Психосоматический вопрос и выбор метода в контексте современной психотерапии.

 Психосоматический вопрос и выбор метода в контексте современной психотерапии

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ВОПРОС И ВЫБОР МЕТОДА  В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 

Афанасьева.А.В.

Проблема психосоматики – наиболее общая и сложная проблема науки в целом и медицинской науки, в частности. В своем развитии она проходила тот же путь, что и становление медицины в целом.

От античных техник врачевания, построенных на принципах психосоматического единства, - к жесткому редукционизму; от принципов этиологического мышления, аллопатического лечения и концепции специфической причины, отождествивших развитие болезни с единственной, отдельной причиной, - к холистическому подходу, вновь объединившему разум и тело и включившему психику и эмоции в изучение и  лечение индивида.

Именно в рамках холистического подхода, связанным с именами Гейнрота, Якоби, Фрейда, собственно и начался современный этап распространения психосоматического взгляда в медицине. Усилиями представителей американской школы,  Александер и Дамбер, в психосоматике  укрепилась концепция полиэтиологии: любое заболевание – функция от многих причин. Утвердился взгляд на психосоматические феномены как на болезненные проявления, в возникновении и протекании которых удается установить влияние психоэмоциональных факторов.

  Процесс развития идей психосоматического единства был не эволюционным, а революционным, прошел длительный накопительный до-парадигматический период, выдерживает, по сей день,  парадигматический переход, в результате чего складывается не столько особая отрасль знаний или отдельная наука, а определенный методологический и методический подход, предполагающий принципиальное одновременное изучение психологических и соматических факторов в их общем взаимоотношении и взаимовлиянии, прямом и обратном.

Все развитие научной мысли в области психосоматики можно представить себе как совокупность следующих движений:

  1. От классической рациональности к новой рациональности. От устаревшей  ньютоно-картезианской парадигмы, предполагающей жесткий дуализм души и тела, принципиальную «неизучаемость» их взаимной связи  к холистической постклассической парадигме. Акцент сместился с изучения составных частей целого к изучению принципа, который их объединяет и приводит в движение.
  2. От медицинской аллопатической модели лечения, предполагающей лечение болезней веществами, противоположными тем, которые  их вызывают, где психопатологический и психосоматический симптом – это враг, подлежащий уничтожению, к биопсихосоциальной, холистической, модели лечения, где подобное лечат подобным, где симптом – это знак, подлежащий пониманию и расшифровке, а так же «учитель» и «партнер», а болезнь расценивается как общее нарушение в теле, даже если оно может классифицироваться в терминах локальных повреждений. Сама психотерапия в психосоматике меняется от частных плоскостных алгоритмов «воздействия» к более сложным, многоуровневым, многофакторным и интегрированным системам «взаимодействия».
  3. От психотерапии, которую метафорично  можно описать как «войну», к психотерапии, подходящими метафорами для которой является «объединение» или «танец», управляемой принципом: «для того, чтобы остановить телегу, едущую с горы, нужно какое-то время бежать вместе с ней.»
  4. От изощренной интеллектуализации психотерапевтического процесса, от отстраненности, «субъект-объектности» в отношениях между терапевтом и пациентом, от сфокусированности на ре-переживании (повторном терапевтическом переживании прошлого) к их диалогу, комплаэнсу, со-переживанию (совместному переживанию настоящего).

Поскольку фаза парадигматического перехода продолжается, мы не можем до сих пор, к сожалению, похвастаться методической  оснащенностью, хоть сколько-нибудь соответствующей  целям достаточно передовой методологии. Наша методическая оснащенность и инструментарий остаются достаточно архаичными по своей сути, вписывающимися скорее в классическую научную парадигму, нежели обслуживающими постклассические взгляды.

До сих пор в психотерапии продолжается ситуация, с легкой руки Копьева [4], обозначаемая как «вавилонское смешение языков». Медики, как представители естественнонаучного лагеря, настаивают на преимуществах экспериментального способа получения знаний, относятся к наглядности как безусловной научной ценности и необоснованно широко используют номотетический  измерительный подход.

 Психологи, как представители гуманитарного лагеря, по идее должны оказывать «парадигматическое сопротивление» такому подходу, как отчаянно устаревшему и имеющему очень локальное применение. Однако зачастую этого сопротивления не происходит, так как медики, считая «клиническое» поле деятельности своим, устанавливают свои правила и нормы, оказывают давление на психологов в направлении следования тому, что они  сами считают нужным и правильным. В результате подобного положения дел в области психотерапии и психосоматической медицины накоплен огромный массив данных, полученных из  измерений самого разного рода, в основном, с помощью номотетических шкал, стандартизированных тестовых методик. Фактически, мы накапливаем различные данные, делаем попытки создания  математических моделей, описывающих динамические закономерности наших объектов исследования, занимаемся вопросами объяснений разнообразных корреляций и интеркорреляций и … «вместе с водой выплескиваем ребенка». Мы пытаемся, находясь в жестких тисках методов классической рациональности, понять то, что имеет, по сути, иррациональную природу. Наш объект исследования – человеческая психика, целостная, многоуровневая, социальная, культурно обусловленная, восстает и сопротивляется нашим попыткам свести всю ее сложность к установлению динамических закономерностей, к принципам наглядности, она сама по себе стирает грани между естественными и гуманитарными науками, требует новых интегративных, концептуально насыщенных подходов.

На наш взгляд именно психосоматический вопрос становится тем самым «краеугольным камнем», где возможно, уместно и необходимо одновременное пребывание в двух парадигматических реалиях. С одной стороны, предъявляя  симптом и желая его устранения, «уберите это», наш пациент «объективируется» в лучших традициях классической рациональности, демонстрируя нам все виды и формы ментальной и психической дихотомии. Мы, как специалисты, актуализируем все накопленные профессиональные системы знаний и представлений, производим, исходя из них,  оценку предъявленного симптома (соматическая идентификация симптома), оценку  пациента (определение психотипа, психологическая идентификация), определяем ресурсы и делаем прогнозы.

С другой стороны, то, что наш пациент приносит вместе с симптомом, свою субъективность, всю полноту человеческого экзистенциального опыта, практически сразу делает его для нас «субъектом». Мы по определению не можем психологическую помощь адресовать различным проблемам и трудностям клиента, она адресована всей личности, именно поэтому любая психотерапия всегда избыточна по сравнению с запросом клиента [1]. Каждый раз психотерапевтический прием становится «встречей», а встреча предполагает взаимодействие. Именно здесь мы вступаем на «неведомую территорию», наполненную не столько логическими формами и знаниями, сколько различными модальностями субъективно переживаемых состояний, зачастую  не поддающихся однозначной классификации, но так или иначе выражаемых психологическими терминами, фиксируемые в обыденном языке средствами искусства и экстралингвистическими коммуникациями. Страдание, тревога, вера, удовольствие, волевое устремление наряду с мыслями, образами и многими экзистенциально значимыми состояниями – вот то, что наполняет психотерапевтическую встречу   и составляет реальное содержание «работы с клиентом».

Отвечая на вопрос, как же подойти к изучению этих реалий субъективного опыта, мы должны констатировать, что методологически можно опереться лишь на концепции, которые признают субъективизм, а методически – на тот инструментарий, что наработан в рамках идеографического подхода. Тогда мы исходим из определения личности как уникального единства качеств, понимаем свой объект изучения как целостную и многомерную систему, имеем целью определение индивидуальных особенностей личности, задаемся вопросами не столько нормирования и стандартизирования, сколько делаем ставку именно на нестандартизированные процедуры.

В рамках данного подхода в клинической психологии наработано немало диагностических и коррекционных инструментов. Начинается некоторое движение в плане разработки  комплексных методов, которые, с одной стороны, позволят получать индивидуализированные данные идеографического характера, а с другой, - обеспечат возможность их сравнения и обобщения. К этой категории инструментов относятся различные герменевтические процедуры, предполагающие экспликацию с последующей интерпретацией смысловых текстовых или речевых единиц, различные модификации стандартизированных бесед (структурное психодиагностическое интервью [3], метод анамнестической беседы), разновидности контент-анализа [2] , насчитывающего в настоящий момент более 10 клинических вариаций, служащих  цели изучения индивидуального сознания клиента, вычленения отдельных структурных единиц и применения процедур частотного анализа, различные варианты метода наблюдения, адаптированных к нуждам клинической практики, в частности супервизионные техники. В настоящее время как самостоятельный и отдельный метод оформляется также метод экспертных суждений, давно и с большим успехом применяемый за рубежом [5,6].

Полагаем, именно за этими методами, возникшими на стыке парадигм и методологических научных подходов, с успехом сочетающих в себе достоинства идеографического и номотетического подходов, большое будущее в клинической психосоматической практике.

 

 Литература:

  1. Калина Н.В. Основы психотерапии / Н.В. Калина. – Киев, 1997. – 267с.
  2. Калмыкова Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа / Е.С. Калмыкова  // Психологический журнал. – 1994. – т.15, № 3. – с.28-40
  3. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверзиях /  Отто Ф. Кернберг. – М.: Класс, 2001. – 368 с.
  4. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники / А.Ф. Копьев // Московский психотерапевтический журнал. – 1996. – № 4. – с.48-68
  5. Люборски Л. Принципы психоаналитической терапии / Л. Люборски. – М.: Когито-центр, 2003. – 255 c.
  6. Люборски Л. Объективные методы измерения переноса / Л. Люборски, Э.Люборски // Иностранная психология. – 1996. - № 7. – с.19-29


Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Как понять, что именно вам нужна психотерапия!
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • О психоаналитической психотерапии: как она работает и для кого
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Что такое психическое здоровье: взгляд со стороны психологии / психотерапии
  • Как именно деньги могут испортить отношения: Вопрос распределения семейного бюджета
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Как убедить потенциального работодателя на собеседовании, что нужны именно вы?
  • Как меняется личность в результате психотерапии
  • Вселенная устроена так, что отражает нам именно то, что мы видим!
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • «Оно как-то само...» или почему мы делаем так, а не иначе.
  • Как решить вопрос или решиться на что-то с помощью арт-терапии
  • «Для чего нам симптом?» работа с симптомом в психотерапии.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь