Как Оспаривать Свои Вредные Убеждения: РЭПТ-шпаргалка

Автор статьи: Макс Ильин

Сегодня у нас - долгожданное: практический инструмент для переработки вредных иррациональных верований в здоровые, полезные и рациональные.

Как известно, в Когнитивно-Поведенческой Терапии распространена практика Диспута, Оспаривания выявленных иррациональных убеждений - "разрушение" их с помощью аргументов.

Виды аргументации - обычно следующие:

1) Эмпирическая. Пропускаем некую идею (или целый комплекс идей) через фильтр - А это правда? А где доказательства? А если это не правда - то что тогда правда? А это чем докажешь? И так далее.

2) Прагматическая. В это верить, так думать - полезно, помогает по жизни? Или наоборот, мешает и ограничивает? 

В школе РЭПТ также принято использовать:

3) Логическая. С какой стати это утверждение заслуживает доверия? Оно вообще разумно, следует принципам логики? Какие связи? Как показывает практика: извлекаемые из "фона", подразумеваемые убеждения - иррациональные до такой степени, что человеку не нужно обладать знаниями в формальной логике для их опровержения; эти верования не проходят даже фильтр обычного здравого смысла, которым в норме располагает ребёнок старше 10 лет :)

В своей практике, позволяю себе также - в самом конце - ещё один "Фильтр Аргументации:

4) "Романтическая". То, что я чувствую, думая и веря в это - сильно приятно, мне нравится, хочется таких эмоций ещё? Это вводится по той причине, что интеллектуальное, "сугубо сознательное" понимание ошибочности и необоснованности убеждения - элемент необходимый, но недостаточный, чтобы его окончательно отбросить. Также - нужно его "расчувствовать", эмоционально отвязаться.

* * *

Теперь - собственно "шедевр мысли": Сравнительная Таблица Признаков Верований. Можете себе скачать и распечатать, да повесить на видном месте (в машине на лобовом стекле, да :)); как правило, до конца списка "прогонять" то или иное представление нет нужды: оно разваливается ещё до половины.

Как Оспаривать Свои Вредные Убеждения РЭПТ шпаргалка

Как анализировать: прежде всего, определив убеждение (с помощью АВС-модели) - часто предлагается "перевернуть" его. Принцип в целом-то верный, только необходимо быть внимательным к параметрам переворачивания. Необходим "переворот" такого рода, чтобы иррациональное стало рациональным.

Например: Если прежде было "Все мужики - козлы и подонки", то "тупой переворот" превращает его в "Все мужики - зайки и молодцы :)"; что в целом может быть и приятнее, но также иррационально.

Критерии по пунктам:

Примечания: это - только общие рамки содержания понятий, входящих в критерий. Как правило - они "переплетены" в клубок и могут друг друга замещать и усилять.

1. Абсолютные: Всегда, Вечно, Все, Постоянно; Никогда, Никто, Нигде, и так далее.

Относительные: Иногда, Время от времени, Некоторые, Часто, Бывает и т.д.

2. Безусловные: Должен; Нужно; Надо; Обязательно.

Обусловленные: Хотелось бы; Желательно; Предпочтительно.

3. Экстремальные: Ужасно; Чудовищно; Идеально; Совершенно.

Умеренные: Неприятно; Дискомфортно; Очень Хорошо; Здорово.

4. Ригидные: Абсолютно Точно; Несомненно; Только так и т.п.

Гибкие: Скорее так; Больше Похоже на; Кажется, что... и т.п.

5. Ограничивающие: Нельзя; Невозможно; Без вариантов; Вынужден и т.д. :)

"Освобождающие": Возможно; Вероятно; Как вариант; Больше склонен и т.д.

6. Обесценивающие: Ужасный; Отвратительный; Невыносимый; Ненужный

Принимающие: Нежелательный; Неприятный; Терпимый; Несовершенный

7. Расстраивающие: Эмоции, вызываемые этим верованием - деструктивные, слишком тяжёлые, "засасывающие", нежелательные и нездоровые

Поддерживающие: Эмоции - конструктивные, придают мотивации и сил, терпимые, приемлемые, здоровые...

8. Бездоказательные: Я не видел, но мне бабка сказала :) В общем, по принципу "доказать не могу, но мне так нравится/кажется".

Обоснованные: Есть некоторые основания так считать, достаточно веские и доступные для проверки

9. Нелогичные: Из А логически не выводится Б; например, то, что мне всегда нравятся длиноногие брюнетки - не означает, что я им всегда (Абсолютизм) должен (Безусловность) нравится (также, как и "не нравится").

Логичные: например - если последние пять раз я получал оценки ниже 3 за экзамен, не готовясь (Условие) - то скорее всего (Умеренность), я получу "неуд" и в этот раз, так как опять не готовился (Обоснованность).

* * *

Изложенное, бывает, кажется слишком "сложным" и "долгим" для кого-то... То есть, по 5 лет психоанализом заниматься и копаться в детских воспоминаниях - это проще, чем 15 минут в день поработать со своим непроизвольным мышлением, предполагается :) 

В общем, "заклинаю" клиентов - и буду заклинать вас: практикуйтесь, и будет результат. Спасибо всем за внимание.



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • В поисках «Папы», или почему девушкам "до..." так интересны мужчины "за..."
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь