От автора: Не воспринимайте все слишком буквально. Я много преувеличиваю для большей наглядности примеров.
Этот вопрос, а точнее его вариацию – «откуда это у меня?», задают мне люди, когда осознают убеждения, которые приносили им столько страдания всю их жизнь.
Я сознательно оставляю в стороне тот факт, что огромную роль в формировании личности и убеждений играет родительское воспитание, нормы привитые обществом сверстников и различные психотравмирующие ситуации, потому что с этим все ясно. Если нет, то напишу потом.
А тут хотелось бы сосредоточиться на менее явных источниках иррациональности в нашей жизни. А именно в средствах массовой информации. СМИ очень сильно влияют на наши умы, взгляды, убеждения. А делают это они условно двумя способами: скрыто и явно.
И раз мы говорим о детях, то одним вечером мне удалось посмотреть мультфильм "Сезон охоты 3". В первых же 15 минутах я заметил примеры обоих способов.
Сначала немного сюжета для тех кто не смотрел. Без спойлеров. Мультфильм начинается с того, что главный герой - медведь-гризли по имени Буг – просыпается от спячки и собирается в поход.
Он зовет с собой многих других обитателей леса, но те стыдливо отмазываются, находя глупые отговорки. Даже его лучший друг, «родственная душа», олень, «динамит» нашего медведя. Тут отдельная история, когда олень, зная о том, что не сможет пойти за несколько недель до похода, не предупредил своего друга об этом, что случается уже не первый раз.
В итоге медведь в полной мере чувствует свое одиночество, но справляется с этим, обращаясь к своему давнему другу - игрушечному плюшевому медведю, Мистеру Динкельману, с которым, вопреки всему, решает отправиться в поход. Там, конечно, его постигает неудача. И он с еще большей силой ощущает это одиночество.
Как он решает справиться с этими чувствами? Конечно! И тут мы встречаем первый способ влияния СМИ на убеждения - скрытый.
Он идет в ближайший город и до отвала наедается сладостей. Ничего не напоминает? Именно! «Заедание» негативных эмоций. А происходит это под воздействием такого убеждения: «мне слишком плохо, эти эмоции невыносимы, я сам не справлюсь, мне нужен транквилизатор». Оно еще больше усиливает одиночество и способствует тревожности и избеганию этих переживаний. А избегаем мы где? Да, в сладостях. В сладостях как таковых нет ничего плохого. Весь вред в убеждении, что без них или другой «анестезии» не справиться. А это прямой путь к расстройствам пищевого поведения и зависимостям.
Идем дальше.
Сидя с пузом полным шоколадных батончиков, наш друг-медведь видит объявление о гастролирующем цирке медведей-акробатов. Аллилуя! Он не долго думая решает утолить свое одиночество. Там Буг встречает циркового медведя, который, напротив, мечтает оказаться на воле в одиночестве, и его "друга", ламу с признаками зависимого расстройства личности, который постоянно попадает в передряги из-за него и подвергается абьюзу с его стороны. Но не может расстаться с ним, потому что не умеет быть один, до жути боится не справиться с тяготами жизни.
И теперь нас интересует эта лама. Слушая печальный рассказ нашего главного героя, он завывает: "Ты наверное, так одинок. Глубоко одинокий медведь. Как это грустно...я обещал больше не плакать..." И тут цирковой медведь с некоторой долей сарказма добавляет: "Да, да, это ужасно!".
Тут мы явно получаем убеждение: "быть одиноким ужасно"!
Забавно то, что лама следуя этому убеждению, как я писал выше, находится в зависимых отношениях с неценящим его медведем-абьюзером. Получается, что он и "помог" ламе сформировать это убеждение, чтобы у него был "верный друг" под рукой, но это отдельная тема. Это же убеждение приведет человека к социальной тревожности, безинициативности, склонности к деструктивным зависимым отношениям и многому другому.
Примерно таким образом скрыто или явно культура, в том числе через СМИ, влияет на формирование нашей личности. Еще раз хочу напомнить, что я сознательно преувеличил значимость этих коротких моментов, чтобы они были более наглядными.
На самом деле, одного мультфильма, который, я уверен, реабилитируется с развитием сюжета, недостаточно, чтобы сформировать у ребенка стойкие убеждения и последующие проблемы.
Буду рад фидбеку (обратной связи) в комментариях.