|
Является ли йога методом психотерапии?Автор статьи: Скляренко Виктор Рамэссович
Введение В этой публикации я хочу обозначить те критерии и подходы к практике йоги, которые позволяют применять йогу в качестве психотерапии. Йога является популярной практикой повышения качества жизни. По официальной статистике в США йогой занимаются около 18 миллионов человек. Эта статистика была озвучена в документальном фильме «Просветляйся» (Кейт Черчилль, Джонатон Хекснер, США, 2008). При населении США 325 миллионов это составляет 5,5%. То есть, в США как минимум пять человек из ста занимаются йогой. Статистики по РФ и другим странам я не знаю, но уровень популярности йоги на постсоветском пространстве все равно достаточно высокий. В ряде случаев, йога применяется психологами и врачами в качестве метода психотерапии и психической саморегуляции. Этот факт известен еще со времен СССР, когда в научно-популярных журналах периодически печатались статьи по йоге, а в 1970 году киевская киностудия документальный фильмов сняла популярный фильм «Индийские йоги. Кто они?» В этом фильме были показаны занятия йогой с целью психической и психофизиологической регуляцией в некоторых советских оздоровительных учреждениях. Отношение руководства СССР к йоге было достаточно изменчивым. Периодически йогу запрещали, периодически разрешали. Но йога пользовалась явной популярностью среди советских граждан. Люди читали самиздатовскую литературу, перепечатанную на машинках, фотокопии книг Рамачараки и Вивекананды, которые издавались в начале двадцатого века, еще в Российской Империи. Большой популярностью пользовались книги болгарских авторов, изданные в Советском Союзе. В 1972 году в Киеве издательством «Здоров'я» на украинском языке была издана книга А. Миланов, І. Борисова «Вправи йогів», а в 1986 году издательство «Медицина» в Москве выпустило книгу В.Евтимова «Йога. Практическое руководство». Печатались и советские авторы. Так, в 1960 году на украинском языке Государственное медицинское издательство УССР выпустило книгу Ю.Л.Петрова «Фізичне виховання йогів». В 1982 году минское издательство «Полымя» выпустило книгу В.Г. Верещагина «Физическая культура индийских йогов». В 1990 году в Москве издательство «Прометей» выпустило книгу Т.Э.Васильева «Начала Хатха-йоги». А в 1991 году в Москве издательство «Медицина» выпустило книгу А.Н. Зубкова и А.П.Очаповского «Хатха-йога для начинающих». С 1990 года в СССР, а позже уже на постсоветском пространстве начинают выходить книги индийских авторов – Шри Йогендры, С.Вишнудевананды, Б.К.С.Айенгара, С.Шивананды и других авторов. Выходят так же репринтные издания авторов начала двадцатого века - Рамачараки, Кувалаянды, Вивекананды. В Киеве издательство «Здоров'я» в 1992 году выпустило книги Б.К.С.Айенгар «Погляд на йогу» и Свамі Вішнудевананда «Повна ілюстрована книга з йоги». С тех пор интерес к йоге только вырос, а количество групп йоги значительно увеличилось. Большое количество людей применяют йогу для психической саморегуляции, некоторые психологи применяют йогу в качестве психотерапии. Однако, остаются открытыми некоторые вопросы: Может ли йога применятся в качестве метода психотерапии? Как же отличить, какие подходы к практике йоги являются психотерапевтическими? Ответить на эти вопросы я попытаюсь в этой статье. Критерии отнесения какой-либо практики к методам психотерапии По факту, ни один метод психотерапии не признан всеми специалистами в области психологии и медицины. Каждый из существующих методов психотерапии признан какой-то частью научного сообщества, и так же каждый метод имеет критику со стороны его оппонентов. Однако, можно попытаться выделить существенные признаки - критерии, которые свойственны методу психотерапии. Среди таких признаков можно выделить следующие: 1. Признание какой-то практики методом психотерапии со стороны части научного сообщества. 2. Наличие публикаций о данной конкретной практе, применяемой в качестве метода психотерапии в профессиональной литературе и научных изданиях. 3. Наличие в данной конкретной практике описания устройства психики и/или причинно-следственных связей между действиями в контексте данного метода и изменением в психических функциях и/или состояниях психики. Теперь проанализируем практику йоги с точки зрения этих критериев. Анализ практики йоги с точки зрения критериев метода психотерапии Признание йоги в качестве метода психотерапии и связанные с этим признанием публикации (по первым двум критериям) можно найти у следующих отечественных авторов: 1. Статья С.А.Гуревич «Психотерапия в народной медицине» в книге «Руководство по психотерапии» под редакцией доктора мед. наук, профессора В.Е.Рожнова (Ташкент, «Медицина» УзССР, 1985 г.). В этой статье С.А.Гуревич подробно описывает психотерапевтический эффект йоги, в частности упражнения «Шавасана». 2. А.К.Напреенко, К.А.Петров в книге «Психическая саморегуляция» (Київ, «Здоров'я», 1995) рассматривают йогу в качестве психотерапевтического метода, применяемого при достаточно многих психических и соматических заболеваниях. При этом, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психотерапии Киевского медицинского университета А.К.Напрееко вводит термин «йоготерапия». 3. Доктор психологических наук Б.Д.Карвасарский в книге «Психотерапевтическая энциклопедия» (М., 1998 г.) в статье «Йога» говорит, что йога иногда рассматривается, как метод психотерапии: С анализом йоги по третьему критерию принадлежности к методам психотерапии есть некоторые сложности. Дело в том, что разные авторы, которые предлагают применять йогу для психотерапии или психической саморегуляции, по-разному подходят к объяснению причинно-следственных связей между выполнением упражнений и изменением психических состояний человека. В научной литературе чаще доминирует объяснение действия асан через физиологические механизмы рефлексов. Однако, в йоге существует и свое «родное» объяснение устройства психики. Так, например, Йог Рамачарака в книге «Основы миросозерцания индийских йогов» приводит историческую версию устройства психики. А в аннотации к книге «Раджа-йога» он говорит, что Раджа-йога – это учение йогов о психическом мире человека. Естественно, что исторические индуистские описания устройства души сложно воспринимаются в материалистически в настроенных научных сообществах. Однако, нужно признать, что сам критерий наличия в йоге описания устройства психики все же есть.Поскольку йога имеет много разнообразных подходов к практики, то по сути каждый подход практики йоги можно рассматривать в качестве самостоятельного метода психотерапии. Получается, что те из подходов, которые попали в научные публикации по медицине и психологии – можно считать методами психотерапии. А те подходы, которые в научные публикации не попали – остаются в роли эзотерических практик. Выводы 1. Из ситуации разделения подходов к практике йоги по критерию публикации в научных источниках следует интересный вывод: если опубликовать в научном издании описание психики, например, подхода Йога Рамачараки (эзотерического на данный момент времени) – то он автоматически станет научным. Такой вывод приводит к мысли, что это нужно попробовать сделать. Ведь описание психики Рамачаракой достаточно практично с точки зрения реальных причинно-следственных связей. Во всяком случае, оно не менее практично, чем описание психики, например, во фрейдовском психоанализе. 2. Практичность представлений йоги об устройстве психики подтверждается также эффективностью давно признанных научными методов психотерапии, которые взяли из йоги отдельные практики и адаптировали их к западной культуре – таких как аутогенная тренировка по И.Г.Шульцу, аутогенная тренировка по Г.Бенсону, психосинтез Р.Ассаджоли, гештальттерапия. 3. На данный момент времени научно обоснованными подходами практики йоги можно считать подходы С.А.Гуревича и А К.Напреенко. Научно обоснованным подходами, принятыми в части научного сообщества и пригодными для применения в психотерапии, можно считать также подходы авторов, опубликованных в научных изданиях – тех изданиях, которые имеют редакционные коллегии, состоящие из специалистов с ученой степенью. Это Государственное медицинское издательство УССР (Киев), издательство «Здоров'я» (Киев), издательство «Медицина» (Москва). Соответственно, это подходы авторов: Ю.Л.Петров (1960), А. Миланов, І. Борисова (1972), В.Евтимов (1986), А.Н. Зубков и А.П.Очаповский (1991), С.Вишнудєвананда (1992), Б.К.С.Айенгар (1992). В работе психолога можно применять и другие упражнения йоги в контексте этих подходов. Литература 1. Айенгар Б. К. С. Погляд на йогу: Пер. з англ. – К,- Здоров'я, 1992. –312с. 2. Вивекананда Свами. Практическая веданта (избран, работы): Пер. с англ. – М.: Ладомир, 1993. – 560 с. 3. Вішнудевананда С. Повна ілюстрована книга з йоги. – К.: «Здоров’я», – 192 с. 4. Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. - Минск: "Полымя", 1982. 5. Зубков А. Н., Очаповский А. И. Хатха-йога для начинающих. – М.: Медицина, 1991. – 84 с. 6. Евтимов В. Йога. Практическое руководство. - М.: Медицина, 1986. 7. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – М.: Медицина, 1998. 8. Миланов А., Борисова І. Вправи йогів. - Київ: «Здоров’я», 1972. 9. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. - Киев, «Здоров'я», 1995. 10. Петров Н.Н. Аутогенная тренировка для вас. Практическое пособие. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1990. 11. Петров Ю.Л. Фiзичне виховання йогiв. – Київ, Державне медичне видавництво УРСР, 1960. – 64 с. 12. Рамачарака Й. Раджа-йога. – М.: «Моя библиотека», 1991. – 246 с. 13. Рамачарака Й. Наука о дыхании. Хатха-йога. – М.: «Моя библиотека», 1991. 14. Рамачарака Й. Пути достижения индийских йогов. – М.: «Моя библиотека», 1991. 15. Рамачарака Й. Основы миросозерцания индийских йогов. – М.: «Моя библиотека», 1991. 16. Руководство по психотерапии/Под ред. В.Е. Рожнова. – Т.: Медицина, 1985. – 719 с. 17. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982. 18. Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. – Киев: «Здоров'я», 1982. Поздравляю всех с Международным Днем Йоги! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|