Начнем с того, что рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) принадлежит к когнитивно-поведенческому направлению в психотерапии, а точнее является исторически первой его формой. Ее создатель, Альберт Эллис, используя цитату римского философа-стоика Эпиктета, характеризовал главную идею РЭПТ: «Людей расстраивают не события, а то, как они их воспринимают».
Примечание: РЭПТ также вобрал в себя идеи других психологических школ, ведь Альберт Эллис считается одним из основателей гуманистического направления, наряду с К.Роджерсом. Вот как Эллис говорил об этом:
Другими словами, основной принцип данного направления в том, что наши мысли являются главным фактором, оказывающим влияние на наше эмоциональное состояние и поведение. Проще говоря, не события или другие люди заставляют нас испытывать те или иные чувства, а наши мыслительные процессы определяют наше настроение и эмоциональные состояния.
Примечание: этот принцип находит отражение в работах отечественных психологов и физиологов: С.Л. Рубинштейн в методологических принципах деятельностного подхода указывал (1955): внешние причины действуют через посредство внутренних условий (которые сами формируются в результате внешних воздействий). И.П. Павлов описал тип высшей нервной деятельности, отвечающий за отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предшествующей «первой сигнальной системы», присущий только человеку, и назвал его «вторая сигнальная система (подразумевается способность человека к обобщению речью и мышлением информации получаемой из окружающей среды). Л.С. Выготский («Моцарт в психологии») в своих работах делал акцент на доминирующую роль мышления и речи в эмоциональной и поведенческой регуляции.
Второй, не менее важный для практики, принцип гласит, что причиной эмоциональных нарушений являются нарушения мыслительной деятельности. К ним относятся: сверхобобщение, преувеличение, упрощение, ошибочные выводы, нелогичные предположения, абсолютизация и т.д. А. Эллис использует термин «иррациональные верования» (Ив) для описания этих ошибок. Многие специалисты предпочитают заменять слово «верование» на «убеждение» во избежание неправильного толкования с религиозных позиций. Иррациональные убеждения (Иу) представляют собой так называемые "словесные инструкции", которые в детском возрасте нам предписывают родители и люди участвующие в воспитании, а затем мы сами начинаем "инструктировать" себя (этот переход от внешних речевых инструкций к внутренним Л.С. Выготский назвал интериоризацией). Они многочисленны, полиморфны и многогранны, но большинство из них можно отнести к одной из 4-х категорий:
Убеждения «долженствования». Выражаются в использовании слов «должен», «следует», «обязан», и отражают неадекватные требования к людям, ситуациям, к себе. Верования этой категории являются «ядерными», то есть они как бы ядро, на которое наслаиваются остальные группы. Выглядят так: Х не/должно случаться, происходить, существовать, быть.
«Катастрофизация» отражает склонность к преувеличению негативных последствий событий. Если Х все-таки произойдет (а оно не должно произойти, см. 1 пункт), то это будет ужасно. Здесь стоит отметить, что термин «ужасно», подразумевает «плохо» более чем на 100%.
Убеждения, связанные с низкой фрустрационной толерантностью, НФТ (низкой терпимостью к стрессу). Выражаются такие убеждения в потребностях, т.е. субъективных условиях для счастья (могут быть нереалистичными). Сами эти желания безвредны, но проблемы начинаются, когда эти желания перерастают в неадекватные требования (см. пункт 1). Если Х произойдет, то я не вынесу (не смогу пережить) последовавшего за этим стресса.
«Обесценивающие» убеждения. Здесь мы говорим об оценке ценности человека вообще (себя и других). Такое убеждение предполагает, что одни люди могут быть оценены хуже, чем другие, например, по какой-то одной характеристике, качеству. Если Х произойдет (или не произойдет), значит, я – никчемное, недостойное существо (чаще мы выражаемся менее лестно, например, я – идиот, неудачник, последний придурок) или окружающая действительность никуда не годиться (…жизнь дерьмо и т.д.).
Из второго принципа, вытекает следующий, третий, который говорит о том, что раз на наши эмоции и поведение основное влияние оказывают наши мысли, то чтобы изменить эмоции имеет смысл воздействовать на мысли.
Четвертый принцип РЭПТ утверждает, разнообразные факторы, включая влияние наследственности и окружающей среды, имеют значение в происхождении иррационального мышления. Вероятно, у всех народов есть склонность легко формировать иррациональные убеждения, о чем свидетельствует их широкая распространенность. Культурные особенности зачастую формируют только содержание этих убеждений.
Согласно еще одному, наиболее значимому для клиента, принципу РЭПТ, актуальные убеждения можно изменить, хоть это не всегда просто. Иррациональные убеждения, в виде словесных «инструкций», не лежат «на поверхности» и чаще всего не осознаются, но поддаются постепенному изменению посредством активного и настойчивого наблюдения за своим мышлением и самоанализа. Таким путем достигается снижение эмоционального стресса.
Итак, какую альтернативу когнитивным ошибкам, иррациональным убеждениям предлагает нам РЭПТ?
Как ни банально, это рациональное мышление и убеждения, в основе которых умеренность, относительность, гибкость в противопоставление иррациональным абсолютизму, догматизму, ригидности.
«Предпочтения».Я бы хотел, чтобы Х не/произошло, но это вовсе не значит, что так должно быть.
«Реалистичный прогноз».Если Х не/случится, то это будет действительно плохо, возможно, даже очень плохо, но это не конец света.
Убеждения, связанные с высокой фрустрационной толерантностью, ВФТ (высокой терпимостью к стрессу). Если Х не/случится, то это будет трудно вынести, но я смогу это сделать и в будущем смогу быть счастлив.
Убеждения «безусловного самопринятия». Если Х не/случится, то это не будет означать, что я – дурак, ничтожество и т.д. Я – человек, а людям свойственно ошибаться, совершенных людей не бывает.
Подводя итог, главной задачей РЭПТ является выявление и коррекция иррациональных убеждений. РЭПТ помогает их осмыслить, привести в соответствие с реальностью, ценностями человека, интересами его личности. А постепенное и настойчивое изменение центральных убеждений влечет за собой изменение эмоций и поведения. После чего перед человеком, необремененным тяжестью разрушительных эмоций и поведения, открываются новые пути совладания с жизненными трудностями.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.