Применение метода Позитивной психотерапии в педагогической практике

Автор статьи: Евгения Мироненко

Модернизация системы образования и внедрение в пространство дошкольного и школьного звена системы стандартов ФГОС ставят перед педагогами задачу перехода на новый тип отношения к детям и с детьми. Согласно новым стандартам ребёнок становится субъектом отношений, ориентированных на максимальный учет индивидуальных особенностей, личностных потребностей каждого ребёнка. Отношения между педагогом и ребёнком должны строиться на содействии и сотрудничестве, предполагающим партнёрство.

Основатель метода Позитивной психотерапии, немецкий  врач и психотерапевт Носсрат Пезешкиан в своей книге «Психотерапия повседневной жизни» в результате многолетних научных исследований приходит к выводу, что отношения между детьми и взрослыми: родителями, воспитателями, учителями должны рассматриваться как партнёрские. Им предложена идея отказаться от понимания воспитания в узком смысле как процесса влияния взрослого на ребёнка. Воспитание - это двойственный процесс, предполагающий не только влияние взрослого на развитие ребёнка, но и противоположный результат. Многие формы поведения детей, типы реагирования, способы проявления своих чувств тоже оказывают воспитательный эффект на взрослых. Ребёнок не является неким пластилином, пассивным объектом, из которого взрослые могут «слепить» удобного им ребёнка.

Концепция человека в методе Позитивной психотерапии исходит из педагогических воззрений Жан-Жака Руссо о заложенных от рождения в ребёнке задатках и способностях, которые взрослым нужно помочь развить.

«Когда человек рождается, он вовсе не является «чистым лис­том», а если использовать эту метафору, представляет собой трудночитаемый или еще непрочитанный лист. Способности и возможности — основы развития человека — нуждаются в созре­вании и в действенной помощи окружающего мира».

Основная задача воспитания заключается в приобщении ребёнка к тем социальным нормам и правилам, которые приоритетны в социальном окружении объективной реальности. Иными словами, с помощью воспитания ребёнок усваивает нормы, формы поведения, которые являются основой для бесконфликтного общения. Этот процесс называется социализацией ребёнка.

Различные культуральные традиции и установки детерминируют шкалу социальных и нравственных норм, как в масштабах общества, так и в конкретной отдельной семье и личности. В результате транскультуральных исследований, охвативших порядка 22 стран мира, Н.Пезешкиан выявил систему наиболее типичных форм поведения и социальных норм, которые, как правило, и являются источником большинства внутриличностных и межличностных конфликтов. В терминологии Позитивной психотерапии поведенческие и социальные нормы называются актуальными способностями. Актуальные способности выступают центральным фактором в развитии личности и зачастую могут стать причиной расстройств и конфликтов, если не выполняются определённые ожидания.

В педагогической практике проявление актуальных способностей можно проиллюстрировать целым рядом примеров. Например, педагог сталкивается с неразвитой способностью к аккуратности, чистоплотности, бережливости ребёнка. Это может говорить о том, что в семье ребёнка эти способности не являются значимыми или их развитию не уделяется необходимого времени. Тоже можно сказать и о послушании, усердии и ответственности, вежливости и т.д.

Поскольку педагог в силу своего воспитания и жизненного опыта имеет уже достаточно сформированное представление о том, в какой степени и какие способности должны быть развиты, несоответствие его ожиданиям может вызвать внутренний конфликт, который выражается как минимум в форме неприязни к ребёнку. Вполне возможно усугубление ситуации межличностным конфликтом, особенно если ребёнок проявляет достаточную настойчивость в сохранении своих личностных границ.

Возвращаясь к идее партнёрских отношений, позиция педагога в таких случаях не должна носить категоричный характер. Необходимо чёткое осознание того, что демонстрируя те или иные формы поведения, ребёнок  проявляет степень развитости определённых способностей, которым уделялось либо не уделялось внимание в жизненном опыте ребёнка. Педагогу в парадигме субъект-субъектных отношений важно научиться дифференцировать способности каждого конкретного ребёнка, замечать не только дефицитарные, но и хорошо развитые, подчёркивающие уникальность ребёнка. Принятие модели партнёрских отношений в практике, позволит педагогу замечать в себе то, что развито умеренно, либо чрезмерно, раскроет заложенный потенциал, как в себе, так и в ребёнке.

Список литературы:1.   Пезешкиан Н. Психосоматика и Позитивная психотерапия: Пер. с нем./Носсрат Пезеш­киан. - 2-е издание. - М.: Институт Позитивной психотерапии, 2006. - 464 с.

2.Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов. СПб.: Речь, 2002.-288



Просмотров: 433
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Влияние особенностей воспитания на характер и поведение ребёнка.
  • Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Проблемы воспитания. Как накормить ребёнка.
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Как родителям защитить себя от «плохого» поведения ребёнка
  • Особенности воспитания ребёнка от рождения до полутора лет
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Креативное мышление как потенциал роста личности ребёнка. Жизненные возможности и перспективы.
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Что делать, если рядом с вами бьют ребёнка
  • Секрет счастливых отношений. Родить ребёнка или стать заботливой матерью?
  • Негативные стереотипы воспитания ребёнка.
  • 7 правил воспитания счастливого и успешного ребёнка
  • Деструктивные паттерны поведения с точки зрения Позитивной психотерапии.
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 2. От полутора до шести лет
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 3. От шести до двенадцати лет
  • 30+ вопросов, которые помогут лучше узнать своего ребёнка
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Как воспитывать ребёнка, если вы в разводе?
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Папа в игре и в жизни ребёнка – на что стоит обратить внимание?
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Ругать ребёнка. Можно? Как?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь