Созерцание процесса создания портрета при портретной терапии

 

«Точка истины и фальши в середине груди одна и та же. Она оживает при медитации, молитве, созерцании иконной красоты, любви, нежности, тревоге за любимого и проч. Если эта точка начала активно жить, возникает аура, в которой расправляется всё доброе». Г.Померанц «Записки гадкого утёнка».


Влияние на человека процесса рисования его портрета – действо тонкое, деликатное. В отличие от фотографий, в рисунках, даже не профессиональных, люди всегда признают себя, но только если они видели, что их рисовали. Если не видели – рисунок может восприниматься так же, как предъявленная фотография или картинка, на которых депривированные люди, например, часто себя не признают. Т.е., созерцание процесса создания портрета позволяет понять смысл происходящего, спроецировать свой образ на бумагу.

При рисовании портрета сначала ничего нет, лист чистый. Это принимается, как нулевая позиция. Рисующего и рисуемого объединяет общее начало. И дальше - общие первые действия. У рисующего – линии, штрихи, а у рисуемого – их созерцание и осознавание. Терапевт смотрит то на клиента, то на бумагу, как бы сопровождая образ на новое место, куда тот копируется. Это действие «протаптывает дорожку» от личности портретируемого к изображению на бумаге, внимание его постепенно перетекает туда. И вот на глазах у рисуемого человека эти штрихи и линии собираются в его фигуру, его силуэт. Он созерцает, как из линий и штрихов собирается его образ, как из рассыпавшихся частей собирается и восстанавливается целое.

Когда тебя рисуют, ты волей-неволей становишься участником молчаливого диалога взглядов с тем, кто тебя рисует. «Это, – согласно А.А. Ухтомскому, – не эмпирическое общение, а сосредоточенное собеседование с другим лицом, следствием которого является сочувственное понимание, проникающее до глубины души» (Ухтомский, 1978).

Нет способов измерить созерцание. «Современные научные средства исследования (как технические, так и методологические) нерелевантны созерцанию. Созерцание ускользает через грубые для него ячейки современных научных категорий, его не могут «зацепить» приборы, а в научных концепциях ему просто нет места в качестве психологического или духовного феномена» (Карицкий, 2011).

Но если попытаться косвенно зафиксировать процессы, происходящие при созерцании? Сеанс портретной терапии, при которой психотерапевт рисует клиента, длится минут 5-6. По его окончании портрет предъявляется портретируемому. После обмена впечатлениями по поводу увиденного ему задаётся вопрос: «Сколько времени вас рисовали?» Ответы, естественно, с погрешностью. Позже этих же людей спрашиваю без предварительного предупреждения о другом промежутке времени («Сколько времени вы шли от остановки?» и т.п.). Ответы сверялись с фиксируемым реально прошедшим временем.

Получилось, что реальное время, проведённое в роли портретируемого, всегда было меньше, чем человек называл. Т.е., когда человек видит, что его рисуют, он созерцает этот процесс и при этом, возможно, входит в особое, изменённое состояние сознания. Изменение в субъективном ощущении течения времени является одним из критериев наличия изменённого состояния сознания. Сравнивались погрешности в определении временного промежутка у одного и того же человека. Погрешность в сторону увеличения у рисуемого всегда была больше, чем при временном отрезке в бытовых ситуациях. И чем старше был возраст у портретируемого, тем больше. У детей 9-10 лет погрешность минимальная или вовсе отсутствует (называемое время совпадает с реальным). Можно предположить, что с возрастом процесс формирования своего образа имеет большее значение и является более глубинным.

Время, переживаемое человеком, называют психологическим временем. «Субъектная сторона течения времени одномоментна и не связана (практически) с продолжительностью жизни. Она определяется количеством психологически значимых событий в социально-фиксированную единицу времени» (Акопов, 2010). Т.е., когда время насыщается психическими процессами, оно как будто раздвигается, человек ощущает его более длительным, весомым, значимым.

Подобное описывает С.В.Березин, когда на ландшафтной аналитике путешественники в процессе терапии спускаются в пещеру. «Интуитивно выбранное по ощущениям время пребывания в пещере удивительно не совпадает с реально проведенным временем: человеку кажется, что он находился внутри гораздо дольше, чем оказалось по хронометру. Настолько сконцентрированы и глубоки переживания, насколько важны приходящие мысли и ощущения своего подземного, «потустороннего» существования в безвременном пространстве. Как возрастает понимание хрупкости и ценности жизни при ощущении горы над тобой… Тысячи тонн земли на твоих плечах» (Березин, 2009).

Если рассматривать созерцание как неопосредованный мышлением акт познания, то можно сказать, что человек одновременно с осознанием того, что рисуют именно его, заново познаёт свою внешность, свой собственный облик, идентифицирует себя. Происходит естественное непроизвольное понимание, без усилий личности к пониманию. При созерцании действия люди видят и сразу знают, понимают мгновенно. И уже готовы воспринимать изображённый образ себя.

Опубликовано в "Психологической газете" http://www.psy.su/interview/2549/



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Не так страшен психолог, как его рисуют...
  • Как при помощи сказки объяснить ребенку, почему его родители разводятся?
  • Где найти свободное время, когда его нет вообще?
  • Топ-10 способов спасти утопающего, добив его при этом
  • Человек жив, но в твоей жизни его больше нет.
  • «Приходит время, когда человек понимает, не он создаёт мандалу, но мандала создаёт его.»
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как медитировать , если у вас совсем нет на это времени
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Построение портрета личности аттестуемого по его карте результативности
  • Что делать, если его бывшие тебя бесят
  • ОБИДА, как один из способов убежать от себя и от своей жизни. И при чем тут психотерапия?!
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Как помочь близкому человеку, когда ему плохо, в его переживаниях.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь