|
Применение метода Позитивной психотерапии в педагогической практикеАвтор статьи: Евгения Мироненко
Модернизация системы образования и внедрение в пространство дошкольного и школьного звена системы стандартов ФГОС ставят перед педагогами задачу перехода на новый тип отношения к детям и с детьми. Согласно новым стандартам ребёнок становится субъектом отношений, ориентированных на максимальный учет индивидуальных особенностей, личностных потребностей каждого ребёнка. Отношения между педагогом и ребёнком должны строиться на содействии и сотрудничестве, предполагающим партнёрство. Основатель метода Позитивной психотерапии, немецкий врач и психотерапевт Носсрат Пезешкиан в своей книге «Психотерапия повседневной жизни» в результате многолетних научных исследований приходит к выводу, что отношения между детьми и взрослыми: родителями, воспитателями, учителями должны рассматриваться как партнёрские. Им предложена идея отказаться от понимания воспитания в узком смысле как процесса влияния взрослого на ребёнка. Воспитание - это двойственный процесс, предполагающий не только влияние взрослого на развитие ребёнка, но и противоположный результат. Многие формы поведения детей, типы реагирования, способы проявления своих чувств тоже оказывают воспитательный эффект на взрослых. Ребёнок не является неким пластилином, пассивным объектом, из которого взрослые могут «слепить» удобного им ребёнка. Концепция человека в методе Позитивной психотерапии исходит из педагогических воззрений Жан-Жака Руссо о заложенных от рождения в ребёнке задатках и способностях, которые взрослым нужно помочь развить. «Когда человек рождается, он вовсе не является «чистым листом», а если использовать эту метафору, представляет собой трудночитаемый или еще непрочитанный лист. Способности и возможности — основы развития человека — нуждаются в созревании и в действенной помощи окружающего мира». Основная задача воспитания заключается в приобщении ребёнка к тем социальным нормам и правилам, которые приоритетны в социальном окружении объективной реальности. Иными словами, с помощью воспитания ребёнок усваивает нормы, формы поведения, которые являются основой для бесконфликтного общения. Этот процесс называется социализацией ребёнка. Различные культуральные традиции и установки детерминируют шкалу социальных и нравственных норм, как в масштабах общества, так и в конкретной отдельной семье и личности. В результате транскультуральных исследований, охвативших порядка 22 стран мира, Н.Пезешкиан выявил систему наиболее типичных форм поведения и социальных норм, которые, как правило, и являются источником большинства внутриличностных и межличностных конфликтов. В терминологии Позитивной психотерапии поведенческие и социальные нормы называются актуальными способностями. Актуальные способности выступают центральным фактором в развитии личности и зачастую могут стать причиной расстройств и конфликтов, если не выполняются определённые ожидания. В педагогической практике проявление актуальных способностей можно проиллюстрировать целым рядом примеров. Например, педагог сталкивается с неразвитой способностью к аккуратности, чистоплотности, бережливости ребёнка. Это может говорить о том, что в семье ребёнка эти способности не являются значимыми или их развитию не уделяется необходимого времени. Тоже можно сказать и о послушании, усердии и ответственности, вежливости и т.д. Поскольку педагог в силу своего воспитания и жизненного опыта имеет уже достаточно сформированное представление о том, в какой степени и какие способности должны быть развиты, несоответствие его ожиданиям может вызвать внутренний конфликт, который выражается как минимум в форме неприязни к ребёнку. Вполне возможно усугубление ситуации межличностным конфликтом, особенно если ребёнок проявляет достаточную настойчивость в сохранении своих личностных границ. Возвращаясь к идее партнёрских отношений, позиция педагога в таких случаях не должна носить категоричный характер. Необходимо чёткое осознание того, что демонстрируя те или иные формы поведения, ребёнок проявляет степень развитости определённых способностей, которым уделялось либо не уделялось внимание в жизненном опыте ребёнка. Педагогу в парадигме субъект-субъектных отношений важно научиться дифференцировать способности каждого конкретного ребёнка, замечать не только дефицитарные, но и хорошо развитые, подчёркивающие уникальность ребёнка. Принятие модели партнёрских отношений в практике, позволит педагогу замечать в себе то, что развито умеренно, либо чрезмерно, раскроет заложенный потенциал, как в себе, так и в ребёнке. Список литературы:1. Пезешкиан Н. Психосоматика и Позитивная психотерапия: Пер. с нем./Носсрат Пезешкиан. - 2-е издание. - М.: Институт Позитивной психотерапии, 2006. - 464 с. 2.Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов. СПб.: Речь, 2002.-288 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|