Факторы, оказывающие влияние на эффективность наказания

Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на эффективность наказания, на примерах как асоциальных личностей (преступников), так и подростков с девиантным (делинквентным, проступочным) поведением:

Ценность утрачиваемых благ

Значимость силы наказания определяется мерой ценности тех благ, которые могут быть утрачены субъектом (свобода, жизнь, потеря социального статуса, семьи, чести и т.п.). При этом следует учитывать, что ценности в разных культурах, слоях, группах существенно отличаются. Так, например, в культуре социумов, откуда пополняются ряды террористов-смертников, их смерть считается героической и благородной жертвой, подвигом   мученичества   и   практически  всегда  вызывает  одобрение  и  поддержку, которые проецируются на семью и весь род террориста, окружаемых заботой и уважением.

Если родители хотят пресечь проступочное поведение своего ребенка, необходимо учитывать, что для него наиболее значимо. При этом необходимо учитывать, что чем чаще они будут использовать одни и те же виды наказания (например, лишение компьютерных игр, карманных денег, вечерних прогулок и т.п.), тем менее эффективными они будут.

Стереотипность поведения

Интенсивность и длительность применения наказания должна соотноситься со степенью привычности преступного образа действий, чтобы обеспечить ломку старых и установку новых стереотипов поведения. Чем более обыденным в общественной практике и чем более стереотипным в поведении человека является преступный образ действий, тем менее действенны карательные санкции. Так, анализируя роль СМИ в формировании общественного мнения к тем или иным преступлениям, многие исследователи отмечают, что информация о совершении ряда преступлений нередко сопровождается «героизацией» облика преступника, формированием мнения о бесполезности сопротивления, так как оно связано с риском.

Факторы оказывающие влияние на эффективность наказания

Например, после показа художественных фильмов «Бригада», «Бумер», «Спец» по стране прокатилась волна групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними. Кроме того, если родители сами будут демонстрировать какие-либо виды девиантного поведения (драки, скандалы, оскорбления, мелкие кражи), тем более стереотипным оно будет для их ребенка. 

Система ценностей субъекта

Степень мотивационного влияния наказания зависит от значимости для правонарушителя совершаемых им действий. Так, преступление может совершаться по мотивам мести, ревности, групповой солидарности и т.п. Признание своего поведения необходимым делает санкцию несправедливой, в силу этого она утрачивает стимулирующую роль. Психологический механизма таков: мотивационный конфликт завершается доминированием мотивов, порожденных  другими  потребностями,  ценностями  и нормами.

Так, если родители не пресекут вовремя вхождение своего ребенка в какую-либо криминальную группировку, то принятие им "воровских законов" (например, "своих не сдают", "никогда не признавайся", "умей играть в карты"), примет необратимый характер.

Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо»,  оставляйте свои отзывы.



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Медитативные сказки для трудных детей с "иммунитетом против наказания".
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • Страх оценки. Как избежать "наказания"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Нервозный спор о термине "PSYHE": так чем же отличаются психика и душа?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Бегство от счастья. "Пусть лучше ничего не случиться, чем мне будет так больно"
  • Статья "Как поставить сотрудникам задачу, которую они выполнят так, как нужно руководителю?"
  • О чем говорит фраза "Я за своего ребенка жизнь отдам!"?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • "Я так люблю своего мужа..."
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Занимайте свои мысли тем, что вы делаете в конкретный момент"
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Про наказания"
  • Зачем они так поступают? Или "полезные проекции"
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Нездоровые желания или "Так хочу, что умираю!"
  • "Со мной что-то не так" или Преображение гадкого утенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь