|
Психосоматические расстройства. Часть 1. Природа возникновения.Автор статьи: Ольга Андреевна Родишевская
Психосоматика, это наука на стыке медицины и психологии, объектом изучения которой являются различные способы переработки внутриличностного конфликта: психический и соматический. В узком смысле, как психические причины влияют на возникновение соматический заболеваний. Психологические (здоровые) и патопсихологические (ведущие к заболеванию) способы переработки стресса могут проявлять как в условиях острого, так и в условиях хронического стресса. Психосоматический способ переработки стресса в большей степени связан с хроническим воздействием фрустрации* и стресса. На склонность к одному из перечисленных способов переработки конфликта влияют индивидуально-психологические особенности человека. 1) В силу своих индивидуальных особенностей и опыта, человек обладает стрессоустойчивостью и адаптивными психологическими защитами, что позволяет ему оставаться психически и соматически (телесно) здоровым. 2) В силу своих индивидуальных особенностей и опыта, человек не обладает стрессоустойчивостью и у него не адаптивные психологические защиты, что приводит к психическим заболеваниям, например, неврастении или депрессии. 3) В силу своих индивидуальных особенностей и опыта, человек не обладает стрессоустойчивостью и у него не адаптивные психологические защиты, что приводит к психосоматическим заболеваниям, например, экземе или ревматоидному артриту.
СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА ↓ ↓ ↓ ЗДОРОВЬЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЕПРЕССИЯ Давайте рассмотрим значимость влияния психологического состояния на формирование соматической болезни на примере известного эксперимента М. Селигмана по изучению состояния «выученной беспомощности».** Две группы молодых крысят подвергались воздействию болезненных ударов электрическим током. В первой группе создавались условия, при которых крысята могли избежать наказания, если проявляли достаточно упорства в поиске способов спасения. Во второй же группе никакое поведение и никакие усилия не могли предотвратить ощутимых ударов током. Таким образом, происходило обучение крысят второй группы беспомощности. В то время как крысята первой группы приобретали опыт успешного противодействия стрессу. После того, как крысята подрастали, каждую из двух групп разбивали еще на две подгруппы. Одну из таких подгрупп вновь ставили в условия неустранимых болевых воздействий, а для другой создавали условия, при которых активный поиск спасения мог привести к предотвращению наказания. Таким образом, были сформированы 4 группы: 1) взрослые крысы, пережившие в раннем возрасте опыт беспомощности и опять попадавшие в безвыходную ситуацию; 2) взрослые крысы, пережившие в раннем возрасте опыт беспомощности и оказавшиеся в ситуации, которую в принципе можно преодолеть; 3) взрослые крысы, получившие в прошлом опыт преодоления неприятной ситуации и поставленные в условия, в которых объективно нет путей для спасения; 4) взрослые крысы, которые после опыта преодоления стрессорной ситуации вновь оказывались в такой же ситуации, т.е. могли справиться с ней при проявлении достаточной активности. Крысам всех 4-х групп приживляли злокачественную опухоль. Оказалось, что и течение опухоли, и характер поведения во взрослом возрасте во многом определялся опытом раннего детства. Крысы с обученной ранней беспомощностью не предпринимали серьезных усилий для спасения даже в тех случаях, когда спасение объективно было возможно, они вели себя пассивно, и приживленные опухоли росли у них быстро. Напротив, крысы, получившие в прошлом опыт успешного сопротивления, активно искали выходы, даже в безнадежной ситуации, и хотя они постоянно получали отрицательное подкрепление, т.е. свидетельство бесполезности своей активности, они в большинстве своем сохраняли активность, и опухоли у них отторгались. Этот эксперимент указывает на роль особенностей поведения на развитие заболевания, и его можно рассматривать как типичный для психосоматических взаимовлияний не только у животных. Таким образом мы видим, что ключевым фактором возникновения заболевания является способ переработки стресса. В отличие от животных, у людей больше возможностей как для анализа имеющегося опыта, так и для воздействия на него. Осваивая новые, адаптивные, способы переработки стресса, можно существенно снизить риск психосоматического заболевания. * Фрустрация - (от лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, т.е. в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая и сопровождается такими переживаниями как, разочарование, тревога, раздражение, тоска, отчаяние. ** Выученная беспомощность (от англ. learned helplessness), также приобретенная или заученная беспомощность - состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|