Применение психосемантического анализа и аудиопсихокоррекции в консультировании и психотерапии.

Одной из важнейших задач современного общества является обеспечение достойного «качества жизни» Человека. Понятие «качество жизни» очень широко и каждый индивидуально для себя определяет тот круг необходимого и достаточного, который обеспечивает этому человеку состояние гармонии с обществом и окружающей средой, которая соответствует уровню здоровья, образования, возрасту, полу, сложившимся представлениям о достойном образе жизни и т.д. Каковы же критерии качества жизни?

Во-первых, это состояние физического здоровья и отношения к нему индивидуума. Преувеличение значимости, как и недооценка состояния собственного здоровья влекут за собой, с одной стороны, «уход в болезнь» (часто мнимую), формирование психастенического состояния (невротизацию), а с другой, способствуют разрушению здоровья различного рода злоупотреблениями. В тоже время, адекватная оценка состояния организма обеспечивает не только сохранение здоровья, но и является одним из факторов предупреждения болезни.

Во-вторых, чрезвычайно важно наличие равновесия процессов восприятия и индивидуальной оценки окружающего мира. Социальный «пофигизм», как и переоценка внешних событий (от глобальных политических до «внутрикухонных») также могут стать причиной либо формирования асоциального поведения, либо развития сверхценных идей, чувства тревоги, неврозов и даже психосоматических заболеваний.

В-третьих, наличие возможности адекватного, социально-биологического реагирования на изменения внутреннего состояния и внешних условий жизни, которые в наше время не обеспечивают возможность адекватного реагирования, что определено социальным порядком в обществе и весьма часто связано с недостижимостью объекта реагирования. Формируется состояние «неотреагированной эмоции», что, по мнению современной медицины, является основой формирования «болезней цивилизации». Крайне важен факт информационных перегрузок, связанных с образованием, прессой, телевидением, воздействием деструктивных сект и пр.

На фоне стремительного роста психических расстройств, различного вида зависимостей и т. п. перед нами стоит задача в повышении качества психолого-психиатрической помощи населению. В этой связи становится необходимым и крайне актуальным разработка и внедрение новых средств диагностики и лечения различного вида расстройств, в развитии которых одним из ключевых факторов является наличие внутреннего психологического конфликта личности.

Психически здоровым может считаться зрелый, умственно развитый, внутренне уравновешенный субъект, способный освоить свою профессию (специальность), влиться в коллектив и преодолеть специфические профессиональные психические и физические нагрузки, не получив при этом стойкого расстройства здоровья.

Для изучения психических процессов применяются недостаточно эффективные способы. По этой причине, несмотря на обилие экспериментально-психологических методов, их роль в прикладных задачах невелика. Так, в клинической психиатрии для обследования больного применяют расспрос, изучение анамнеза, наблюдение, изучение творчества больного.

Роль экспериментально-психологических методов оценивают противоречиво. Нет удовлетворительных измерительных методов для исследования мотивации. Данные, получаемые при исследовании личностных особенностей с помощью проективных и других методов, весьма опосредованно аппроксимируют конкретные и свойства личности, проявляющиеся в экстремальных ситуациях. Для исследования личности и, прежде всего, личности психически больного человека, Б.В. Зейгарник единственно верным считает анализ деятельности через анализ мотивов. Психологический анализ мотивационных нарушений, по ее мнению, является единственным средством определения ведущего мотива, который непосредственно стимулирует все поведение больного человека.

Одним из наиболее перспективных построений на этом пути является теория конструктов Келли - репертуарные решетки, на основе которой возник метод психосемантического исследования. К числу других употребляемых в настоящее время психосемантических методов относятся методы, основанные на принципе семантического дифференциала Осгуда, метод незавершенных действий и др. Психосемантический подход, заключающийся в анализе психической деятельности с точки зрения конструкции смыслов в ней, предоставляет исследователю возможность рассматривать расстройства связей и, следовательно, значений семантических элементов психики и как следствие, и как возможную причину психических нарушений.

Однако существенным и очевидным недостатком вышеописанных методик является пресловутый фактор прямого вмешательства сознания человека в ход исследования, что иногда критически искажает результаты тестирования.

Все описанное объясняет наличие кризиса в области исследований психического состояния человека. «За последнее время в патопсихологии на первый план выступает направленность на психокоррекцию. Делается попытка обоснования психологических рекомендаций для проведения психокоррекции (например, при лечении неврозов, алкоголизма). Однако, для того, чтобы психокоррекционная направленность была эффективной, она должна базироваться на углубленном анализе и квалификации психического состояния больного человека» (Б.В.Зейгарник, 1986, стр.7).

Широкие возможности открывает здесь применение КПСА.  Метод компьютерного психосемантического анализа (КПСА) полностью удовлетворяет всем представлениям о функциональной пробе. Он позволяет достаточно быстро и надежно выявлять, минуя сознание исследуемого субъекта, те проблемы и «комплексы», которые лежат в основе многих мучительных для пациента дезадаптивных форм поведения, которые проявляются всевозможными страхами, тревогами, личностной фрустрацией, различными видами зависимостей, неврозами, психосоматическими расстройствами. Он позволяет оценить систему индивидуальных значений обследуемого, получаемых при тестировании строго определенных зон семантической памяти, направленность исследования которых задаются обследующим (психологом, психотерапевтом), ставящим перед собой вполне конкретные задачи.

 

 Преимущества компьютерного психосемантического анализа перед другими способами получения информации (активным расспросом, психологическим тестированием и т.п.):

  1. Исключено влияние на получаемые результаты как со стороны испытуемого, так и со стороны обследующего.
  2. Может применяться для быстрого скрининга (менее 15 минут на процедуру) больших масс населения для выявления групп риска.
  3. Автоматические процедуры не требуют высококвалифицированного персонала.
  4. Выявление не только сознательно скрываемой информации, но и скрытой. Это делает компьютерный психосемантический анализ инструментом для психоаналитика.
  5. Компьютерный психосемантический анализ впервые представляет собой объективный измерительный инструмент в отношении исследования психических явлений.

Все выше сказанное, требует серьёзного пересмотра сложившихся к настоящему времени представлений о механизмах психических явлений. Именно с помощью КПСА можно на репрезентативных группах населения определить наиболее значимые психосемантические конструкты. Такие конструкты могут быть описаны вербальными, визуальными, акустическими символами общедоступного для данной популяции языка, но они не должны затрагивать областей психики, контролируемых сознанием человека.

Такие универсально значимые семантические структуры являются ключевыми и могут быть использованы в различных средствах психокоррекции. То же самое вполне справедливо и для выявленной индивидуально значимой системы психосемантичесикх конструктов.

По сути дела любые средства, методы и приёмы психокоррекции опираются на два ключевых фактора:

          - введение тем или иным путём коррегирующей информации в неосознаваемые зоны памяти, причём для достижения положительного эффекта необязательно, чтобы эта информация осознавалась пациентом. Этими путями могут быть внушение, разъяснение, переживание в нарко- или психокатарзисе, обучение в диссоциированном состоянии, импринтинг, создание искусственных функциональных связей в мозге и др.;

- обеспечение прямого доступа в память путём либо изменения состояния сознания, либо даже его отключения. Введение коррегирующей информации в неосознаваемые зоны памяти возможно и при ясном сознании. Поэтому наибольшее распространение получили методы психокоррекции, использующие направленное изменение или временное разрушение (диссолюцию) сознания.

Многие виды психотерапии: трансовые состояния (по Эриксону), медитация, аутотренинг, гипноз и др., тоже по сути используют изменение состояния сознания для ввода коррегирующей информации в память.

Сознание как функция психики осуществляет сканирование семантической информации, хранящейся в памяти и поступающей в неё через сенсорные входы.

Важно понимать под категорией «память» не только осознаваемую человеком информацию о каких-либо событиях, но прежде всего информацию, включающую семантические элементы психики (см. А.Г.Асмолов), которая хранится в сферах бессознательного. Большая часть информации, накапливаемой в этих хранилищах в течение жизни, недоступна сознанию и лишь иногда случайно осознаётся в искажённом виде после сновидений. Именно в неосознаваемых сферах психики располагаются мотивы, интер- и интрапсихические конфликты. Количество работ в области исследований неосознаваемой психической деятельности и в нашей стране неудержимо растёт.

В связи с вышесказанным, применение КПСА  может использоваться как  инструментальное средство получения ценной диагностической информации и мониторинга в рамках психотерапевтического процесса, динамической текущей оценки, позволяющей исследовать изменения соотношения определенных семантических структур психики при различного рода психокоррекционных воздействиях (в т.ч., психотерапевтических и фармакологических воздействиях), при этом, психотерапевт может манипулировать базами данных, характеристиками процедур обследования и обработки результатов, в соответствии с текущими психотерапевтическими задачами. Комплекс предназначен так же для получения диагностической информации при анализе причин, степени выраженности и структуры тревожного компонента невротических состояний, наличия патологических мотиваций, структуры психических сфер значимости при психосоматических заболеваниях. Использование комплекса неосознаваемой психодиагностики в психотерапевтической работе возможно в качестве открытой системы. Материал для проведения процедур диагностики может формироваться на основании бесед с пациентом, предварительно структурироваться и включаться в семантическую базу. Результаты процедуры анализируются на качественном уровне (хотя, безусловно, учитываются и количественные оценки), и служат эвристическими ориентирами для построения дальнейших бесед и организации психолого-психотерапевтической работы.

Психотерапевтический подход зачастую предполагает достаточно продолжительное и углубленное общение с пациентом, при этом не всегда удается достаточно быстро вскрыть интимные, глубоко лежащие психологические проблемы субъекта. В этом случае применение такого инструмента, как психодиагностика неосознаваемых сфер психики, может значительно повысить эффективность работы. Это может быть обнаружение патологических мотиваций; наличие фобий или ипохондрической фиксации; наличие психологических конфликтов в той или иной жизненной сфере пациента и многие другие задачи психодиагностики.

Как известно, одним из основных требований при статистической обработке является однородность анализируемых показателей. В случаях использования известных диагностических психосемантических методов достижение такой однородности затруднительно. Одно и то же психологическое явление у разных людей имеет разные вербальные эквиваленты, связанные с особенностями его индивидуального опыта. Так же как - одно и то же слово для разных людей может иметь разный смысл.  Данный подход, позволяющий избежать перечисленных трудностей.

Также КПСА может использоваться как неотъемлемая часть следующих методов неосознаваемой психокоррекции:

  1. Акустическая или аудиопсихокоррекция - закодированные слова, целые фразы закладываются в аудиоряд, который прослушивает пациент;
  2. Видеопсихокоррекция - закодированные образы, сюжетные картинки и слова закладываются в видеоряд, который пациент просматривает;
  3. Интенсивная психокоррекция - проводится в измененном состоянии сознания, и здесь воздействовать можно и изображениями, и словами, в том числе и незакодированными.

Сутью всех этих методов является то, что основным действующим фактором служат неосознаваемые семантические стимулы - образы, слова, ключевые знаки. С бессознательным человека можно общаться при помощи обычного языка, но особым образом закодированного. Имеется в виду не язык или диалект области, на котором разговаривает человек, а тот язык, которым личность оперирует внутри себя, не известный и не понятный никому другому, даже самому близкому человеку. Ведь всем хорошо известно: одно и то же слово, произнесённое с разными интонациями или в разном контексте, имеет совершенно различный смысл. Приказы, даже в условиях тоталитарного государства, воинской службы или секты, разными людьми воспринимаются по-разному. Таким образом, принципиально важным является то, какие именно слова подобраны для составления фабулы внушения и как они сказаны. Однако иногда случается так, что вдруг какая-то словесная формула начинает подходить, как ключ к замку, практически любому человеку. 

Итак, чтобы послание "дошло", сработало, нужно прежде провести доскональный анализ данной личности. Если же запустить "машину" наобум, можно лишь вконец испортить ситуацию, а заодно дискредитировать и сам метод.
      В неосознаваемой психокоррекции не используются запрещающие команды или внушения. Нужно найти такое слово (или образ), которое разрушит патологические комплексы в психике и болезненные мотивации поведения. Сделать это очень трудно. Для этого нужны не только знания, но и вдохновение, и, если хотите, талант. Фабула внушения, составленная из найденных слов или образов, должна быть, во-первых, краткой, во-вторых, содержать максимум информации, в-третьих, вызывать цепь сложных ассоциаций. И самое главное, она должна согласовываться с внутренними, глубинными установками пациента.  
      Сначала специалист определяет те области психики, воздействие на которые будет наиболее эффективным. Затем формирует идею воздействия, а потом начинается самое трудное - он должен изложить ее за 4-7 секунд и именно теми символами, которые близки и понятны бессознательному конкретного пациента. 



Просмотров: 409
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Рекомендации для стабилизации душевного состояния при послеродовой депрессии
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • ВИЗУАЛЬНАЯ РИТМОЛОГИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАОЛЬНО-ОБРАЗНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ СИНДРОМЕ «Д-АКОСТЫ».
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Почему секс так важен для жизни человека? Виды психологического голода.
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Обзор методов лечения тревожно-фобических расстройств (только для пытливых умов).
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • 5 советов для тех, кто мало зарабатывает. Как всегда быть «при деньгах»
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Техника коррекции, в измененном состоянии сознания, для улучшения здоровья и благополучия.
  • «Держать мину при плохой игре» вредно для здоровья.
  • Советы для тех, кому надоело жить без денег. Как всегда быть «при деньгах»
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что нужно для женщины, чтобы выйти из состояния жертвы? Поддержка!
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Фрирайтинг: Упражнение для развития целостного восприятия информации
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь