Роль сказки в методе позитивной психотерапии при работе с детьми

Автор статьи: Евгения Мироненко

Проблема психологического здоровья детей является одной из превалирующих в современном обществе. Актуальность темы обусловлена повышением стрессогенных факторов в жизни ребенка. Нестабильность экономической, политической жизни государства, падение духовных нравов, пагубно сказывается на общеэмоциональном настроении общества, в частности людей, принимающих активную роль в формировании психического здоровья подрастающего поколения. Данное напряжение порождает целую гамму переживаний во внутреннем мире детей и влияет на их эмоциональные и поведенческие реакции.

В связи с этим возникает потребность использования технологий, имеющих более широкие возможности в эффективности психологического воздействия и помощи.

Одной из таких возможностей  является сказкотерапия. Мир детства всегда окутан сказочным волшебством и чудесами. Сказка перманентно включена во внутренний мир каждого ребёнка. Детский возраст характеризуется эмоционально-чувственным восприятием мира, посредством сказок ребёнок учится строить отношения с ним и находит своё место в нём.

 Метод сказкотерапии достаточно зарекомендовал себя в психологической работе с детьми. Исследованиям эффективности данного метода посвящены многие труды отечественных и зарубежных авторов. Сказкотерапия органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии и является универсальным инструментарием в реализации психокоррекционных программ.

Наиболее развёрнутое определение метода и его роли в психологической работе с детьми было предложено Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия, по словам Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, включает в себя различные жанры. Это могут быть притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.

Основным средством психологического воздействия во всех предложенных жанрах является метафора, как ресурс развития самосознания и личности в целом. Наиболее созвучным в использовании метафоры как эффективного средства психологического воздействия выступает метод позитивной психотерапии, основателем которого является Носсрат Пезешкиан.

В методе позитивной психотерапии уделяется особое значение различного рода метафорам, в частности притчам. Безусловно, в детском возрасте наиболее близкими и понятными для восприятия являются различные сказки, но их роль и функции для терапевтической и в целом психологической работы идентичны с притчами, историями и пословицами.

Таким образом, опираясь на исследования Н.Пезешкиана, можно выделить следующие функции метафоры, в данном контексте сказки:

- Функция зеркала. Образный мир сказок позволяет приблизить содержание их к внутреннему «Я» ребёнка и облегчить идентификацию с ним.

Ребёнок может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в сказке, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственным психологическим реакциям. Ассоциируя себя с тем, что ребёнок узнаёт из сказки, он тем самым говорит о самом себе, о своих конфликтах и желаниях.

- Функция модели. Сказки являются моделью поведения, построения отношений, решения конфликтов для ребёнка. Они передают конфликтную ситуацию и предлагают возможные пути выхода из неё или указывают на последствия некоторых вариантов решения конфликтов. Иными словами, в сказках предлагается пробный вариант действия, при котором ребёнок мысленно или чувственно может попробовать непривычный способ решения привычного для него конфликта.

- Функция медиатора. В этом смысле сказка, выступает как фильтр, посредник между ребёнком и психологом. В тех случаях, когда ребёнку сложно освободиться от своих привычных механизмов защиты, сопротивления, через сказку можно в щадящей форме сообщить ту информацию, которую ребёнку было бы трудно передать в другой форме. Поскольку в сказке речь идёт не о ребёнке, который проявляет в своём поведении определённые симптомы, а только о персонаже сказки, ребёнок успокаивается, перестаёт реагировать привычным ему способом, например агрессивно. Так начинает действовать трёхступенчатый процесс: ребёнок-сказка-психолог.

- Функция хранения опыта. Благодаря своей образности, сказки хорошо запоминаются детьми и могут быть использованы в других ситуациях. Получая опыт решения конфликтов, построения взаимоотношений и т.д. через сказку, ребёнок может использовать его в повседневной жизни. Сказка может возникнуть  в памяти ребёнка в любой жизненной ситуации, похожей на ту, что отражалась в сказке. Таким образом, сказка выполняет роль депо хранения опыта. Даже после прекращения работы психолога с ребёнком, она продолжает оказывать действие и помогает ему в повседневности.

- Сказки-носители традиций. С давних времён в сказках запечатлены культурные и семейные традиции многих поколений. Сказки в этом плане выступают как хранители традиций и результат жизненного опыта человечества в общем и индивидуальном смысле. Зачастую в сказках отражаются достаточно знакомые ребёнку ритуалы, социальные нормы, взгляды, способы поведения, которые присутствуют в его повседневной семейной жизни.  При этом, через сказку ребёнок знакомится с незнакомыми ему традициями, свойственными его социальному, этническому окружению и культуре в целом.

- Сказка как посредник в межкультурных отношениях.

Являясь носителями традиций, сказки отражают устои различных культур и знакомство с ними, помогают ребёнку расширить свой собственный репертуар понятий, принципов, ценностей, способов разрешения конфликтов. Например, благодаря изучению сказок народов мира, в ребёнке формируется столь значимое во всемирном процессе глобализации понятие толерантности, терпимости к другим религиям и культуральным особенностям. В этом смысле с помощью сказки становится возможным избежать эмоциональные преграды и предрассудки, агрессивного, уничижительного отношения к иному образу мыслей и чувств, способов реагирования и построения взаимоотношений.

Таким образом, рассматривая сказку как универсальный инструмент психологической помощи, можно констатировать, что она имеет широкий спектр воздействия в работе с детьми и её использование оказывает позитивное влияние в построении системы воспитательной и терапевтической работы.

 

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2000 - 310с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001- 400 с.

3. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: Восточные истории и психотерапия.- М.: Ин-т позитивной психотерапии. 2008 - 160 с.

4. Пезешкиан Х., Воронов М. Введение в позитивную психологию и психотерапию. - Харьков, 2003-66 с.

 

 



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказкотерапия. «Сказки для сына» Сказка о милом Ежике.
  • Занятие с детьми в рамках психологической коррекции " В мире сказки"
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Роль сказки в профилактике агрессивного поведения младших школьников
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • Сказкотерапия для детей. Сказки-прививки.
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Возможности сказки в детской психотерапии
  • Сказкотерапия для самых маленьких. Коррекционные сказки и работа с ними.
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Роль сказки в социализации ребенка
  • Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми
  • Утешительная сказка (Сказки для взрослых)
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Из какой ты сказки? (Сказкотерапия в действии.)
  • Сказкотерапия. Сказки про некоторые проблемы.
  • Поговорим немного про сказки. Сказкотерапия.
  • Сказкотерапия. «Сказки для сына». Приключение капельки.
  • Сказкотерапия. «Сказки для сына» Егор «Отважное сердце»
  • Сказки в жизни детей
  • Пример составления терапевтической сказки для детей
  • Ох уж эти сказки! Сказки для коллектива.
  • Сказки в жизни ребенка
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • О внутреннем ребёнке или Зачем детям рассказывают сказки, если взрослая жизнь не такая сказочная...
  • Значение волшебной сказки для внутреннего мира человека
  • Неопределённость - проживание через метафору сказки.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь