Созерцание процесса создания портрета при портретной терапии

 

«Точка истины и фальши в середине груди одна и та же. Она оживает при медитации, молитве, созерцании иконной красоты, любви, нежности, тревоге за любимого и проч. Если эта точка начала активно жить, возникает аура, в которой расправляется всё доброе». Г.Померанц «Записки гадкого утёнка».


Влияние на человека процесса рисования его портрета – действо тонкое, деликатное. В отличие от фотографий, в рисунках, даже не профессиональных, люди всегда признают себя, но только если они видели, что их рисовали. Если не видели – рисунок может восприниматься так же, как предъявленная фотография или картинка, на которых депривированные люди, например, часто себя не признают. Т.е., созерцание процесса создания портрета позволяет понять смысл происходящего, спроецировать свой образ на бумагу.

При рисовании портрета сначала ничего нет, лист чистый. Это принимается, как нулевая позиция. Рисующего и рисуемого объединяет общее начало. И дальше - общие первые действия. У рисующего – линии, штрихи, а у рисуемого – их созерцание и осознавание. Терапевт смотрит то на клиента, то на бумагу, как бы сопровождая образ на новое место, куда тот копируется. Это действие «протаптывает дорожку» от личности портретируемого к изображению на бумаге, внимание его постепенно перетекает туда. И вот на глазах у рисуемого человека эти штрихи и линии собираются в его фигуру, его силуэт. Он созерцает, как из линий и штрихов собирается его образ, как из рассыпавшихся частей собирается и восстанавливается целое.

Когда тебя рисуют, ты волей-неволей становишься участником молчаливого диалога взглядов с тем, кто тебя рисует. «Это, – согласно А.А. Ухтомскому, – не эмпирическое общение, а сосредоточенное собеседование с другим лицом, следствием которого является сочувственное понимание, проникающее до глубины души» (Ухтомский, 1978).

Нет способов измерить созерцание. «Современные научные средства исследования (как технические, так и методологические) нерелевантны созерцанию. Созерцание ускользает через грубые для него ячейки современных научных категорий, его не могут «зацепить» приборы, а в научных концепциях ему просто нет места в качестве психологического или духовного феномена» (Карицкий, 2011).

Но если попытаться косвенно зафиксировать процессы, происходящие при созерцании? Сеанс портретной терапии, при которой психотерапевт рисует клиента, длится минут 5-6. По его окончании портрет предъявляется портретируемому. После обмена впечатлениями по поводу увиденного ему задаётся вопрос: «Сколько времени вас рисовали?» Ответы, естественно, с погрешностью. Позже этих же людей спрашиваю без предварительного предупреждения о другом промежутке времени («Сколько времени вы шли от остановки?» и т.п.). Ответы сверялись с фиксируемым реально прошедшим временем.

Получилось, что реальное время, проведённое в роли портретируемого, всегда было меньше, чем человек называл. Т.е., когда человек видит, что его рисуют, он созерцает этот процесс и при этом, возможно, входит в особое, изменённое состояние сознания. Изменение в субъективном ощущении течения времени является одним из критериев наличия изменённого состояния сознания. Сравнивались погрешности в определении временного промежутка у одного и того же человека. Погрешность в сторону увеличения у рисуемого всегда была больше, чем при временном отрезке в бытовых ситуациях. И чем старше был возраст у портретируемого, тем больше. У детей 9-10 лет погрешность минимальная или вовсе отсутствует (называемое время совпадает с реальным). Можно предположить, что с возрастом процесс формирования своего образа имеет большее значение и является более глубинным.

Время, переживаемое человеком, называют психологическим временем. «Субъектная сторона течения времени одномоментна и не связана (практически) с продолжительностью жизни. Она определяется количеством психологически значимых событий в социально-фиксированную единицу времени» (Акопов, 2010). Т.е., когда время насыщается психическими процессами, оно как будто раздвигается, человек ощущает его более длительным, весомым, значимым.

Подобное описывает С.В.Березин, когда на ландшафтной аналитике путешественники в процессе терапии спускаются в пещеру. «Интуитивно выбранное по ощущениям время пребывания в пещере удивительно не совпадает с реально проведенным временем: человеку кажется, что он находился внутри гораздо дольше, чем оказалось по хронометру. Настолько сконцентрированы и глубоки переживания, насколько важны приходящие мысли и ощущения своего подземного, «потустороннего» существования в безвременном пространстве. Как возрастает понимание хрупкости и ценности жизни при ощущении горы над тобой… Тысячи тонн земли на твоих плечах» (Березин, 2009).

Если рассматривать созерцание как неопосредованный мышлением акт познания, то можно сказать, что человек одновременно с осознанием того, что рисуют именно его, заново познаёт свою внешность, свой собственный облик, идентифицирует себя. Происходит естественное непроизвольное понимание, без усилий личности к пониманию. При созерцании действия люди видят и сразу знают, понимают мгновенно. И уже готовы воспринимать изображённый образ себя.

Опубликовано в "Психологической газете" http://www.psy.su/interview/2549/



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Когда жизнь превращается в созерцание руин
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Об аналитической терапии: что происходит во время процесса слушания
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Чудесное преображение или просто "Созерцание"
  • Обстоятельства места, времени и образа действия в психотерапии.
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Привычка. Сколько реально нужно времени?
  • Сколько времени в день вы тратите на себя?
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Время и наше отношение к времени.
  • Если у него катастрофическая нехватка времени
  • Волшебство портрета (заметки рисующего психолога)
  • Созерцание или участие
  • Образ времени в жестовых языках Мира
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Когда кажется, что времени нет
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Не бывает неподходящего времени для любви. Бывает просто неподходящий для вас человек
  • Фраза, благодаря которой мужчина захочет проводить с вами больше времени
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Работа времени в терапии и жизни
  • Почему у любимого человека нет на вас времени?
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь