Ниже перечисленные условия эффективности наказания применимы как к подростку, демонстрирующим девиантное поведение, так и преступнику, совершившему криминальное деяние.
К психологическим условиям эффективности наказания относятся:
Оперативность наказания. Наказание, пусть даже сравнительно мягкое, но наступающее сразу после совершения проступка, эффективнее, чем жесткое, но отодвинутое на неопределенный срок. Здесь подтверждается установленный в общей психологии факт, что стимулирующая сила мотива зависит от дальности достижения желаемых результатов (мотивы более отдаленного будущего при невысоком уровне развития личности оказываются слабее актуальных побуждений, несмотря на то, что значимость отдаленных последствий выше). В криминальной ситуации у субъекта «срабатывает короткая мотивация», то есть отношение к содеянному, характеризующееся отсутствием «дальней перспективы». Если подростку, разбившему окно, сразу провести разъяснительную беседу, это будет намного эффективнее, чем лишение его карманных денег на месяц, но не сразу после проступка, а по прошествии длительного времени, например, через месяц.
Неотвратимость наказания. Мотивирующая роль наказания тем значительнее, чем неизбежнее оно представляется субъекту. Большинство преступников при совершении преступления полагают, что или преступление не будет раскрыто, или они не понесут уголовной ответственности. Установлено, что расчет на безнаказанность, неверие в реальность нежелательных последствий преступного поведения входят в состав мотивационного комплекса большинства преступлений. Если подросток будет знать, что за все его проступки он будет наказан, то это будет служить сдерживающим фактором к проявлению девиантного поведения.
Соразмерность санкции. Успех превентивной мотивации зависит от соразмерности карательной санкции запретному поведению. Здесь возникает следующая проблема: эффективность наказания зависит от субъективной оценки сравнительной меры пользы и вреда в качестве возможных последствий преступного поведения, что в свою очередь зависит от личной системы ценностей правонарушителя. Если подросток как за украденные у родителей деньги, так и за полученную двойку по предмету будет наказан с одинаковой степенью суровости, в целом это может привести к привыканию, и адаптации к санкциям.
Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!
Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо», оставляйте свои отзывы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.