|
Психологическая коррекция невротической депрессии посредством РЭПТАвтор статьи: Василькова Жанна Геннадьевна
Депрессия (от лат. deprimo – «давить», «подавить») – психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. Выделяют следующие возможные причины депрессии:
Выделяют следующие классификации депрессии: 1) По происхождению – эндогенная (биологические причины) и невротическая (внешние причины). 2) По проявлению – маскированная (соматизированная) депрессия, скрытая за соматическими симптомами, и классическая. 3) По течению – острая и хроническая. 4) По сочетанию с другими чувствами и эмоциями бывает депрессия с элементами тревоги / апатии / тоски / агрессии. 5) Отдельно выделяют вид реактивной депрессии как реакции на психотравму [5, 6, 12]. Разделение депрессии на основные типы по их симптоматике оказывается чрезвычайно важным не только в теоретическом, но и в практическом плане для выбора правильной тактики психотерапии и психокоррекции, установления диагноза, прогнозирования динамики депрессии. В рамках нашей работы остановимся на рассмотрении возможных проявлений невротической депрессии и возможностей ее психологической коррекции и психотерапии с помощью рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Одни авторы рассматривают невротическую депрессию как самостоятельную форму невроза или этап невротического развития (Н.Д. Лакосина и др.), другие – как депрессивную симптоматику невротического уровня, наблюдающуюся при неврозах и неврозоподобных состояниях (Ю.С. Савенко, Ю.Е. Рахальский, А.В. Смулевич), третьи выделяют депрессивный невроз, рассматриваемый как синоним невротической депрессии (О.Р. Читава, В.В. Комалев). Невротическая депрессия, как уже было отмечено ранее, вызвана внешними причинами (стрессом), однако имеет место благоприятная «почва» для ее формирования у ряда лиц. К преморбидным особенностям и качествам личности, предрасполагающим к развитию невротической депрессии, можно отнести повышенную тревожность, мнительность, гиперсоциальность, ригидность, бескомпромиссность, склонность к фиксации на негативном аффекте, слабый тип ВНД, аффективная насыщенность переживаний со стремлением тормозить внешние проявления эмоций и др. Как правило, предрасположенность к депрессии носит наследственный характер. Невротическая депрессия отличается тем, что человек всегда осознает ее наличие и критически относится к своему состоянию, при этом она не связана с каким-либо психотическим расстройством и не является эндогенной. Невротическая депрессия выступает в комплексе тревожно-депрессивного, ипохондрически-депрессивного, астенодепрессивного и фобически-депрессивного синдромов. Выделено два варианта травмирующих ситуаций, приводящих к депрессивной невротической симптоматике. При первом варианте «неудачна вся жизнь» (О.В. Кербиков), при этом во всех сферах деятельности такого человека складываются неблагоприятные взаимоотношения. При втором варианте клиент вынужден жить в ситуации эмоциональной изоляции (длительная разлука; отсутствие эмоционального контакта с близкими; взаимоотношения, которые надо скрывать; неудовлетворенность жизнью; «отсутствие эмоциональной отдушины» и т. п.). Иными словами, человек вынужден жить в такой обстановке, где нет стимулов для эмоционально положительных реакций. Изменить ситуацию такой клиент не может из-за личностных особенностей. Ситуация продолжается обычно долго и внешние проявления отрицательных эмоций подавляются. Однако эмоциональный разряд, как указывал П.К. Анохин, разрешается вначале по вегетативным путям, и у депрессивного клиента наблюдаются вегетативно-соматические расстройства. После этого этапа соматических нарушений начинает преобладать сниженное настроение, которое сами люди редко связывают с травмирующей ситуацией. При ухудшении состояния появляется повышенная слезливость, больные по любому поводу, а часто и без повода не могут удержать слезы [11]. Наиболее часто при невротической депрессии встречаются нарушения сна, аппетита и пищеварения. Могут иметь место различные дисфункции вегетативной нервной системы: нарушения сердечного ритма, одышка, сексуальные дисфункции, нарушения менструального цикла, потеря или увеличение массы тела, снижение тургора кожи, облысение, снижение или повышение температуры тела, диспепсические нарушения (тошнота, рвота, метеоризм), головокружения [7, 8, 10]. В данном случае можно говорить о маскированной (соматизированной) депрессии, когда депрессия скрывается за маской той или иной болезни. Соматизация депрессии встречается достаточно часто, и такие пациенты, как правило, вначале оказываются на приеме у терапевтов с жалобами на симптомы в разных органах (системах органов). При невротической депрессии, по мнению психоаналитиков, всегда имеет место внутриличностный конфликт, который может не осознаваться, частично или полностью осознаваться человеком. Выделяют два основных вида внутриличностных конфликтов: между «хочу и могу» и между «хочу и надо». В первом случае человек впадает в депрессию вследствие рассогласования своих желаний и возможностей, во втором – разворачивается борьба между желаниями индивида и общественными нормами, запрещающими или осуждающими реализацию его желаний [3]. Слабые, незрелые механизмы психологической защиты не позволяют человеку найти приемлемый выход из этих внутриличностных конфликтов, в результате чего напряжение нарастает и развивается невротическая депрессия. Теория выученной беспомощности М. Селигмана предлагает модель развития психогенной депрессии как реакции на травмирующие события и указывает на предрасполагающие к такой депрессии психологические факторы. М. Селигман уверял, что выученная беспомощность и депрессия сходны тем, что пациенты с депрессией, как и испытуемые с выученной беспомощностью, сдаются перед лицом обстоятельств. Они проявляют пассивность вместо инициативы. М. Селигман предположил, что больных депрессией и беспомощных испытуемых объединяет убеждённость в безрезультатности собственных действий. Для депрессии также характерно чувство беспомощности, порождающее убеждение в том, что человек является жертвой обстоятельств. Когнитивный подход рассматривает невротическую депрессию как результат научения неэффективным убеждениям и паттернам поведения. Так, А. Эллис отмечает, что в процессе жизни мы приобретаем убеждения в отношении себя, других людей и жизни (мира). Если эти убеждения не соответствуют объективной действительности, если они нелогичные, неполезные, ригидные и догматичные («абсолютистские»), то они не меняются в зависимости от смены жизненных обстоятельств, не помогают продуктивно разрешать жизненные трудности и вызывают дезадаптивные, разрушительны эмоции и поведение. Именно такие иррациональные убеждения распространены у депрессивных клиентов [13]. Своевременная диагностика, психологическая коррекция и психотерапия помогут устранить причину и нивелировать симптомы невротической депрессии.
Использование рационально-эмоциональной поведенческой терапии для коррекции невротической депрессии
Как правило, невротическая депрессия является следствием сформированных неэффективных убеждений человека относительно того, каким он должен быть, что должны делать и какими быть окружающие люди, какой должна быть жизнь и мир вокруг него. Когда мы сами, окружающие нас люди или жизнь не соответствуют нашим ожиданиям, то мы становимся жертвами этих самых неоправданных ожиданий, и как следствие, жертвами депрессии. Автор рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии (далее РЭПТ) А.Эллис разработал целую программу для преодоления таких разрушительных убеждений и замены их на более эффективные [13]. РЭПТ предполагает, что заметный вклад в развитие психологических расстройств вносит биологическая тенденция людей мыслить иррационально и дисфункционально. Гипотеза о том, что иррациональное и дисфункциональное мышление в значительной степени предопределяется биологическими факторами, основывается на той легкости, с которой люди начинают превратно воспринимать действительность и на преобладании подобного мышления даже среди людей, которые воспитывались «рационально». Даже если бы человек воспитывался самым рациональным образом, практически все зачастую иррационально изменяли бы свои индивидуальные и социальные предпочтения на абсолютистские требования в себе, другим людям и миру вокруг них. Ниже приводятся доказательства в пользу гипотезы РЭПТ о биологической основе человеческой иррациональности.
Далее приведены наиболее распространенные иррациональные убеждения, провоцирующие развитие внутриличностного конфликта и, как следствие, невротической депрессии.
РЭПТ считает, что людям свойственна еще одна – конструктивная – биологическая тенденция, а именно тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий. Так, люди обладают способностью понимать, что их психологические проблемы идут от иррациональных идей, которые они привносят в ситуацию, способностью осознавать, что они могут изменить свое мышление, и, самое главное, способностью активно и долго работать над изменением этого мышления и поведения, применяя когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы. Утверждая, что людям свойственна сильная биологическая тенденция мыслить дисфункционально, РЭПТ в тоже время считает, что они ни в коем случае не являются рабами этой тенденции и могут выходить из-под ее влияния. Представление РЭПТ о происхождении стресса начинается с того, что люди пытаются достичь своих целей в некоторой среде и взаимодействуют с рядом активирующих событий, или активаторов («А» activating experience), которые могут способствовать достижению этих целей или блокировать его. «А», с которыми сталкиваются люди, - это обычно события настоящего времени или текущего момента или их собственные чувства, мысли, поведение в связи с данными событиями; однако они могут заключаться в воспоминаниях или мыслях о прошлом опыте. Людям свойственно выискивать и реагировать на подобные «А» в силу биологической и генетической предрасположенности, конституциональной истории, предшествующего межличностного и социального опыта и обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек. Существует также переменные «В» (мысли, убеждения по поводу «А») и «С» (следствия в виде эмоций и поведения). «А» фактически никогда не находятся в чистом или монолитном состоянии, они почти всегда или взаимодействуют с «В» и «С», или частично включают их в себя. Люди привносят в «А» себя (свои мысли, цели, желания и физиологические предрасположенности). Согласно теории РЭПТ, у людей есть неисчислимое множество взглядов («В» beliefs) – когниций, мыслей или идей – по поводу активирующих событий («А»), и эти «В» непременно оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие следствия («С» consequences). Хотя очень часто кажется, что «А» напрямую «вызывают» «С» или играют в них важную роль, это представление редко является верным, потому что обычно «В» служат главным медиатором между «А» и «С» и потому более непосредственным образом «вызывают» или «определяют» «С». Люди привносят в «А» многое из своих взглядов, предубежденно воспринимают «А» в свете искаженных Верований, а также в свете их эмоциональных Следствий («С»). Следовательно, люди практически никогда не испытывают «А» без «В» и «С», но они также редко испытывают «В» и «С» в отсутствие «А». «В» принимает множество различных форм, потому что существует множество видов когниций. В РЭПТ, однако, нас интересуют главным образом рациональные взгляды, которые, как мы предполагаем, ведут к продуктивному поведению, и иррациональные взгляды, ведущие, согласно нашей теории, к саморазрушительному поведению. Основные виды «В»: безоценочное наблюдение; безоценочное заключение; позитивные оценки-предпочтения; позитивные оценки-долженствования; негативные оценки-предпочтения; негативные оценки-долженствования. Следствия («С») активирующих событий («А») и взгляды («В») на «А». «С» всегда порождаются взаимодействием «А» и «В». «С» всегда находиться под значительным влиянием «А», хотя и не вызывается им напрямую, потому что люди, естественно, в той или иной мере реагируют на стимулы окружающей их среды. Более того, когда «А» очень сильно, его воздействие на «С» весьма существенно. Когда «С» представляет собой невротическую депрессию, «В» обычно является главной или самой непосредственной причиной «С». Однако иногда эмоциональные нарушения, подобные депрессии, могут происходить от сильных «А», например, от стихийных бедствий, таких как наводнение. Депрессия может быть и следствием соматических факторов, которые не зависят от «С» и все же фактически могут их обусловливать. Когда «С» были вызваны или в значительной степени определены сильными и необычными «А» или физиологическими факторами, они также сопровождаются проявлением соответствующих «В». «С» обычно включают в себя чувства и поведение, но может включать мысли. «С», которые обуславливают «А» и «В», почти никогда не бывают чистыми или монолитными, они частично включают «А» и «В», неизбежно взаимодействуют с ними. Так, если «А» - какое-то неприятное событие и «В» - рациональная или иррациональная идея, то «С», скорее всего, будет в первом случае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, во втором – нездоровое эмоциональное состояние депрессии. «А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. После определения у себя компонентов «А», «В», «С», следует заняться Оспариванием (D - disputing) иррациональных Убеждений (B); в результате человек вырабатывает для себя Новую Эффективную Философию (E- Effective New Philosophy), то есть систему здоровых Убеждений. Вот примеры таких Убеждений (В): "Я предпочел бы преуспевать и быть любимым, но я этого не должен!"- или: "Мне бы очень хотелось, чтобы окружающие были внимательны и заботливы по отношению ко мне, но они вовсе не обязаны быть такими!"- или: "Мне бы хотелось жить в покое и довольстве, но это не является для меня самым необходимым!" Для работы над собственными убеждениями клиентам рекомендуется использовать следующие таблицы в той последовательности, в которой они представлены. Для начала необходимо выявить наиболее актуальные события жизни клиента, которые привели его к депрессии. Таблица 1
Как уже было сказано выше, зачастую не сами по себе события «А» вызывают проявления депрессии «С», а именно восприятие данных событий, то, что человек сам себе говорит по поводу этих событий («В»). Затем клиенту предлагается переписать все те «А» и «С», которые ими уже были выявлены, и отражены в таблице № 1, в новую таблицу № 2, где можно попробовать самостоятельно или с помощью психолога определить «В» в каждом конкретном случае. После того, как прояснилась схема А-В-С в каждом примере, клиент получает представление о том, какие убеждения («должен», «обязан», «надо») подтолкнули его на разрушительные эмоции (в данном случае – депрессию) и поведение (упущенные возможности, нарушенный сон, ошибки, перфекционизм, бегство от ответственности и т.д.). Далее клиенту предлагается «поговорить» с собственными убеждениями и определить насколько они: а) верны? б) логичны? в) полезны? Это делается с помощью вопросов, представленных после таблицы № 2. Если убеждение логично, полезно и достоверно, то оно не является иррациональным, и не будет приводить само по себе к разрушительному «С». Если же убеждение оказалось неверным и/или вредным и/или нелогичным, то оно является иррациональным и требует дальнейшего анализа [13].
Таблица 2
Работа с иррациональными мыслями и тактики опровержения Вопросы, которые необходимо задать по поводу выявленного разрушительного убеждения:
Что в ней иррационально? Что её делает иррациональной? Аргументы против иррациональности мысли. Какую выгоду я получаю от этой иррациональной мысли? При анализе убеждения можно задавать себе подобного рода вопросы:
подтвердить? Чем опровергнуть?
- иррациональных мыслей; - рациональных мыслей.
неопровержимых фактах?
Когда Вы это чувствуете, что Вы при этом думаете? Если Вы так думаете, то как Вы поступаете? Опровержение иррациональных убеждений Выявление алогичности, нереалистичности установок: предлагается предоставить доказательства их права на существование, обосновать их смысл:
Побуждение оценить правомерность своих опасений, направленных в будущее, осознать их истинный смысл, понять реальный масштаб таких переживаний (установки на катастрофизацию, ужасные последствия):
Сталкивание с гедонистическими установками (обязательно реализовать свои желания): «Я должен иметь…»:
Когда иррациональные убеждения клиента «потерпели крах» и человек сам в них разочаровался, осознал их нелогичность / неверность / вредность, на смену им нужно теперь сформировать новые эффективные убеждения и записать их в пятую колонку (Е). Рациональные эффективные убеждения (Е) не содержат долженствования и являются предпочтительными. Их необходимо формулировать следующим образом:
Для выражения чувств:
А.Эллис выделил эффективные, рациональные установки, помогающие снизить невротическую депрессию:
Клиентам рекомендуется вышеперечисленные эффективные убеждения повесить на видное место в комнате и периодически повторять их про себя. Иррациональные мысли периодически «всплывают» и могут вызывать депрессию и другие разрушительные состояния, эмоции, чувства, так как личность и жизнь не отличаются постоянством. Используя РЭПТ, можно периодически проводить ревизию убеждений в голове клиентов и «наводить там порядок» в качестве профилактики возникновения невротической депрессии. Кроме того, психологу желательно также периодически работать над собственными иррациональными убеждениями по мере их возникновения. Такого рода самосупервизия является важным шагом на пути профессионального развития психолога.
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|