Психосоматические расстройства. Часть 1. Природа возникновения.

Психосоматические расстройства Часть 1 Природа возникновения

Психосоматика, это наука на стыке медицины и психологии, объектом изучения которой являются различные способы переработки внутриличностного конфликта: психический и соматический. В узком смысле, как психические причины влияют на возникновение соматический заболеваний.

Психологические (здоровые) и патопсихологические (ведущие к заболеванию) способы переработки стресса могут проявлять как в условиях острого, так и в условиях хронического стресса.

Психосоматический способ переработки стресса в большей степени связан с хроническим воздействием фрустрации* и стресса.

На склонность к одному из перечисленных способов переработки конфликта влияют индивидуально-психологические особенности человека.

1) В силу своих индивидуальных особенностей и опыта, человек обладает стрессоустойчивостью и адаптивными психологическими защитами, что позволяет ему оставаться психически и соматически (телесно) здоровым.

2) В силу своих индивидуальных особенностей и опыта, человек не обладает стрессоустойчивостью и у него не адаптивные психологические защиты, что приводит к психическим заболеваниям, например, неврастении или депрессии.

3) В силу своих индивидуальных особенностей и опыта, человек не обладает стрессоустойчивостью и у него не адаптивные психологические защиты, что приводит к психосоматическим заболеваниям, например, экземе или ревматоидному артриту.

 

                                      СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА
              ↓                                                    ↓                                                     
  ЗДОРОВЬЕ       ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ          ДЕПРЕССИЯ

Давайте рассмотрим значимость влияния психологического состояния на формирование соматической болезни на примере известного эксперимента М. Селигмана по изучению состояния «выученной беспомощности».**

Две группы молодых крысят подвергались воздействию болезненных ударов электрическим током. В первой группе создавались условия, при которых крысята могли избежать наказания, если проявляли достаточно упорства в поиске способов спасения. Во второй же группе никакое поведение и никакие усилия не могли предотвратить ощутимых ударов током. Таким образом, происходило обучение крысят второй группы беспомощности. В то время как крысята первой группы приобретали опыт успешного противодействия стрессу. После того, как крысята подрастали, каждую из двух групп разбивали еще на две подгруппы. Одну из таких подгрупп вновь ставили в условия неустранимых болевых воздействий, а для другой создавали условия, при которых активный поиск спасения мог привести к предотвращению наказания. Таким образом, были сформированы 4 группы:

1) взрослые крысы, пережившие в раннем возрасте опыт беспомощности и опять попадавшие в безвыходную ситуацию;

2) взрослые крысы, пережившие в раннем возрасте опыт беспомощности и оказавшиеся в ситуации, которую в принципе можно преодолеть;

3) взрослые крысы, получившие в прошлом опыт преодоления неприятной ситуации и поставленные в условия, в которых объективно нет путей для спасения;

4) взрослые крысы, которые после опыта преодоления стрессорной ситуации вновь оказывались в такой же ситуации, т.е. могли справиться с ней при проявлении достаточной активности.

Крысам всех 4-х групп приживляли злокачественную опухоль. Оказалось, что и течение опухоли, и характер поведения во взрослом возрасте во многом определялся опытом раннего детства. Крысы с обученной ранней беспомощностью не предпринимали серьезных усилий для спасения даже в тех случаях, когда спасение объективно было возможно, они вели себя пассивно, и приживленные опухоли росли у них быстро. Напротив, крысы, получившие в прошлом опыт успешного сопротивления, активно искали выходы, даже в безнадежной ситуации, и хотя они постоянно получали отрицательное подкрепление, т.е. свидетельство бесполезности своей активности, они в большинстве своем сохраняли активность, и опухоли у них отторгались.

Этот эксперимент указывает на роль особенностей поведения на развитие заболевания, и его можно рассматривать как типичный для психосоматических взаимовлияний не только у животных.

Таким образом мы видим, что ключевым фактором возникновения заболевания является способ переработки стресса. В отличие от животных, у людей больше возможностей как для анализа имеющегося опыта, так и для воздействия на него. Осваивая новые, адаптивные, способы переработки стресса, можно существенно снизить риск психосоматического заболевания.

 * Фрустрация - (от лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, т.е. в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая и сопровождается такими переживаниями как, разочарование, тревога, раздражение, тоска, отчаяние.

** Выученная беспомощность (от англ. learned helplessness),  также приобретенная или заученная беспомощность - состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти.



Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)
  • Как избавиться от неприятного состояния или ситуации?
  • Психотехнология переработки прошлого опыта
  • Как избежать развития конфликтной ситуации с ребенком. Техника для кинотренинга
  • "Условия для счастливого брака, или как избежать развод?"
  • Психологические защиты для преодоления внутриличностного конфликта
  • Как справляться с эмоциями в ситуации хронического заболевания
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Жизнь в состоянии «выученной беспомощности», или каковы условия жизни в «Тени»
  • Взрослые дети или о проблеме выученной беспомощности.
  • Что делать, если: «секс отвернулся?»Как повлиять на силу влечения, или, когда яркий секс уже в прошлом
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • «Как аукнется, так и откликнется» или Почему взрослые дети не уважают своих родителей
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 1
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 2
  • Яйца молодых кур или как помочь самому себе изменить отношение к ситуации
  • И как рожать? Или почему женщине нужны для этого условия.
  • Крысиные бега - для крыс. Мы не крысы. Мы - люди.
  • Упражнение для прояснения и изменения ситуации/состояния.
  • Буриданов осел, или как принять решение в ситуации выбора (на примере клиентского случая)
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Психологические особенности людей, переживших экстремальные ситуации
  • Психологические туры-условия организации. Из опыта-Кипр, Индия, Россия.
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Я потерялся или Как подготовить ребенка к ситуации?
  • Как устранить проблему вагинизма? Рождение детей и вагинизм – две несовместимых ситуации, что делать?
  • Искусство как способ преодоления стресса
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь