Психологическая работа с семьями в ТЖС в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии

Опыт работы в Благотворительном фонде "Константа" в рамках грантового проекта "Ребенок в семье".

Психологическая работа с семьями в ТЖС в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии

Семья – это родник, дающий начало новой жизни.  Судьба каждого человека берет основное направление из этого источника. Появляясь на свет, ребенок принимает правила своей семьи, овладевает традициями и наделяется семейными чертами характера, которые помогут ему социализироваться и состояться в дальнейшей жизни

Психологическая работа с семьями в рамках грантового проекта «Ребенок в семье» строилась в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии и основывалась на принципах Надежды, Гармонии и Динамики.

Принцип Надежды иллюстрируется латинским выражением «dum spiro, spero» («Пока дышу – надеюсь») и связан с позитивным взглядом на природу человека, который гласит: “Человек — неиссякаемый источник бесконечных добродетелей, он подобен руднику, полному драгоценных камней» [2]. Такими источниками в контексте данного проекта можно считать и самих подопечных, и сотрудников фонда, и, конечно, дарителей. С уверенностью можно сказать, что грант «Ребенок в семье» стал стартовой площадкой для проявлений в позитивном ключе актуальных способностей всех его участников.

Принцип Гармонии предполагает рассмотрение контекста ситуации таковым, каким он является на данный момент для конкретного человека и иллюстрируется следующим латинским выражением: «est modus in rebus» («Человек есть мера всех вещей») [2]. Достижение гармонии происходит в непрерывном движении и способствует личностному росту. На старте проекта сотрудники фонда исходили из жизненных реалий семьи на текущий момент, инвентаризировали имеющиеся ресурсы и стремились помочь в достижении гармонии каждому подопечному.

Принцип Динамики иллюстрируется латинским выражением «perpetuum mobile» («всегда в движении») [2] и связан с непрерывной активностью личности, как в положительном, так и в отрицательном ключе. В каждый момент своей жизни человек не стоит на месте: он либо активно стремится к развитию, либо деградирует. На протяжении всего периода взаимодействия с семьями сотрудники заставали подопечных в ситуации выбора – бороться с трудной жизненной ситуацией или сложить руки. Основной задачей фонда в этот момент была поддержка и помощь в выборе пути развития.

Благотворительный фонд «Константа» на средства президентского гранта реализовал в Тверской области в 2018-2019 г. проект «Ребенок в семье», основной целью которого стала работа с сельскими семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и профилактика социального сиротства.

Задачи проекта:

  1. Создать в рамках проекта Службу сопровождения кровной семьи при БФ «Константа» с социальными подразделениями по выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, на базе 6 пилотных государственных учреждений, которая сможет обслуживать 29 сельских районов в период реализации проекта с последующей передачей отработанных технологий и обученных специалистов государственным учреждениям.
  2. Отработать механизм выявления семей в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении в 33 сельских районах Тверской области;
  3. Оказать комплексную помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, имеющим риск отказа/изъятия детей, проживающим в сельских районах - участниках проекта;
  4. Оказать комплексную помощь семьям, лишенным/ограниченным в родительских правах в восстановлении прав и возврате детей;
  5. Провести мониторинг и оценку качества реабилитационных семейных программ в рамках проекта.

Помощь получали следующие группы:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • Дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социальн опасном положении;
  • Родители, чьи семьи в ТЖС;
  • Специалисты разных ведомств.

В Тверской области 43 городских округа и  35 муниципальных сельских района. В городах области социальная инфраструктура представлена хорошо, есть в достатке детские сады и школы, поликлиники, центры для детей и семьи, рабочие места. Однако почти все сельские районы, особенно удаленные от центра области имеют одни и те же проблемы: сложности с трудоустройством, школы и детские сады есть не в каждом населенном пункте, в селах остаются только старики, молодежь уезжает, а оставшиеся находят решение проблем в алкоголе.

Принцип работы социальных служб с семьями в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении - заявительный, т.е. семьи попадают в поле зрения служб на стадии полной деградации, когда решается вопрос об изъятии детей. Информация о таких семьях поступает в органы соцзащиты с опозданием [1].

Информация о  численности семей в ТЖС и СОП

по Тверской области за 2015-2018 г.

 

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

 

Количество  семей в ТЖС

24 546

25 792

24814

23 085

20 480

в них детей

40 134

44 114

43 553

42 080

38 810

 

Количество семей в СОП

2 622

1 949

1 148

1 040

908

в них детей

4 689

3 635

2 214

2 000

1 747

 

Для достижения основной цели с помощью средств гранта в конце 2018 года были введены ставки территориальных координаторов, осуществляющих функции сбора и обработки информации по всем семьям в каждом районе Тверской области, в которых существовала угроза изъятия ребенка из семьи и помещения его под опеку государственных институтов. Также впервые за все время существования фонда (с 2011 года) был привлечен специалист-психолог.

Самыми востребованными в период реализации проекта «Ребенок в семье» стали следующие услуги психолога:

  1. Проведение диагностики ситуации, непосредственный выезд в семью и составление предварительного заключения.
  2. Оказание консультативной помощи сотрудникам фонда и территориальным координаторам в целях уточнения дальнейшей работы по каждому случаю.
  3. Психологическое сопровождение отдельных случаев.
  4. Превенция профессионального выгорания специалистов фонда.

Не секрет, что любой ребенок нуждается в крепкой любящей семье, у членов которой в свою очередь есть свои обязательства друг перед другом. Автор метода Позитивной Динамической Психотерапии, В. Ю. Слабинский, выделяет педагогические, эмоциональные, сексуально-эротические и хозяйственно-бытовые обязательства, обязательства духовного общения и первичного социального контроля [2]. В трудной жизненной ситуации, ухудшающей условия жизнедеятельности и последствия которых семья не может преодолеть самостоятельно [3], многие обязательства начинают выполняться частично или вовсе отсутствуют, а вскоре перекладываются на различные государственные структуры. Например, педагогическая функция возлагается на социально-реабилитационные центры, функция первичного социального контроля – на правоохранительные органы и т.д.

Традиционная семья самодостаточна и в норме должна являться для ребенка местом первичной социализации. Ее члены справляются с проблемами самостоятельно, вовремя привлекая внутренние и внешние ресурсы. Но семьи, опекаемые фондом, уже не имели возможности справляться самостоятельно.  Таким образом, сотрудники фонда включались в решение задач семьи, когда она уже исчерпала все ресурсы, а ситуация угрозы изъятия ребенка становилась острой.

Опишем структуру среднестатистической семьи, обратившейся в фонд в трудной жизненной ситуации.

Во-первых, это нарушение традиционной структуры семьи. Зачастую это неполная семья, которая состоит из одного родителя или его место занимает другой родственник. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают не просто материально-бытовые трудности, а еще и сталкиваются с педагогическими проблемами, которые, накапливаясь как снежный ком, порождают еще большие сложности. Пример: единственный родитель (опекун) может быть одновременно и строг, директивен, исполняя роль отца, и добр, эмоционален, как мама. Отсюда может начаться негативное влияние на детей – невозможно угадать реакцию родителя, копится тревога, возникает агрессия. А это уже нарушение обязательств в эмоциональной сфере, обеспечивающих психическую стабильность членов семьи. В дальнейшем, на фоне накопленных эмоциональных и бытовых сложностей у родителей или опекунов развиваются различные стрессовые расстройства, неврозы, алкоголизм и т.п. С последствиями этих заболеваний бороться сложнее, чем с материально-бытовыми трудностями. Именно для решения подобных проблем в рамках проекта «Ребенок в семье» была предусмотрена должность психолога. В задачи специалиста входила не только диагностика ситуации. Предполагалось, что подопечные, помимо первичной консультации на месте, получат доступ к дальнейшей психологической помощи на безвозмездной основе. За период работы по гранту такой возможностью воспользовалось 4 человека (2 и более консультации), один из которых прошел полный курс психотерапии с видимым положительным результатом.

Если соотнести горизонтальные подсистемы патриархальной семьи с традиционными представлениями о времени, то можно заметить удивительное соответствие. Прародители олицетворяют прошлое семьи, родители настоящее, а дети будущее [2].  На фоне материально-бытовых трудностей, в условиях проживания в отдаленных населенных пунктах и в ситуации изъятия ребенка из семьи остальные члены могут лишиться надежды, не видеть будущего. Помогая справляться с материальными трудностями, принимая участие в жизни семей, сотрудники фонда фактически временно исполняли в них роли отца или старшего брата, беря на себя функции защиты и контроля. А дарителей фонда в этом контексте можно рассматривать как сочувствующих и помогающих дальних родственников. При этом впоследствии у многих подопечных вместе с чувством благодарности появлялась надежда и доверие к миру. А широкая огласка перед общественностью и возникающее при этом чувство стыда способствовали принятию на себя ответственности за собственное будущее и будущее семьи.

Во многих случаях помощь фонда семьям заключалась не столько в материальной поддержке, сколько в психологической. На первой консультации – это принятие ситуации такой, какая она есть, отсутствие осуждения, слова поддержки и искреннее участие. При дальнейшей психотерапевтической работе в атмосфере доверия, тревога, сопровождающая трудную ситуацию, стала снижаться, и у семей появились силы и уверенность справляться с повседневными задачами самостоятельно. А главным критерием успешной работы стали значительные перемены в жизни подопечных – отсутствие угрозы изъятия ребенка из семьи, налаживание социальных связей, обретение новой профессии, смена образа жизни и места работы, появление надежного спутника жизни.

Таким образом, привлечение в проект психолога дало возможность грамотной оценки ситуации и причин ее возникновения. Работа специалиста, выстроенная в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии и опирающаяся на принципы Надежды, Гармонии и Динамики, способствовала реконструкции всех сфер жизни человека, налаживанию гармоничного взаимодействия личности с собой, с внешним миром и с другими значимыми людьми.

Подвести итог можно словами народной мудрости: «Если дать человеку одну рыбину, то он насытится только один раз. Если же научить его ловить рыбу, то он будет сыт всегда!».

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по организации межсекторального взаимодействия для реабилитации семей в ТЖС. Методика и кейсы (Коллектив авторов)/ Парфенова Т. А. и др. – Тверь, 2019. – 126с.
  2. Слабинский В. Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. – СПб: Наука и техника, 2009. – 464 с.
  3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/


Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологическая помощь женщинам в трудной жизненной ситуации
  • Мультимодальная психологическая консультация как помощь в преодолении трудной жизненной ситуации
  • Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
  • Выход из трудной жизненной ситуации
  • Метод символдрамы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
  • Сам себе психолог: Как помочь себе в трудной жизненной ситуации.
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Как правильно поддержать близкого человека в трудной ситуации.
  • Как оказать психологическую помочь близкому в трудной ситуации?
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Как поддержать человека в тяжелой жизненной ситуации
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Как поддержать себя в трудной ситуации: техника осознавания
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • В непростой жизненной ситуации психолог нужен каждому.
  • Ты сможешь, справишься, достигнешь!.. 2 Новая надежда (психологическая поддержка в трудной ситуации)
  • В любой трудной ситуации…
  • Как поддержать себя в трудной ситуации? Простые и действенные способы самоподдержки
  • Ты сможешь, справишься, достигнешь!.. (психологическая поддержка в трудной ситуации)
  • «Особенности работы с созависимыми семьями на примере алкогольной семьи»
  • Алгоритм красивого решения любой жизненной ситуации.
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Самопомощь в трудной ситуации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь