Отличительные черты РЭПТ (для специалистов в КПТ)

Автор статьи: Макс Ильин

РЭПТ - Рационально-Эмоционально-Поведенческая Терапия, основанная Альбертом Эллисом в середине 50-х годов XX века. С тех пор - значительно обогатилась, развивалась, но не прекращает быть актуальной и сей день. Из самых значительных "выживших" авторитетов - доктор Уинди Драйден, из Британии.

Это для общего представления. Так как часто ссылаюсь на этот подход, на идеи и книги А. Эллиса, и вообще практически постоянно в сей "модальности" работаю - решил изложить основные отличительные характеристики РЭПТ. Прежде всего - от других когнитивно-поведенческих школ, их часто "смешивают".

* * *

Теоретические Отличия.

Итак, РЭПТ...

1. ... признаёт и поддерживает постмодернистский релятивизм. Это - философская антитеза ригидным догмам и абсолютным истинам; таких вещей не существует, нет никакого абсолютно верного и универсального пути понимания окружающей реальности.

2. Уникальная позиция относительно человеческой природы. Конкретно: 

- Человек обладает большей свободой, чем ему, возможно, "кажется"; его жизнь не детерминирована (навеки предопределена) его детством, культурой, прошлым и т.п.

- Обладает способностью и к рациональности, и к иррациональности. Разница - быть рациональным несколько труднее :)

- Человек - это, очевидно, целостность, которая МОЖЕТ быть разделена на части; но лучшее понимание даёт целостный и интегральный подход, с как можно большего количества перспектив.

- Люди способны меняться, и даже больше - НЕПРЕМЕННО МЕНЯЮТСЯ со временем. Это факт; "эволюционируй или умри" :)

- Поведение человека гораздо больше определяется субъективными (внутренними) факторами, чем внешними.

- Люди скорее проактивны, чем реактивны. То есть, "генерируют" свою деятельность и поступки изнутри чаще, чем просто "реагируют на стимулы".

- Полностью человеческую природу познать, скорее всего, невозможно. По крайней мере - "раз и навсегда", как и всё в живой природе, человек эволюционирует безостановочно.

3. АВС-Модель в РЭПТ - отличается от подобных в "стандартной" когнитивной и/или поведенческой терапии. Базовые отличия:

- "А" в РЭПТ - это не сам факт или событие, а в большей степени суждение о нём, интерпретация данного события.

- С - Последствия, проявленные во всех модальностях (не только эмоции/действия): когнитивной, аффективной, соматической и поведенческой; важно увидеть как можно более полную картину.

- Важность ситуативного контекста для полноты анализа АВС.

4. Ригидные Верования-Представления-Убеждения (т.е. негибкие связи между единицами психики-среды) - лежат в базе всех не-органических расстройств психики.

5. Гибкость и эластичность этих связей - критерий психического здоровья.

6. Положение о том, что экстремальные верования (катастрофичные, не допускающие дистресса, обесценивающие) - являются производными от более глубоких ригидных

7. Соответственно - положение о том, что адаптивные верования (нормализующие, допускающие и принимающие) являются производными от более глубоких эластичных/гибких верований

8. ... Различает здоровые и невротические негативные эмоции. Скажем, чувство вины - невротично; сожаление - здорово. 

9. ... Даёт доступное объяснение неадекватным и искажённым суждениям ("когнитивным искажениям"); т.е. они таковы всё из-за тех же иррациональных верований.

10. Уникальная позиция насчёт достоинства и "самооценки" человека. РЭПТ пропагандирует Безусловное Самопринятие.

11. ... Различает эгоические и дистрессовые расстройства. Впрочем, они очень часто пересекаются.

12. ... Разделяет потребностно-информативную теорию эмоций. Кратко - эта теория говорит, что эмоции - это сигналы о различии в "Ожидания/Реальность".

13. ... Имеет решительный фокус на "мета-неврозе". Например, "вторичные" стыд и вина за собственный нездоровый гнев.

14. ... Предполагает, что биологический фундамент для иррациональности человека более значим, чем социо-культурное научение.

15. ... Поощряет позицию так называемого "свободного конструктивизма". То есть - даже несмотря на "инерцию" со стороны природы/культуры, человек может "против шерсти" избрать и создать систему гибких рациональных представлений и со временем утвердиться в них, действуя согласно им.

16. ... Имеет ясное и прозрачное представление о том, что составляет хорошее психическое здоровье. В фундаменте которого - гибкость, принятие и допустимость (толерантность).

17. ... Полагает ведущую роль когнитивной функции - относительно аффективной и гормональной. То есть, всегда сначала происходит когнитивная оценка/суждение - и на этом основании уже происходят эмоции и т.п. Даже гормоны - они делают более предрасположенным к "невротизации", раздражению, депрессии... Но не решают на 100%. Отдельный вопрос - осознаваемость/неосознаваемость этой когнитивной оценки.

* * *

Практические Отличия.

В практике - РЭПТ:

1. ... Полагает, что грамотные терапевтические взаимоотношения - это необходимое условие для успешной терапии, но недостаточное и само по себе не исцеляющее. РЭПТ полностью инкорпорирует Теорию Рабочего Альянса (Е. Борден).

2. ... Предлагает гибкий подход к формулированию и структурированию проблем. В РЭПТ разработана детальная система формулирования терапевтических задач - но также допускается, что возможна эффективная терапия и без этого формулирования; чаще всего, наиболее полная концептуализация происходит в течение хода терапии.

3. ... Решительный акцент на психологическом образовании клиентов терапии. В РЭПТ считается, что клиент не то что может помочь себе сам - это единственный способ, который реально работает.

4. ... Предлагает предпочтительный порядок "лечения". Порядок следующий: 1) Проблема, расстройство, беспокойство 2) Неудовлетворённость 3) Развитие.

5. ... Поддерживает максимально ранний фокус на иррациональных верованиях и их коррекции.

6. ... Предлагает не просто оспаривание иррациональных верований; но также активное и креативное создание новых, рациональных и гибких; и также "создание" путей по их укреплению и развитию.

7. Как и прочие КПТ-школы - использует эмпирическую и прагматическую аргументации в работе с убеждениями; но также - активно применяет рационально-логическую (формальная логика)

8. ... Предполагает использование вариативных техник, стилей и методов терапии (Селективный Эклектизм)

9. ... Принцип "A.S.A.P" (Как только так сразу; при первой возможности) . РЭПТ "отговаривает" от чрезмерной постепенности. Если "прогрессировать очень не спеша" - это поддерживает убеждения клиента насчёт недопустимости дискомфорта. 

10. ... Разделяет реалистичные взгляды насчёт изменений и развития. Сознательные изменения - это достаточно тяжёлая и продолжительная работа, к которой нужно подходить энергично и систематично. Также, это подразумевает, что терапевт будет максимально "агрессивным" в процессе терапии - в той степени, которая не угрожает терапевтическому альянсу.

11. ... акцентирует, что всегда, когда это возможно - следует "целиться" в изменение клиентом его фундаментальной философии жизни. Словами Эллиса - "необходим основательный философский переворот" в менталитете для самых надёжных и широких результатов.

12. ... Признаёт, что иногда клиент не может или не желает изменять свои Иррациональные Верования (по крайней мере - "здесь-и-сейчас"). В таком случае, рекомендуется некоторое "компромиссное" решение - например, изменение "младших" верований.

13. ... настаивает, чтобы терапевт внимательно разбирался с возражениям, сомнениями, предубеждениями клиента насчёт собственно РЭПТ.

14. ... Рекомендует принцип эффективности: стремиться к реальным изменениям за максимально краткое возможное время.

15. ... "Разрешает" широкое использование любых - даже иррациональных "шаманских" - техник из различных источников, если они теоретически и практически соотносятся с конечной целью РЭПТ (изменение когнитивного стиля и системы верований).



Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Оспаривание в РЭПТ: "Компендиум"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь