|
Психосинтез = Раджа-Йога?Автор статьи: Скляренко Виктор Рамэссович
Психосинтез = Раджа-Йога?При освоении психосинтеза я обнаружил ряд совпадений его теории и практики с представлениями Раджа-йоги.
Вот цитата из книги Роберто Ассаджоли «Психосинтез: теория и практика». — M.: «REFL-book», 1994 г. (стр. 86): Самоотождествление 1. Начните сознавать свое тело. Сознавайте, например, как ваше тело соприкасается со стулом, на котором вы сидите, ноги —с полом, одежда — с кожей. Сознавайте свое дыхание. Почувствовав, что вы достаточно исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите к следующему этапу упражнения. 2. Начните сознавать свои чувства. Какие чувства вы испытываете в данный момент? Какие основные чувства вы чаще всего испытываете в повседневной жизни? Рассмотрите как положительные, так и отрицательные чувства: Не оценивайте своих чувств. Просто рассматривайте их как ученый, делающий описание явления. Удовлетворившись проведенным обзором, отвлекитесь от чувств и переходите к следующему этапу упражнения. 3. Обратите внимание на свои желания. С тех же беспристрастных позиций рассмотрите основные желания, побуждающие вас что-либо предпринимать в повседневной жизни. Нередко вы можете отождествлять себя с тем или иным из них, но сейчас просто рассмотрите их одно за другим. Наконец, оставьте свои желания и переходите к следующему этапу. 4. Понаблюдайте за миром своих мыслей. Как только появляется мысль, следите за ней до тех пор, пока ее место не займет другая, третья и т. д. Если вы думаете, что никаких мыслей у вас нет, осознайте, что это тоже мысль. Наблюдайте за течением потока своего сознания: воспоминания, Занимайтесь этим пару минут, а затем оставьте и эту сферу. 5. Наблюдатель — тот, кто следит за вашими ощущениями, чувствами, желаниями и мысля ми,— представляет собой нечто иное, нежели объекты, за которыми он наблюдает. Кто же наблюдал за всеми этими сферами? Ваше «я». Это существо — вы. Скажите про себя: «я — это я, центр чистого сознания».
А вот цитата из книги Свами Вевекананды «Раджа-йога»(лекции, читанные в 1895-1896 г.г.). Сосница, 1906 г. (глава «Первые шаги»): Некое божество и некий демон пошли к одному великому мудрецу, чтобы узнать у него, что такое "Сущее" (Высочайшее, Бог). Они долго учились у него, и наконец мудрец сказал им: "Ты сам то Сущее, которое ищешь". Оба они подумали, что их тела и есть "Сущее". "Мы достигли своей цели", – сказали они и оба вернулись к своим и сказали: "Мы узнали все, что нужно; ешьте, пейте и веселитесь; мы Сущее, и нет ничего выше нас". Натура демона была невежественная, помраченная, и ему не требовалось ничего больше; он был вполне удовлетворен мыслью, что он Бог, что под Сущим следует понимать тело. Но божство имело более чистую натуру. Сначала оно впало в ошибку, думая, что "я" это тело и что оно-то и есть Бог, и что поэтому необходимо держать его крепким, здоровым и хорошо одетым и доставлять ему всякого рода телесные наслаждения; но через несколько дней оно пришло к заключению, что так не мог думать мудрец, его учитель, а что тот разумел нечто более высокое. Поэтому оно вернулось к нему и сказало: "Учитель, тому ли ты меня учил, что это тело есть Сущее? Я вижу, что все тела умирают, Сущее же не может умирать". Мудрец отвечал: "Найди его; ты Оно". Тогда божество подумало, что то, что разумеет мудрец, суть жизненные силы, действующие в теле; но после некоторого времени нашло, что, если оно ест, эти жизненные силы остаются крепкими, а когда голодает, они слабеют. Оно пошло опять к мудрецу и сказало: "Учитель, думаешь ли ты, что Сущее это жизненные силы?" Мудрец отвечал: "Найди его сам; ты – Оно". Божество вернулось еще раз, подумав, что, быть может, Сущее значит – разум; но через несколько дней пришло к заключению, что мысли бывают так различны, – то хорошие, то дурные, – что разум слишком изменчив, чтобы быть Сущим. Оно еще раз пошло к мудрецу и сказало: "Учитель, я не думаю, чтоб и разум мог быть Сущим; его ли ты разумел?" – "Нет, – отвечал мудрец, – ты – Оно; найди его сам". Божество ушло и наконец поняло, что несомненно оно само и есть Сущее, превыше всякого разума. Одно, не имевшее рождения и смерти, что меч не может пронзить, ни огонь сжечь, что воздух не может иссушить, ни вода растворить; безначальное, нерожденное, неизменное, неосязаемое, всеведущее, всемогущее Сущее, которое не есть ни тело, ни разум, но выше их обоих. Тогда оно удовлетворилось; а бедный демон, благодаря своей привязанности к телу, так и не узнал истины.
Таким образом, смысл основного представления об устройстве психики, и в психосинтезе и Раджа-йоге очень сходен. Источник этих совпадений становится понятным, если обратить внимание на интерес Роберто Ассаджоли к восточным практикам. Конечно, психосинтез имеет много деталей приспособления под условия психотерапии и психической саморегуляции. Однако, такая аналогия создает условия для взвимодополнения этих замечательных практик. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|