Рационально-эмотивная поведенческая терапия

Из истории рационально-эмотивной поведенческой терапии

 

     Альберт Эллис, создатель РЭПТ, родился в 1913 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Детство провел в Нью-Йорке.

     Был болезненным ребенком, у него развился диабет. Несмотря на проблемы со здоровьем, он прожил жизнь продуктивно и не позволял своим болезням взять власть над собой.

     В возрасте 12 лет Эллис принял решение стать писателем. Стремился к тому, чтобы заработки могли обеспечить время и свободу, необходимые для творчества. Поступил в Городской колледж Нью-Йорка для обучения по специальности "Деловое администрирование". Великая депрессия 30-х гг сделала проблематичным процветание в предпринимательстве, и Эллис переключился на писательство, создал множество произведений.

     Некоторые рукописи вызывали интерес издателей, но ни одна из них не была опубликована.
   

 Позднее Эллис заинтересовался терапией супружеских пар и сексуальных расстройств. У него получалось давать советы семейным парам и друзьям. Он решил стать психологом и поступил на курсы клинической психологии в Колумбийском университете. Прошел практику под руководством Карен Хорни и начал собственную практику классического психоаналитика в 1947 г.
   

 Вскоре он начинает понимать, что психоанализ как средство лечения его не устраивает и весной 1955 года начинает опробовать новые техники.     Среди них такие как разговор с сидящим, а не лежащим на кушетке согласно психоаналитической традиции. Вместо того, чтобы ждать, когда клиент достигнет инсайта в понимании содержания конфликта, Эллис прямо указывал на непоследовательность в его рассуждениях. 

     Вначале Эллис назвал свой новый метод рациональной терапией, в 1961 году название было изменено на – «рационально-эмотивная психотерапия» (РЭТ).

     В первом исследовании, посвященном новому методу психотерапии, Эллис (Ellis, 1957) сравнивал РЭПТ, ортодоксальный психоанализ и то, что получило название психоаналитически ориентированной (ПАО) терапии, которая была ранее названа "психоанализ лицом к лицу". 

     Эллис сопоставил 78 случаев, в которых применялась РЭПТ, со случаями применения  ПАО-терапии на 61 невротике и 17 пограничных психотиках. 

     Эллис оценил эффективность терапии по каждому случаю как невыраженную или незначительную, умеренную или явную.

     В результате получилось, что для ортодоксального психоанализа эффективность в 50% случаев оказалась незначительной, в 37% обнаружился некоторый положительный эффект и в 13% эффект был выраженным. 

     Эффект ПАО-терапии была оценена как 37, 45 и 18% соответственно.

     Метод РЭПТ оказался наиболее эффективным: 10% - неопределенное или невыраженное улучшение, 46% - некоторое улучшение, 44% - выраженное улучшение.


     Эллис всегда считал, что РЭТ следует рассматривать как рационально-эмотивно-поведенческую терапию, так как она создает возможности для применения новых представлений о жизни, когда клиент поступает в соответствии с ними. В 1993 году Эллис снова меняет название – «рационально-эмотивная поведенческая терапия» (РЭПТ).

 

Рациональные и иррациональные убеждения

     

     Убеждения могут быть как рациональными, так и иррациональными в зависимости от нескольких факторов. Убеждения, способствующие выживанию и благополучию называют рациональными.

 

Рациональные убеждения:

-верны
- Могут быть доказаны и обоснованы
- логичны
- не представляют собой абсолютных предписаний
- являются потребностями, желаниями, надеждами и предпочтениями
- вызывают умеренные эмоции, такие как печаль, недовольство или беспокойство
- помогают человеку в достижении его целей.

 

Иррациональные убеждения:

 

- ложны
- приводят к ложным заключениям
- часто являются сверхобобщениями
- представляют собой команды, требования и обязательства
- вызывают разрушительные эмоции, такие как депрессия, гнев, тревога
- препятствуют достижению целей.

 

     Эллис говорил, что любит читать работы философов и некоторые из них повлияли на создание РЭПТ. Особо он выделял высказывание римского философа Эпиктета о том, что «человека делают несчастным не вещи, а отношение к ним», то есть люди чувствуют так, как они думают.

     «Люди чувствуют себя так, как другие к ним относятся». Заблуждением является то, что эмоции могут зависеть от других людей и событий. Настоящим шоком для многих становится понимание того, что другой человек не может расстроить, а также вызвать депрессию, гнев, тревогу. Ведь на самом деле люди расстраивают себя сами, используя мысли и рассуждения по поводу событий.

     Теория РЭПТ указывает, что людям следовало бы больше заботиться о том, чего они хотят, потому что никто, кроме самого человека, не может обеспечить ему благополучие и удовлетворение. Действительно, никто не может сделать человека счастливым. Каждый человек в высшей степени ценен сам для себя, потому что никто больше не может дать ему благополучие и удовлетворение.

     Теория РЭПТ утверждает, что лучший способ избавления от ненужной боли и страдания обеспечивается изменением глубинной жизненной философии. Консультанты и терапевты могут помочь ребенку изменить ИП так, чтобы абсолютные требования стали предпочтениями, катастрофа – неудобством, самобичевание – самопринятием. Если мышление ребенка (как и взрослого) изменяется в этом направлении, он становится гораздо более способным получать удовольствие от жизни.

 

Эффективность 

                    Рационально-эмотивной поведенческой терапии

 

     РЭПТ направлена на решение проблем, этот вид психотерапии является и глубинным, а такжечасто затрагивает такие сферы жизни, которые не были предметом обсуждения в процессе консультирования.

     У детей нередко улучшение по одной проблеме сопровождается значительным прогрессом в других сферах. РЭПТ является достаточно глубинной, чтобы вызывать серьезные сдвиги в мировоззрении клиентов, проявляющиеся в самых различных ситуациях.

 

 



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • РЭПТ - рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия.
  • На стыке: Альберт Эллис
  • Альберт Эллис vs Харуки Мураками
  • Магифрения: О чём предупреждал А. Эллис...
  • Как Оспаривать Свои Вредные Убеждения: РЭПТ-шпаргалка
  • Философия рационально-эмотивно-поведенческой терапии
  • РЭПТ. Рациональная Эмоциональна Поведенческая Терапия Альберта Эллиса
  • РЭПТ как метод психологического консультирования клиентов брачного агентства
  • Эмоции в РЭПТ
  • Памятка для ребенка по рационально-эмоционально- поведенческой терапии
  • Рэкетные Эмоции: РЭПТ-анализ
  • Основные принципы рационально-эмоциональной поведенческой терапии.
  • Преодоление Когнитивного Транса: РЭПТ-метод
  • Парная-Семейная Терапия (Подход РЭПТ)
  • Проработка проблем в РЭПТ - формула ABCDEF
  • Рационально-Эмотивно-Поведенческая Терапия
  • Оспаривание в РЭПТ: "Компендиум"
  • Как мне помогает РЭПТ
  • Домашнее задание в РЭПТ
  • РЭПТ и травма отвержения
  • Общая семантика и РЭПТ.
  • На каком основании,РЭПТ?
  • РЭПТ и КПТ: в чем различие и сходство
  • Отличительные черты РЭПТ (для специалистов в КПТ)
  • Основные положения РЭПТ. Часть 1.
  • Формула ABC и чувства в РЭПТ. Часть 2.
  • Терапевтический Альянс в РЭПТ: Ключевые Особенности
  • Рационально-Эмотивная Визуализация: Инструкция и (внезапно) Комментарии
  • Психологическая коррекция невротической депрессии посредством РЭПТ
  • Рационально-эмотивная ролевая игра в работе с дисфункциональными убеждениями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь