|
Роль сказки в методе позитивной психотерапии при работе с детьмиАвтор статьи: Евгения Мироненко
Проблема психологического здоровья детей является одной из превалирующих в современном обществе. Актуальность темы обусловлена повышением стрессогенных факторов в жизни ребенка. Нестабильность экономической, политической жизни государства, падение духовных нравов, пагубно сказывается на общеэмоциональном настроении общества, в частности людей, принимающих активную роль в формировании психического здоровья подрастающего поколения. Данное напряжение порождает целую гамму переживаний во внутреннем мире детей и влияет на их эмоциональные и поведенческие реакции. В связи с этим возникает потребность использования технологий, имеющих более широкие возможности в эффективности психологического воздействия и помощи. Одной из таких возможностей является сказкотерапия. Мир детства всегда окутан сказочным волшебством и чудесами. Сказка перманентно включена во внутренний мир каждого ребёнка. Детский возраст характеризуется эмоционально-чувственным восприятием мира, посредством сказок ребёнок учится строить отношения с ним и находит своё место в нём. Метод сказкотерапии достаточно зарекомендовал себя в психологической работе с детьми. Исследованиям эффективности данного метода посвящены многие труды отечественных и зарубежных авторов. Сказкотерапия органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии и является универсальным инструментарием в реализации психокоррекционных программ. Наиболее развёрнутое определение метода и его роли в психологической работе с детьми было предложено Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия, по словам Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, включает в себя различные жанры. Это могут быть притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Основным средством психологического воздействия во всех предложенных жанрах является метафора, как ресурс развития самосознания и личности в целом. Наиболее созвучным в использовании метафоры как эффективного средства психологического воздействия выступает метод позитивной психотерапии, основателем которого является Носсрат Пезешкиан. В методе позитивной психотерапии уделяется особое значение различного рода метафорам, в частности притчам. Безусловно, в детском возрасте наиболее близкими и понятными для восприятия являются различные сказки, но их роль и функции для терапевтической и в целом психологической работы идентичны с притчами, историями и пословицами. Таким образом, опираясь на исследования Н.Пезешкиана, можно выделить следующие функции метафоры, в данном контексте сказки: - Функция зеркала. Образный мир сказок позволяет приблизить содержание их к внутреннему «Я» ребёнка и облегчить идентификацию с ним. Ребёнок может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в сказке, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственным психологическим реакциям. Ассоциируя себя с тем, что ребёнок узнаёт из сказки, он тем самым говорит о самом себе, о своих конфликтах и желаниях. - Функция модели. Сказки являются моделью поведения, построения отношений, решения конфликтов для ребёнка. Они передают конфликтную ситуацию и предлагают возможные пути выхода из неё или указывают на последствия некоторых вариантов решения конфликтов. Иными словами, в сказках предлагается пробный вариант действия, при котором ребёнок мысленно или чувственно может попробовать непривычный способ решения привычного для него конфликта. - Функция медиатора. В этом смысле сказка, выступает как фильтр, посредник между ребёнком и психологом. В тех случаях, когда ребёнку сложно освободиться от своих привычных механизмов защиты, сопротивления, через сказку можно в щадящей форме сообщить ту информацию, которую ребёнку было бы трудно передать в другой форме. Поскольку в сказке речь идёт не о ребёнке, который проявляет в своём поведении определённые симптомы, а только о персонаже сказки, ребёнок успокаивается, перестаёт реагировать привычным ему способом, например агрессивно. Так начинает действовать трёхступенчатый процесс: ребёнок-сказка-психолог. - Функция хранения опыта. Благодаря своей образности, сказки хорошо запоминаются детьми и могут быть использованы в других ситуациях. Получая опыт решения конфликтов, построения взаимоотношений и т.д. через сказку, ребёнок может использовать его в повседневной жизни. Сказка может возникнуть в памяти ребёнка в любой жизненной ситуации, похожей на ту, что отражалась в сказке. Таким образом, сказка выполняет роль депо хранения опыта. Даже после прекращения работы психолога с ребёнком, она продолжает оказывать действие и помогает ему в повседневности. - Сказки-носители традиций. С давних времён в сказках запечатлены культурные и семейные традиции многих поколений. Сказки в этом плане выступают как хранители традиций и результат жизненного опыта человечества в общем и индивидуальном смысле. Зачастую в сказках отражаются достаточно знакомые ребёнку ритуалы, социальные нормы, взгляды, способы поведения, которые присутствуют в его повседневной семейной жизни. При этом, через сказку ребёнок знакомится с незнакомыми ему традициями, свойственными его социальному, этническому окружению и культуре в целом. - Сказка как посредник в межкультурных отношениях. Являясь носителями традиций, сказки отражают устои различных культур и знакомство с ними, помогают ребёнку расширить свой собственный репертуар понятий, принципов, ценностей, способов разрешения конфликтов. Например, благодаря изучению сказок народов мира, в ребёнке формируется столь значимое во всемирном процессе глобализации понятие толерантности, терпимости к другим религиям и культуральным особенностям. В этом смысле с помощью сказки становится возможным избежать эмоциональные преграды и предрассудки, агрессивного, уничижительного отношения к иному образу мыслей и чувств, способов реагирования и построения взаимоотношений. Таким образом, рассматривая сказку как универсальный инструмент психологической помощи, можно констатировать, что она имеет широкий спектр воздействия в работе с детьми и её использование оказывает позитивное влияние в построении системы воспитательной и терапевтической работы.
Список литературы: 1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2000 - 310с. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001- 400 с.3. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: Восточные истории и психотерапия.- М.: Ин-т позитивной психотерапии. 2008 - 160 с. 4. Пезешкиан Х., Воронов М. Введение в позитивную психологию и психотерапию. - Харьков, 2003-66 с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|