Психологическая проблема и развитие психотерапии

Существование   психотерапии как  системы разнообразных  практик оказания психологической помощи людям возможно исключительно в силу   так называемых  проблемных ситуаций.  Проблемная ситуация отражает особенности развития человека – характеристики зрелости его как личности.  Трудности проблемной ситуации требуют от человека актуализации определённых качеств, образно говоря, «взывая к ним».

            Это такие личностные характеристики как уровень осознавания и понимания происходящего,   рефлексия собственных состояний, стратегий и паттернов проблемного поведения,  субъектность  как готовность брать  персональную ответственность  и действовать адекватно и конструктивно. Немаловажными для преодоления трудностей проблемных ситуация является  синергичность как способность обретать силу, опираясь на эвристическую активность и используя «рычаги моделирования и экстраполяции» желаемого  будущего.

            Сами же проблемные ситуации клиентов  для специалистов  различных направлений в психологии и психотерапии понимаются по-разному.  И тем самым у представителей разных направлений имеются и различные представления о том, что такое «психологическая проблема».   В силу этого понимания как раз и строится тип взаимодействия специалиста с клиентом. Как мне представляется, имеет смысл говорить о следующих понятийных моделях проблемных ситуаций и, соответственно, типах психотерапии.

            Психологическая проблема как нарушение связей сознания и бессознательного, предполагаемая чаще всего как «диктат бессознательного». Безотчётные и преимущественно деструктивные интенции бессознательного как раз и составляют смысл и содержание психологической проблемы.   В основе – вытесненные аффективно заряженные персональные желания и всё более требовательные «архетипы коллективного бессознательного».  Смысл психотерапии состоит в раскрытии и соответствующей интерпретации  вытесненных и нереализованных аффективно-когнитивных комплексов и в конструктивном принятии и совладании энергии архетипов. Такая психотерапия предполагает ведущую и доминирующую роль специалиста-психоаналитика.

            Психологическая проблема как нарушения эмоциональной сферы личности взрослого человека. Суть психологической проблемы – в «эмоциональном мятеже»,  подчинение человека не рациональным соображениям в оценке ситуации, принятии решений и поведении, а эмоциям. Преимущественно незрелым.  Таковыми – незрелыми и инфантильными – являются практически все так называемые негативные эмоции. Психологическая проблема состоит в страдании. Человек посредством проживания негативных эмоций мучает себя и страдает. Природа негативных эмоций такова, что они не вписываются в стандартную модель ТОТЕ, то есть не подчиняются информационно-кибернетическим законам.  Суть психотерапии – в «достраивании качественной информационной обратной связи» к эмоционально-инфантильным реакциям клиента. Примером такого рода психотерапии может быть провокационная психотерапия Френка Фарелли.

            Психологическая проблема как нарушения ценностной сферы личности. Несформированность у субъекта важных социальных и культурных стандартов,  критериев и ценностей создаёт для него реальные проблемы с ориентировкой и принятием решений. Для такого субъекта многие ситуации – сложные. Даже при высоком интеллекте субъект в социальных ситуациях оказывается беспомощным.

Дисгармония системы ценностных ориентаций, выражающаяся в хаотичности структуры ценностных предпочтений, форсирует и проблемную самооценку. Проблемная самооценка с её состояниями неоцененности и/или гиперценности собственного «Я» («вечно голодная самооценка»)  прочно завязана на тематику собственного ничтожества или собственной исключительности. Катастрофичность этой перманентной эго-фиксированности взрослого человека  состоит в фантастической неспособности его строить отношения прежде всего с близкими людьми и детьми.

Представляется, что нарушения в сфере ценностных ориентаций и эго-фиксированность являются основой одиночества и многих экзистенциальных проблем. Такое мы наблюдаем у людей, стремящихся сделать карьеру, добиться социального успеха «любой ценой». 

Психологическая проблема как нарушения в сфере  саморегуляции состояний. Неспособность «доводить дело до конца», «неусидчивость», отсутствие навыков волевого контроля, выносливости, неспособность к переключению и распределению внимания, неспособность к получению удовольствия от простых механически повторяющихся движений (ритуализация   действия) и подобные другие несформированные навыки саморегуляции предопределяют многие психологические проблемы.

Именно состояние в котором происходит наша жизнь есть тот основой факто актуализации положительных или негативных сторон той или иной ситуации. Зачастую само по себе угрюмое или подавленное состояние может вызвать осложнения  «на ровном месте». Выделяют ресурсное или нересурсное состояние. В ресурсном состоянии значительно больше возможностей и вариантов восприятия и реагирования на неблагоприятные условия ситуации. В нересурсном же состоянии и благоприятные условия ситуации  зачастую воспринимаются как помеха или угроза благополучию. Психотерапия в этой парадигме строится как работа с состояниями (позитивная психотерапия, танцевальная психотерапия, смехо-терапия, практики самогипноза и восточные медитативные практики).

Можно привести ещё много подходов к пониманию природы психологической проблемы человека. Полагаю, что эти подходы во многом пересекаются и /или дополняют друг друга. Показательно одно важное обстоятельство, характерное практически для всех подходов – это квалификация психологической проблемы как явления, безусловно, отрицательного, сопровождающегося страданиями, дисфункциями и нарушениями. То есть психологическая проблема человека рассматривается как некий медицинский симптом!  Со всеми вытекающими последствиями, - симптом-заболевание нужно лечить. А наличие большого подхода к такому «лечению» как раз и говорит о том, что тут-то все средства хороши. Мы до сих пор имеем дело с очень распространённой медицинской моделью психотерапии (В.В.Макаров).

Примечательно то,  что сам термин «психотерапия» в первую очередь отражает  эту медицинскую модель. Является медицинская парадигма в работе с психологической проблемой клиента успешной?  Критерием ведь здесь является излечение, устранение симптоматики (страдания, фиксации, не ориентированности, неадекватности…)! Полагаю, что да, является. Некоторые практики десенсибилизации и дезактуализации (по типу метода Шапиро) весьма эффективны. Таковыми же могут быть и ритуальные техники «протанцовывание симптома», дыхательные техники, трансовые и медитативные техники. И клиенты в своих первичных обращениях к специалисту психологу или психотерапевту также «запрашивают на разрушение симтоматики»: - «Загипнотизируйте меня, чтобы я этого не помнила никогда больше!» – общая формула первичных обращений. Точно также как в психотерапии лекарства играют роль «фармакологической смирительной рубашки» (М.Е.Бурно, М.М.Решетников), так и в психотерапии в работе с психологической проблемой действия психотерапевта становятся этой «рубашки» заменителем. Чего стоит такое явление как кодирование в работе с зависимостями (алкогольными, пищевыми…)!

Тем не менее, работа с психологической проблемой далеко не сводится к работе с её симптоматикой. В этом ключе весьма ценной является уже общепринятая модель SCORE, в которой симптом (S) является только частью этой работы. В этом ключе психологическая проблема приобретает статус «творческой эвристической задачи»!  И не только для психотерапевта, но и для клиента!

Иначе говоря,  в проблемной ситуации, сама проблема состоит не в преодолении симптоматики, а в утилизации имеющегося в данной проблемной ситуации потенциала развития!  И именно по этой причине я предлагаю пользоваться терминами  не «проблемная ситуация» и «проблема» (что в медицинской модели фактически синонимично), а термином тестовая ситуация и тестовый момент.  Эта терминология отражает иной, нежели медицинская модель, подход – генеративный подход к решению – использовании потенциала тестовой ситуации.

Предлагаемая мною модальность «генеративная психотерапия» есть авторский метод работы с проблемами – тестовыми ситуациями. Тестовая ситуация является своеобразным вызовом, который «бросает жизнь» человеку. Смысл этого вызова – развитие личности, самоактуализация посредством преодоления трудностей и тем самым обретения новых качеств жизни. Мне представляется, что именно «эволюционный запрос бессознательно» как раз и есть тот самый важный, существенный фактор, определяющий сам факт возникновения и существования тестовых ситуаций. Иначе говоря, болезни и трудности – симптоматика проблемных ситуаций – возникают далеко не случайно. Симптоматика или тестовые моменты есть, если можно так выразиться, необходимые «триггеры» личной эволюции, содержащие в такой симптоматической форме те актуальные эволюционные задачи, которые субъекту нужно решить.

Феномен генеративности — явление известное, как момент расширения, появления новых смыслов, новых возможностей и нового понимания ситуации. Это связано с развитием человека. Если на линии времени не обнаруживается появление новых возможностей, аккумулированных в обретении субъектов новых качеств, то человек деградирует. Дегенеративные состояния и актуализация «нозологических форм жизни» напрямую сопряжены с дефицитом порождающего разума – генеративного мышления! Хочу подчеркнуть важность этой идеи, которая отражает известный постулат о том, что в жизни не существует «отдыха от развития»: остановка в развитии есть дегенерация и болезнь. Важно, учитывая интенции нашего бессознательного (его «знаковую активность») и требования тестовых ситуаций активно задавать режим развития.

В свете этого подхода психотерапия есть профессиональная деятельность по переориентации функционирования человека с фрагментарных, фиксированных и болезненных форм жизни на целостные и тем самым для него естественные  - аутентичные формы.   Именно в этом переориентировании форм активности человека - с болезненных на аутентичные -  и состоит миссия  любого вида психотерапии!  Смысл психотерапии – не в самой терапии, а в актуализации  аутентичных состояний вместо состояний фиксированных и в силу этого болезненных.

            Предлагаемая парадигма обозначает важный этап собственного развития психотерапии как вида профессиональной деятельности. Суть этого этапа – в  осознанном стремлении специалистов строить свои профессиональные взаимоотношения с клиентом на основе критериев аутентичности как принципиальных ценностных опор для него.

 



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Есть проблема! Что с ней делать? Модель SCORE , как метод разрешения проблемных ситуаций.
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Бесплодие как психологическая проблема. Алгоритм работы с проблемой
  • Проблема и работа с ней с помощью психотерапии
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Что такое психологическая проблема и предмет работы психолога
  • Есть ли смысл в длительной психотерапии?
  • Почему в телесно-ориентированной психотерапии актуализируются «проработанные» ситуации?
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • Критика "немедицинской психотерапии" и перспективы развития психологической терапии
  • История развития и актуальные проблемы психотерапии в России
  • Психологическая периодизация развития человека
  • Есть проблема? Вот что нужно, чтобы ее решить
  • Психологическая работа с семьями в ТЖС в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии
  • Сексуальные мужские проблемы. Импотенция. Синдром тревожного ожидания. СТОСН. А есть ли проблема?
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Психологические особенности человека, связанные с различными представлениями о ситуации развода
  • Можно ли с помощью психотерапии решить все психологические проблемы и больше к ним не возвращаться?
  • Мультимодальная психологическая консультация как помощь в преодолении трудной жизненной ситуации
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Техники развития креативности как инструмент выхода из проблемных ситуаций.
  • Является ли йога методом психотерапии?
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Отношения с мамой - психологическая проблема № 1.
  • Психологическая помощь в ситуации кризиса.
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Как поддержать человека в тяжелой жизненной ситуации
  • Психологическая проблема
  • О нарративной практике: человек - не проблема, проблема - это проблема
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь