Формула ABC и чувства в РЭПТ. Часть 2.

Автор статьи: Иван Малафеевский

В предыдущей статье мы говорили о действительных причинах эмоциональных расстройств в иррациональных убеждениях и о том, что изменяя эти убеждения, можно изменить и чувства. В этой статье хотелось бы продолжить и уделить внимание тому, собственно, как это сделать.

 
Эмоциональная модель А-В-С

Формула ABC и чувства в РЭПТ Часть 2

Чтобы изменить убеждение, сперва его нужно выявить. Для этого А. Эллис предложил простую формулу возникновения эмоциональных реакций. A-B-C.

A   <                                                     >    B   <                                                        >   C

где:

А – активирующее событие (от англ. Activating event), то есть пусковой крючок (событие может быть как внешним, так и внутренним, например, автоматические мысли).

В – убеждение (верование, от англ. Belief), то есть вывод, к которому человек приходит попадая в ситуацию А.

С – следствие (от англ. Consequences), то есть эмоциональная (физиологическая, поведенческая) реакция.

     Примечание: само представление этой формулы в виде первых букв латинского алфавита, подчеркивает ее простоту, и говорит нам – это основа, первое, что поможет нам. Чтобы научиться читать, писать и говорить, нужно выучить алфавит. И тут, чтобы научиться контролировать свои чувства, нужно понимать причины их возникновения.

Давайте рассмотрим несколько примеров:

Пример 1.

   А - Катя разглядывает себя в зеркало и говорит себе «я выгляжу толстой»

   B – Катя делает вывод из увиденного и своих мыслей, что раз она толстая и не может похудеть, то она никчемное существо. "Какая же я безвольная слабачка и ничего не могу с этим поделать"

   С – Катя чувствует подавленность.

Пример 2.

   А – начальник вызвал Андрея к себе в кабинет и отчитал его за срыв сроков отчета, Андрей вспомнил о том, что это секретарь вовремя не напечатал отчет по его просьбе.

   B – Андрей сделал вывод, что начальник не должен был его критиковать. "Какое право он имеет отчитывать меня за ошибки других?"

   С – этот вывод вызвал у Андрея гнев по отношению к начальнику.

Пример 3.

   А – Аня ощутила боль в животе и подумала, что это может быть симптомом рака желудка.

   В – Аня пришла к выводу, что если у нее будет рак желудка, то это будет ужасно. "Ведь хуже этого быть ничего не может!"

   С – Аня испытала приступ тревоги.

 Если внимательно изучить приведенные примеры, сложно представить себе, что в ситуации Анны, когда она задумывается о раке желудка, вообще возможно почувствовать спокойствие, а не тревогу. РЭПТ и не утверждает, что негативная эмоция может быть заменена позитивной.

Бинарная модель негативных эмоций 

Тут мы подходим к основной фишке, изюминке, вишенке на торте рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса. Заключается она в делении негативных эмоций и чувств на дисфункциональные (невротические) и функциональные (здоровые), они приведены в таблице.

 

Дисфункциональные чувства

Функциональные чувства

Тревога (страх)

Обеспокоенность

Подавленность (угнетенность, депрессия)

Печаль

Вина

Сожаление (раскаяние)

Стыд

Разочарование

Боль (обида)

Горе

Гнев

Функциональная злость

Дисфункциональная (болезненная) ревность

Функциональная ревность

Дисфункциональная (черная) зависть

Функциональная (белая) зависть

 

Их ключевое различие кроется в их названиях, полезность для человека, то есть выполнение определенной функции или, наоборот блокировка функционирования, то есть дисфункция.

Рассмотрим это на примере Анны. У нас два варианта:

  1. Аня чувствует тревогу по поводу мыслей о раке.
  2. Аня чувствует обеспокоенность по тому же поводу.

Как мы знаем, тревога вызывает нервно-мышечное напряжение, нарушение концентрации внимания, блокирует продуктивную умственную деятельность. То есть она мало того, что никак не поможет Ане найти решение проблемы, так еще и может спровоцировать и другие проблемы со здоровьем.

А беспокойство, наоборот, побудит Аню записаться на прием к врачу. В этом случае беспокойство выполнит охранительную функцию, оно поможет Ане сохранить здоровье.

 Развитие формулы А-В-С

В некоторых случаях следствия (С) одной ситуации могут становиться активирующим событием (А) другой и запускать новую цепочку дисфункциональных чувств. Классических примером является синдром панических атак:

   А1 – Павел почувствовал покалывание в области сердца и подумал, что это может быть сердечный приступ.

   В1 – Павел пришел к выводу, что если у него случиться инфаркт, то это будет ужасно. "Что может быть хуже этого?"

   С1 – Павел почувствовал сильный приступ тревоги (испытал паническую атаку).

Далее С1 может трансформироваться в А2 вот таким образом:

   А2 – Павел помнит о приступе тревоги и думает о том, что это может произойти еще раз.

   В2 – Он приходит к выводу, что раз у него случился приступ паники и он не смог с ним справиться, значит он – слабое, никчемное существо. "Я слабак, раз не могу контролировать свои эмоции."

   С2 – Павел испытывает депрессию и тревогу.

Итак, если бы Павел использовал другое убеждение, например, такое: «у меня случился приступ паники и я не смог с ним справиться, это ни в коем случае не значит, что я слабак», он бы не испытывал опустошающую подавленность и тревогу и был бы способен понять, что покалывание в области сердца не обязательно означает инфарктное состояние.

   

Подведем итог, формула A-B-C ключевой момент в выявлении иррациональных убеждений и связанных с ними негативных дисфункциональных переживаний. Некоторые негативные чувства и эмоции не требуют изменения, так как служат какой-то цели, исполняют определенную функцию.

 Предлагаю в комментариях обсудить следующий вопрос. Чем полезны и какие функции выполняют обеспокоенность, злость, ревность, разочарование, сожаление и т.д.?

 В следующей статье расширим формулу А-В-С до вида А-В-С-D-EF, что позволит не только выявлять, но и изменять иррациональные убеждения, а соответственно и дисфункциональные чувства.



Просмотров: 484
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Что может спровоцировать приступ панической атаки?
  • Что это значит "прожить чувства"?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Быть "живой". Что это значит?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • «Я никогда не думала, что это может случиться со мной»
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Секреты анального секса. Насколько это приемлемо, и что за этим может стоять?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Что может терапии помочь, а что может ей помешать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь