|
Телесные наказания. Польза или вред?Автор статьи: Леус Надежда Дмитриевна
Вы наверное видели сюжеты из Финляндии о том, как забрали власти детей у россиянки только из-за того, что девочка пожаловалась, что папа ее шлепнул. А что вы можете сказать о телесных наказаниях? Приносят они вред или являются неотъемлемым методом воздействия на ребенка? По этому вопросу я представлю свою точку зрения, которая включает и мою профессиональную позицию и позицию мамы, имеющей опыт воспитания троих детей. В Финляндии действительносуществуют такие законы о телесных наказаниях. Выдержки из акта об опекунстве и праве на доступ: (2) Ребёнок должен получать хороший уход и воспитание, а также надзор и защиту, соответствующие его возрасту и стадии развития. Ребёнок должен воспитываться в безопасной и стимулирующей среде и получать образование, которое соответствует его склонностям и желаниям. В Финляндии законы применяются в отношении преступлений, совершённых на территории страны, независимо от того, кто нарушитель и кто потерпевший. Об этом говорит первая глава Уголовного кодекса. Таким образом, закон применяется также к лицам, не имеющим финского гражданства и не живущим в Финляндии постоянно. Трудно быть не согласным с такими законами! Но практика жизни показывает другое. Согласно опросам у родителей нет единого мнения насчет данного закона – одни полагают, что дети должны иметь равные со взрослыми права на защиту, другие считают, что порка – дело частное и политики не должны в это вмешиваться. И именно из Великобритании родом поговорка «Пожалеешь розги – испортишь ребенка». Телесные наказания действительно эффективны как способ быстрого воздействия на ребенка, отшлепанный малыш сразу же соглашается с родительскими требованиями. Но с позиции воспитания физические наказания детей абсолютно бессмысленны. Так как шлепанье замедляет эмоциональное развитие и способность здраво мыслить. Дети начинают ориентироваться не на социальные нормы и правила безопасности, а вырабатывают свою стратегию поведения с точки зрения: одобрят - не одобрят, заметят, поверят, поплачу-простят и т.п. В этой ситуации моделируется поведение в зависимости от обстоятельств. А обстоятельства дело очень изменчивое и поэтому они попадаются вновь и вновь. С одной стороны это рождает новые порции шлепков. С другой - дети учатся больше лгать, подстраиваться под наши, порой неадекватные требования! Получается замкнутый круг… Как следствие из-за постоянных наказаний происходит замыкание в себе или открытое сопротивление, иногда затаение злобы и обиды, которые потом выливаются на младших братьев и сестер, на сверстников, а могут вообще переходить в криминальную жестокость! У детей, которых телесно наказывали в возрасте трех-пяти лет, практически всегда возникают проблемы в сексуальном развитии, в отношениях с противоположным полом, у них развивается жестокость, чаще возникают навязчивые состояния, чувства вины, неполноценности, Наказания в более раннем и подростковом возрасте несут в дальнейшем проблемы с алкоголем или наркотиками и другие психические расстройства… Несомненно, иногда возникают ситуации, когда шлепок может быстро остановить ребенка в действиях, которые возможно угрожают его жизни и здоровью, когда нет времени на объяснение неправильного, опасного поведения! Но в жизни часто бывает и такое: родители в порыве гнева срывают свои эмоции на беззащитном человечке, а потом, даже если и испытывают угрызения совести, никогда этого не покажут! Понаблюдайте на улице, в магазине…, оцените свои поступки - мы все подвержены неким стереотипам поведения. И это по большей части не наша вина, а наша беда. Мы действуем машинально, согласно давно сложившимся привычкам общества, ориентируемся на окружающих, на их мнения, которые чаще одобрят повышенный тон голоса, шлепок, одергивание, чем объяснительную беседу с ребенком в дружеской атмосфере. Родители всегда должны помнить и понимать, что проблемы ребенка, его неправильное реагирование – это, прежде всего, наша вина! Дети как лакмусовая бумажка впитывают ту атмосферу, в которой живут и ещё не научились скрывать её недостатки, а отражают их в своем поведении. Также не стоит забывать, что сейчас очень много детей с определенными особенностями развития, патологиями, инвалидов с детства… Они и ведут себя совершенно по другому и чаще бывают неадекватны. Срываться на них и телесно наказывать – это полное невежество с нашей стороны. Я согласна с воспитательной системой Японии, которая гласит: «Ребенок – это дар божий». Мы должны ценить то, что именно нам позволено не только наблюдать, как растет новый человек, со своими способностями и мечтами, но ещё и участвовать в его становлении и личностном развитии! Быть родителем – великое счастье! P.S. Во всем должна быть «Золотая середина». Дети несомненно должны учиться понимать что можно, а что нельзя. Что угрожает их здоровью и что входит в рамки приличия, правил поведения и социальных норм. Неправильное толкование методов воспитания, вседозволенность и безнаказанность имеют и другую сторону. Яркий пример приведу из жизни нашей семьи. Недавно стала свидетелем поведения своего шестилетнего племянника в Германии, где они и проживают. При совместном посещении магазина он захотел, чтобы ему купили приглянувшуюся игрушку. За словом «Нет», последовали капризы, он упал на пол, стал реветь. Родители вынуждены были удовлетворить его просьбу, так как знали (а ребенок не только знал, но уже и четко понимал в своем возрасте, как этим пользоваться), что сейчас придет полицейский и оштрафует их за неправильное обращение с ребенком. Вот так! Как исключить телесные наказания и правильно воспитывать ребенка? Как переключить внимание капризного дитя и избежать проявления своего негодования в виде агрессии? Читайте материалы в следующей статье на моем авторском сайте.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|