|
Психологическая работа с семьями в ТЖС в русле метода Позитивной Динамической ПсихотерапииАвтор статьи: Пивнёва Наталия Юрьевна
Опыт работы в Благотворительном фонде "Константа" в рамках грантового проекта "Ребенок в семье". Семья – это родник, дающий начало новой жизни. Судьба каждого человека берет основное направление из этого источника. Появляясь на свет, ребенок принимает правила своей семьи, овладевает традициями и наделяется семейными чертами характера, которые помогут ему социализироваться и состояться в дальнейшей жизни Психологическая работа с семьями в рамках грантового проекта «Ребенок в семье» строилась в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии и основывалась на принципах Надежды, Гармонии и Динамики. Принцип Надежды иллюстрируется латинским выражением «dum spiro, spero» («Пока дышу – надеюсь») и связан с позитивным взглядом на природу человека, который гласит: “Человек — неиссякаемый источник бесконечных добродетелей, он подобен руднику, полному драгоценных камней» [2]. Такими источниками в контексте данного проекта можно считать и самих подопечных, и сотрудников фонда, и, конечно, дарителей. С уверенностью можно сказать, что грант «Ребенок в семье» стал стартовой площадкой для проявлений в позитивном ключе актуальных способностей всех его участников. Принцип Гармонии предполагает рассмотрение контекста ситуации таковым, каким он является на данный момент для конкретного человека и иллюстрируется следующим латинским выражением: «est modus in rebus» («Человек есть мера всех вещей») [2]. Достижение гармонии происходит в непрерывном движении и способствует личностному росту. На старте проекта сотрудники фонда исходили из жизненных реалий семьи на текущий момент, инвентаризировали имеющиеся ресурсы и стремились помочь в достижении гармонии каждому подопечному. Принцип Динамики иллюстрируется латинским выражением «perpetuum mobile» («всегда в движении») [2] и связан с непрерывной активностью личности, как в положительном, так и в отрицательном ключе. В каждый момент своей жизни человек не стоит на месте: он либо активно стремится к развитию, либо деградирует. На протяжении всего периода взаимодействия с семьями сотрудники заставали подопечных в ситуации выбора – бороться с трудной жизненной ситуацией или сложить руки. Основной задачей фонда в этот момент была поддержка и помощь в выборе пути развития. Благотворительный фонд «Константа» на средства президентского гранта реализовал в Тверской области в 2018-2019 г. проект «Ребенок в семье», основной целью которого стала работа с сельскими семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и профилактика социального сиротства. Задачи проекта:
Помощь получали следующие группы:
В Тверской области 43 городских округа и 35 муниципальных сельских района. В городах области социальная инфраструктура представлена хорошо, есть в достатке детские сады и школы, поликлиники, центры для детей и семьи, рабочие места. Однако почти все сельские районы, особенно удаленные от центра области имеют одни и те же проблемы: сложности с трудоустройством, школы и детские сады есть не в каждом населенном пункте, в селах остаются только старики, молодежь уезжает, а оставшиеся находят решение проблем в алкоголе. Принцип работы социальных служб с семьями в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении - заявительный, т.е. семьи попадают в поле зрения служб на стадии полной деградации, когда решается вопрос об изъятии детей. Информация о таких семьях поступает в органы соцзащиты с опозданием [1]. Информация о численности семей в ТЖС и СОПпо Тверской области за 2015-2018 г.
Для достижения основной цели с помощью средств гранта в конце 2018 года были введены ставки территориальных координаторов, осуществляющих функции сбора и обработки информации по всем семьям в каждом районе Тверской области, в которых существовала угроза изъятия ребенка из семьи и помещения его под опеку государственных институтов. Также впервые за все время существования фонда (с 2011 года) был привлечен специалист-психолог. Самыми востребованными в период реализации проекта «Ребенок в семье» стали следующие услуги психолога:
Не секрет, что любой ребенок нуждается в крепкой любящей семье, у членов которой в свою очередь есть свои обязательства друг перед другом. Автор метода Позитивной Динамической Психотерапии, В. Ю. Слабинский, выделяет педагогические, эмоциональные, сексуально-эротические и хозяйственно-бытовые обязательства, обязательства духовного общения и первичного социального контроля [2]. В трудной жизненной ситуации, ухудшающей условия жизнедеятельности и последствия которых семья не может преодолеть самостоятельно [3], многие обязательства начинают выполняться частично или вовсе отсутствуют, а вскоре перекладываются на различные государственные структуры. Например, педагогическая функция возлагается на социально-реабилитационные центры, функция первичного социального контроля – на правоохранительные органы и т.д. Традиционная семья самодостаточна и в норме должна являться для ребенка местом первичной социализации. Ее члены справляются с проблемами самостоятельно, вовремя привлекая внутренние и внешние ресурсы. Но семьи, опекаемые фондом, уже не имели возможности справляться самостоятельно. Таким образом, сотрудники фонда включались в решение задач семьи, когда она уже исчерпала все ресурсы, а ситуация угрозы изъятия ребенка становилась острой. Опишем структуру среднестатистической семьи, обратившейся в фонд в трудной жизненной ситуации. Во-первых, это нарушение традиционной структуры семьи. Зачастую это неполная семья, которая состоит из одного родителя или его место занимает другой родственник. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают не просто материально-бытовые трудности, а еще и сталкиваются с педагогическими проблемами, которые, накапливаясь как снежный ком, порождают еще большие сложности. Пример: единственный родитель (опекун) может быть одновременно и строг, директивен, исполняя роль отца, и добр, эмоционален, как мама. Отсюда может начаться негативное влияние на детей – невозможно угадать реакцию родителя, копится тревога, возникает агрессия. А это уже нарушение обязательств в эмоциональной сфере, обеспечивающих психическую стабильность членов семьи. В дальнейшем, на фоне накопленных эмоциональных и бытовых сложностей у родителей или опекунов развиваются различные стрессовые расстройства, неврозы, алкоголизм и т.п. С последствиями этих заболеваний бороться сложнее, чем с материально-бытовыми трудностями. Именно для решения подобных проблем в рамках проекта «Ребенок в семье» была предусмотрена должность психолога. В задачи специалиста входила не только диагностика ситуации. Предполагалось, что подопечные, помимо первичной консультации на месте, получат доступ к дальнейшей психологической помощи на безвозмездной основе. За период работы по гранту такой возможностью воспользовалось 4 человека (2 и более консультации), один из которых прошел полный курс психотерапии с видимым положительным результатом. Если соотнести горизонтальные подсистемы патриархальной семьи с традиционными представлениями о времени, то можно заметить удивительное соответствие. Прародители олицетворяют прошлое семьи, родители настоящее, а дети будущее [2]. На фоне материально-бытовых трудностей, в условиях проживания в отдаленных населенных пунктах и в ситуации изъятия ребенка из семьи остальные члены могут лишиться надежды, не видеть будущего. Помогая справляться с материальными трудностями, принимая участие в жизни семей, сотрудники фонда фактически временно исполняли в них роли отца или старшего брата, беря на себя функции защиты и контроля. А дарителей фонда в этом контексте можно рассматривать как сочувствующих и помогающих дальних родственников. При этом впоследствии у многих подопечных вместе с чувством благодарности появлялась надежда и доверие к миру. А широкая огласка перед общественностью и возникающее при этом чувство стыда способствовали принятию на себя ответственности за собственное будущее и будущее семьи. Во многих случаях помощь фонда семьям заключалась не столько в материальной поддержке, сколько в психологической. На первой консультации – это принятие ситуации такой, какая она есть, отсутствие осуждения, слова поддержки и искреннее участие. При дальнейшей психотерапевтической работе в атмосфере доверия, тревога, сопровождающая трудную ситуацию, стала снижаться, и у семей появились силы и уверенность справляться с повседневными задачами самостоятельно. А главным критерием успешной работы стали значительные перемены в жизни подопечных – отсутствие угрозы изъятия ребенка из семьи, налаживание социальных связей, обретение новой профессии, смена образа жизни и места работы, появление надежного спутника жизни. Таким образом, привлечение в проект психолога дало возможность грамотной оценки ситуации и причин ее возникновения. Работа специалиста, выстроенная в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии и опирающаяся на принципы Надежды, Гармонии и Динамики, способствовала реконструкции всех сфер жизни человека, налаживанию гармоничного взаимодействия личности с собой, с внешним миром и с другими значимыми людьми. Подвести итог можно словами народной мудрости: «Если дать человеку одну рыбину, то он насытится только один раз. Если же научить его ловить рыбу, то он будет сыт всегда!». Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|