. Каким образом в семье можно влиять на планирование пути по достижению больших целей? Важным пунктом в раскрытии и развитии потенциала школьников, особенно начиная с младшего подросткового возраста, играет индивидуальный план развития, который должен обеспечивать системность и последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели. Осознанное отношение к планированию жизненного пути является необходимым условием взросления молодого человека. В семье необходимо обращаться к построению образа будущего ребенка в общих беседах, планируя конкретные шаги по достижению этого будущего. Исследование наличия индивидуальной программы развития (ИПР) детей и молодежи показало, что около 80% родителей считают себя ответственными за составление индивидуальной программы развития, среди детей, отдающих ответственность родителям за составление ИПР, таковых было всего 16%. Следует признать относительность приведенных цифр, т к дети и молодежь, участвующие в опросе, находились в возрасте от 12 до 30 лет (при равномерном распределении), а родители, попадающие в сферу анкетирования, были преимущественно родителями школьников. Тем не менее, разница ощутима, и не объясняется только превалированием возраста. Сопоставление ответов трех категорий «дети и молодежь», «родители» и «педагоги» дает весьма противоречивую картину: около 50% детей из 300 отпрошенных считают, что они сами составляют свою программу развития, 80% родителей берут ответственность за составление ИПР на себя, похожие цифры – 76%, наблюдаются у педагогов, которые также считают себя ответственными за составление программы развития для подопечного. Речь идет об индивидуальной программе развития ребенка в направлении достижения образа желаемого будущего, и остается неясным, речь идет о трех индивидуальных программах развития у одного ребенка, или это одна программа, которую каждый участник процесса считает своей? Лишь 3% дали ответ, указывающий на наличие какой-либо письменной фиксации плана: на магнитной доске в комнате, дорожная карта, план в блокноте, ежедневник, список с планом задач и целей на период полгода, в течение года или трех лет. Можно сделать вывод, что наличие индивидуальной программы развития в виде материализованной фиксации обнаруживается лишь в отдельных случаях, также наблюдается отсутствие системности и структурированности действий между заявленными категориями при составлении ИПР. Проведённое исследование показало наличие ряда проблем как в области формирования образа будущего у ребенка и молодого человека, так и в ценности фиксации некого плана действий подростка. Для подростка будущее видится под розовым флером, он далеко не всегда соотносит сегодняшние задачи и дальние цели. Родители призваны показать важность актуальных сегодняшних шагов для достижения прекрасных целей. Компонент четвертый – наличие опыта управления другими. Каким образом в истории дети дворян становились «естественными» лидерами в армии, политике и т.п.? С раннего возраста им подчинялась прислуга, дворовые дети, то есть, другими словами, они приобретали опыт управления другими людьми. Не имея возможности приобретения подобного опыта, проблематично стать в одночасье тем, кто ведет за собой группу. Любому лидеру необходимо на деле попробовать быть первым, «пойти на риск и извлечь уроки из побед и поражений» (Дж.Коттер «Сила для изменений»). Этот опыт также дает людям возможность понять те их собственные сравнительно сильные и сравнительно слабые стороны, которые имеют отношение к лидерству. Часто родители жалуются на бабушек и дедушек, что те балуют детей. 4-летняя кроха в детском саду с вызовом: «Денис, давай соревноваться, кто быстрее оденется!» И через секунду: «Дедуля, быстрее меня одевай, мы должны выиграть!» Рассмотрим это под другим углом – ребенок приобретает навык управления другим человеком. Вспомним 22-хлетнего «ребенка», который должен «слушаться» родителей. Вряд ли там задумываются о воспитании лидера. Необходимо находить все больше ситуаций, где определение шагов всех действующих лиц отдается ребенку. С возрастом таких ситуаций становится все больше. В семь лет это то, чем мы будем заниматься в выходные, в 15- где проведем отпуск, кто и что для этого делает. Итак, в семье родители могут обращать внимание и целенаправленно формировать важные компоненты способности «Видение» как неотъемлемой части лидерства: способности формулировать цель и выстраивать образ результата, умения понимать другого в коммуникации, совместно разрабатывать план достижения далеких целей, выстраивая образ будущего, создавать ситуации приобретения опыта управления другими.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|