Избыточно-негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, как казалось бы, а в следствие их негативной интерпретации. Склонность негативно интерпретировать события люди приобретают в детстве или научаются этому в течение жизни. Такие иррациональные убеждения приводит к сильным отрицательным (избыточно-негативным) эмоциям, которые затрагивают глубинную структуру личности. Человек начинает испытывать гнев, чувство вины, повышается уровень тревоги, и как следствие, развиваются депрессии и неврозы.
Также иррациональные убеждения препятствуют решению задач и достижению цели. Возможно непродуктивное поведения (ограничительное поведение, снижение социальной активности, откладывание дел на потом, алкоголизм, злоупотребление лекарствами,. Ипохондрия и уход в болезнь.)
Важно определить какие убеждения (установки) являются рациональными, а какие иррациональными.
Методика диагностики наличия и выраженности иррациональных установок Альберта Эллиса позволяет определить эти иррациональные убеждения.
В.тесте..50..вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы основные и соответствуют 4 группамиррациональных установок мышления, выделенным автором:
«катастрофизация»,
«долженствование в отношении себя»,
«долженствование в отношении других»,
«оценочная установка».
Инструкция.
Оцените каждое из утверждений, поставив выбранную букву напротив вопроса, соответствующих вашему отношению к утверждению:
А – полностью согласен; В — не уверен С – полностью не согласен. Вопросы теста:
Вопросы теста:
Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно.
Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе: «Мне не следовало этого делать».
Люди, несомненно, должны жить по законам.
Не существует ничего такого, чего я «не выношу».
Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности.
Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны.
В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным.
Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне.
Существуют вещи, которые я не могу вынести.
Мое чувство «собственной ценности» не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе.
Некоторые дети ведут себя действительно ужасно.
Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в моей жизни.
Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний.
Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации.
Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на «хороших» и «плохих».
Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи.
В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать.
Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности.
Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе.
Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется.
Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю.
Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого, во что бы то ни стало.
Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах.
Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса.
Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя.
Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем.
Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо.
В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате.
Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи.
Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим, - плохой человек.
Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице.
Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни.
Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу.
Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми.
От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя), зависит, как я оцениваю самого себя.
Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах.
Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые я продолжаю делать.
Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется.
Это совершенно невыносимо, когда все идет не так, как мне хочется.
Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в школе или же по своим социальным достижениям.
Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе.
Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле.
Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать.
Иногда (на работе или в школе) люди совершают поступки, которых я совершенно не выношу.
Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается.
Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными.
Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе.
Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают.
Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю относиться к ним с пониманием и принятием.
Важно учить детей тому, чтобы они были «хорошими мальчиками» и «хорошими девочками»: прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей.
Ключ стресс теста Эллиса
Ключ к тесту А.Эллиса.
Проставляем за каждый ответ баллы
А - 1 балл, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 3 балла В - 2 балла С - 3 балла кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 1 балл
Обработка результатов методики Эллиса.
Далее, суммируем ответы по каждой шкале:
Катастрофизация 1,6,11,16,21,26,31,36,41,46 Должествование в отношении себя 2,7,12,717,22,27,32,37,42,47 Должествование в отношении других 3,8,13,18,23,28,33,38,43,48 Самооценка и рациональность мышления 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50 Фрустрационная толерантность 4,9,14,49,24,49,34,39,44,49
Интерпретация, расшифровка к тесту Эллиса.
Шкала "катастрофизации" отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном. Показатели шкал "долженствования в отношении себя" и "долженствования в отношении других" указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим. "Оценочная установка" показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом. Другие две шкалы - оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости) и общая оценка степени рациональности мышления.
Расшифровка полученных результатов: Менее 15 баллов - Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам. От 15 до 22 - Наличие иррациональной установки. Средняя вероятность возникновения и развития стресса. Более - 22 Иррациональные установки отсутствуют.
С уважением, клинический психолог, гипнотерапевт Лидия Шумина
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.