|
Отличительные черты РЭПТ (для специалистов в КПТ)Автор статьи: Макс Ильин
РЭПТ - Рационально-Эмоционально-Поведенческая Терапия, основанная Альбертом Эллисом в середине 50-х годов XX века. С тех пор - значительно обогатилась, развивалась, но не прекращает быть актуальной и сей день. Из самых значительных "выживших" авторитетов - доктор Уинди Драйден, из Британии. Это для общего представления. Так как часто ссылаюсь на этот подход, на идеи и книги А. Эллиса, и вообще практически постоянно в сей "модальности" работаю - решил изложить основные отличительные характеристики РЭПТ. Прежде всего - от других когнитивно-поведенческих школ, их часто "смешивают". * * * Теоретические Отличия. Итак, РЭПТ... 1. ... признаёт и поддерживает постмодернистский релятивизм. Это - философская антитеза ригидным догмам и абсолютным истинам; таких вещей не существует, нет никакого абсолютно верного и универсального пути понимания окружающей реальности. 2. Уникальная позиция относительно человеческой природы. Конкретно: - Человек обладает большей свободой, чем ему, возможно, "кажется"; его жизнь не детерминирована (навеки предопределена) его детством, культурой, прошлым и т.п. - Обладает способностью и к рациональности, и к иррациональности. Разница - быть рациональным несколько труднее :) - Человек - это, очевидно, целостность, которая МОЖЕТ быть разделена на части; но лучшее понимание даёт целостный и интегральный подход, с как можно большего количества перспектив. - Люди способны меняться, и даже больше - НЕПРЕМЕННО МЕНЯЮТСЯ со временем. Это факт; "эволюционируй или умри" :) - Поведение человека гораздо больше определяется субъективными (внутренними) факторами, чем внешними. - Люди скорее проактивны, чем реактивны. То есть, "генерируют" свою деятельность и поступки изнутри чаще, чем просто "реагируют на стимулы". - Полностью человеческую природу познать, скорее всего, невозможно. По крайней мере - "раз и навсегда", как и всё в живой природе, человек эволюционирует безостановочно. 3. АВС-Модель в РЭПТ - отличается от подобных в "стандартной" когнитивной и/или поведенческой терапии. Базовые отличия: - "А" в РЭПТ - это не сам факт или событие, а в большей степени суждение о нём, интерпретация данного события. - С - Последствия, проявленные во всех модальностях (не только эмоции/действия): когнитивной, аффективной, соматической и поведенческой; важно увидеть как можно более полную картину. - Важность ситуативного контекста для полноты анализа АВС. 4. Ригидные Верования-Представления-Убеждения (т.е. негибкие связи между единицами психики-среды) - лежат в базе всех не-органических расстройств психики. 5. Гибкость и эластичность этих связей - критерий психического здоровья. 6. Положение о том, что экстремальные верования (катастрофичные, не допускающие дистресса, обесценивающие) - являются производными от более глубоких ригидных. 7. Соответственно - положение о том, что адаптивные верования (нормализующие, допускающие и принимающие) являются производными от более глубоких эластичных/гибких верований. 8. ... Различает здоровые и невротические негативные эмоции. Скажем, чувство вины - невротично; сожаление - здорово. 9. ... Даёт доступное объяснение неадекватным и искажённым суждениям ("когнитивным искажениям"); т.е. они таковы всё из-за тех же иррациональных верований. 10. Уникальная позиция насчёт достоинства и "самооценки" человека. РЭПТ пропагандирует Безусловное Самопринятие. 11. ... Различает эгоические и дистрессовые расстройства. Впрочем, они очень часто пересекаются. 12. ... Разделяет потребностно-информативную теорию эмоций. Кратко - эта теория говорит, что эмоции - это сигналы о различии в "Ожидания/Реальность". 13. ... Имеет решительный фокус на "мета-неврозе". Например, "вторичные" стыд и вина за собственный нездоровый гнев. 14. ... Предполагает, что биологический фундамент для иррациональности человека более значим, чем социо-культурное научение. 15. ... Поощряет позицию так называемого "свободного конструктивизма". То есть - даже несмотря на "инерцию" со стороны природы/культуры, человек может "против шерсти" избрать и создать систему гибких рациональных представлений и со временем утвердиться в них, действуя согласно им. 16. ... Имеет ясное и прозрачное представление о том, что составляет хорошее психическое здоровье. В фундаменте которого - гибкость, принятие и допустимость (толерантность). 17. ... Полагает ведущую роль когнитивной функции - относительно аффективной и гормональной. То есть, всегда сначала происходит когнитивная оценка/суждение - и на этом основании уже происходят эмоции и т.п. Даже гормоны - они делают более предрасположенным к "невротизации", раздражению, депрессии... Но не решают на 100%. Отдельный вопрос - осознаваемость/неосознаваемость этой когнитивной оценки. * * * Практические Отличия. В практике - РЭПТ: 1. ... Полагает, что грамотные терапевтические взаимоотношения - это необходимое условие для успешной терапии, но недостаточное и само по себе не исцеляющее. РЭПТ полностью инкорпорирует Теорию Рабочего Альянса (Е. Борден). 2. ... Предлагает гибкий подход к формулированию и структурированию проблем. В РЭПТ разработана детальная система формулирования терапевтических задач - но также допускается, что возможна эффективная терапия и без этого формулирования; чаще всего, наиболее полная концептуализация происходит в течение хода терапии. 3. ... Решительный акцент на психологическом образовании клиентов терапии. В РЭПТ считается, что клиент не то что может помочь себе сам - это единственный способ, который реально работает. 4. ... Предлагает предпочтительный порядок "лечения". Порядок следующий: 1) Проблема, расстройство, беспокойство 2) Неудовлетворённость 3) Развитие. 5. ... Поддерживает максимально ранний фокус на иррациональных верованиях и их коррекции. 6. ... Предлагает не просто оспаривание иррациональных верований; но также активное и креативное создание новых, рациональных и гибких; и также "создание" путей по их укреплению и развитию. 7. Как и прочие КПТ-школы - использует эмпирическую и прагматическую аргументации в работе с убеждениями; но также - активно применяет рационально-логическую (формальная логика). 8. ... Предполагает использование вариативных техник, стилей и методов терапии (Селективный Эклектизм). 9. ... Принцип "A.S.A.P" (Как только так сразу; при первой возможности) . РЭПТ "отговаривает" от чрезмерной постепенности. Если "прогрессировать очень не спеша" - это поддерживает убеждения клиента насчёт недопустимости дискомфорта. 10. ... Разделяет реалистичные взгляды насчёт изменений и развития. Сознательные изменения - это достаточно тяжёлая и продолжительная работа, к которой нужно подходить энергично и систематично. Также, это подразумевает, что терапевт будет максимально "агрессивным" в процессе терапии - в той степени, которая не угрожает терапевтическому альянсу. 11. ... акцентирует, что всегда, когда это возможно - следует "целиться" в изменение клиентом его фундаментальной философии жизни. Словами Эллиса - "необходим основательный философский переворот" в менталитете для самых надёжных и широких результатов. 12. ... Признаёт, что иногда клиент не может или не желает изменять свои Иррациональные Верования (по крайней мере - "здесь-и-сейчас"). В таком случае, рекомендуется некоторое "компромиссное" решение - например, изменение "младших" верований. 13. ... настаивает, чтобы терапевт внимательно разбирался с возражениям, сомнениями, предубеждениями клиента насчёт собственно РЭПТ. 14. ... Рекомендует принцип эффективности: стремиться к реальным изменениям за максимально краткое возможное время. 15. ... "Разрешает" широкое использование любых - даже иррациональных "шаманских" - техник из различных источников, если они теоретически и практически соотносятся с конечной целью РЭПТ (изменение когнитивного стиля и системы верований). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|