|
Как Оспаривать Свои Вредные Убеждения: РЭПТ-шпаргалкаАвтор статьи: Макс Ильин
Сегодня у нас - долгожданное: практический инструмент для переработки вредных иррациональных верований в здоровые, полезные и рациональные. Как известно, в Когнитивно-Поведенческой Терапии распространена практика Диспута, Оспаривания выявленных иррациональных убеждений - "разрушение" их с помощью аргументов. Виды аргументации - обычно следующие: 1) Эмпирическая. Пропускаем некую идею (или целый комплекс идей) через фильтр - А это правда? А где доказательства? А если это не правда - то что тогда правда? А это чем докажешь? И так далее. 2) Прагматическая. В это верить, так думать - полезно, помогает по жизни? Или наоборот, мешает и ограничивает? В школе РЭПТ также принято использовать: 3) Логическая. С какой стати это утверждение заслуживает доверия? Оно вообще разумно, следует принципам логики? Какие связи? Как показывает практика: извлекаемые из "фона", подразумеваемые убеждения - иррациональные до такой степени, что человеку не нужно обладать знаниями в формальной логике для их опровержения; эти верования не проходят даже фильтр обычного здравого смысла, которым в норме располагает ребёнок старше 10 лет :) В своей практике, позволяю себе также - в самом конце - ещё один "Фильтр Аргументации: 4) "Романтическая". То, что я чувствую, думая и веря в это - сильно приятно, мне нравится, хочется таких эмоций ещё? Это вводится по той причине, что интеллектуальное, "сугубо сознательное" понимание ошибочности и необоснованности убеждения - элемент необходимый, но недостаточный, чтобы его окончательно отбросить. Также - нужно его "расчувствовать", эмоционально отвязаться. * * * Теперь - собственно "шедевр мысли": Сравнительная Таблица Признаков Верований. Можете себе скачать и распечатать, да повесить на видном месте (в машине на лобовом стекле, да :)); как правило, до конца списка "прогонять" то или иное представление нет нужды: оно разваливается ещё до половины. Как анализировать: прежде всего, определив убеждение (с помощью АВС-модели) - часто предлагается "перевернуть" его. Принцип в целом-то верный, только необходимо быть внимательным к параметрам переворачивания. Необходим "переворот" такого рода, чтобы иррациональное стало рациональным. Например: Если прежде было "Все мужики - козлы и подонки", то "тупой переворот" превращает его в "Все мужики - зайки и молодцы :)"; что в целом может быть и приятнее, но также иррационально. Критерии по пунктам: Примечания: это - только общие рамки содержания понятий, входящих в критерий. Как правило - они "переплетены" в клубок и могут друг друга замещать и усилять. 1. Абсолютные: Всегда, Вечно, Все, Постоянно; Никогда, Никто, Нигде, и так далее. Относительные: Иногда, Время от времени, Некоторые, Часто, Бывает и т.д. 2. Безусловные: Должен; Нужно; Надо; Обязательно. Обусловленные: Хотелось бы; Желательно; Предпочтительно. 3. Экстремальные: Ужасно; Чудовищно; Идеально; Совершенно. Умеренные: Неприятно; Дискомфортно; Очень Хорошо; Здорово. 4. Ригидные: Абсолютно Точно; Несомненно; Только так и т.п. Гибкие: Скорее так; Больше Похоже на; Кажется, что... и т.п. 5. Ограничивающие: Нельзя; Невозможно; Без вариантов; Вынужден и т.д. :) "Освобождающие": Возможно; Вероятно; Как вариант; Больше склонен и т.д. 6. Обесценивающие: Ужасный; Отвратительный; Невыносимый; Ненужный Принимающие: Нежелательный; Неприятный; Терпимый; Несовершенный 7. Расстраивающие: Эмоции, вызываемые этим верованием - деструктивные, слишком тяжёлые, "засасывающие", нежелательные и нездоровые Поддерживающие: Эмоции - конструктивные, придают мотивации и сил, терпимые, приемлемые, здоровые... 8. Бездоказательные: Я не видел, но мне бабка сказала :) В общем, по принципу "доказать не могу, но мне так нравится/кажется". Обоснованные: Есть некоторые основания так считать, достаточно веские и доступные для проверки 9. Нелогичные: Из А логически не выводится Б; например, то, что мне всегда нравятся длиноногие брюнетки - не означает, что я им всегда (Абсолютизм) должен (Безусловность) нравится (также, как и "не нравится"). Логичные: например - если последние пять раз я получал оценки ниже 3 за экзамен, не готовясь (Условие) - то скорее всего (Умеренность), я получу "неуд" и в этот раз, так как опять не готовился (Обоснованность). * * * Изложенное, бывает, кажется слишком "сложным" и "долгим" для кого-то... То есть, по 5 лет психоанализом заниматься и копаться в детских воспоминаниях - это проще, чем 15 минут в день поработать со своим непроизвольным мышлением, предполагается :) В общем, "заклинаю" клиентов - и буду заклинать вас: практикуйтесь, и будет результат. Спасибо всем за внимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|