Проработка проблем в РЭПТ - формула ABCDEF

Автор статьи: Иван Малафеевский

В предыдущей статье я описывал особенности понимания эмоций, представлял их деление на функциональные и дисфункциональные, а также приводил примеры того, как иррациональные убеждения влияют на сферу наших чувств и поведения.

В продолжении хотелось бы, наконец, перейти к описанию того, как же все таки работать с иррациональными убеждениями. Но прежде чем с ними работать, необходимо их выявить. Как мы помним, они звучат по-разному у каждого отдельно взятого человека. То есть они крайне индивидуальны, и универсального ответа эта статья не даст. Однако она, возможно, даст Вам инструмент для самостоятельно выявления исключительно Ваших иррациональных убеждений (Иу).

Проработка проблем в РЭПТ  формула ABCDEF


Формула ABCDEF

Начнем. Перед тем, как перейти к выявлению убеждений, стоит отметить, что они (убеждения) не любят абстрактности. При работе с ними нужна максимальная конкретность. Что это значит? А то, что мы прибегнем к помощи формулы ABC, но для этого нам необходимо сперва расширить ее до вида ABCDEF, где, напомню,

А – активирующее событие (от англ. Activating event), то есть пусковой крючок.

В – убеждение (верование, от англ. Belief), то есть вывод, к которому человек приходит попадая в ситуацию А.

С – следствие (от англ. Consequences), то есть эмоциональная (физиологическая, поведенческая) реакция.

и следовательно,

D - диспут, оспаривание (от англ. Disputing), то есть конструктивный пересмотр иррационального убеждения B.

EF- новая эффективная философия (от англ. EFfective), то есть процесс построения новых рациональных убеждений и их планомерное встраивание в собственное не только мышление, но и поведение.

Выявление убеждений 

Сперва пару слов о том, как выявить убеждение.

Обычно я спрашиваю своих клиентов, "что беспокоит Вас больше всего?", "с чем бы Вы хотели разобраться в первую очередь?" Тут я уточняю, что можно вспомнить конкретные ситуации, которые вызывают тревогу, вину, стыд, злость и т.д. Но бывает и такое, что человека "преследует" смутное тревожное ощущение постоянно. Тогда я спрашиваю "по поводу чего Вы тревожитесь?" Обычно ответы на эти вопросы выявляют A - активирующие события, в реальных внешних ситуациях или в мыслях, воспоминания. Да, воспоминания тоже могут быть активирующим событием. Затем надо уточнить, какие именно элементы события вызывают определенную эмоциональную и поведенческую реакцию - С. Иногда все лежит на поверхности, но бывают случаи, где без посторонней помощи разобраться крайне сложно.

Итак. После того как определены А и С можно переходить к выявлению B - иррационального убеждения, через призму которого А воспринимается так, что возникает С. Сделать это можно задав себе несколько вопросов. Самый распространенный: "Если А произойдет, что это будет значить для меня?" Или в контексте воспоминаний: "Если А произошло, что это значит для меня?" Этот вопрос нужно задавать себе до тех пор пока не доберетесь до одного из четырех видов иррациональных убеждений. Напомню, как они звучат можно узнать тут. Есть еще несколько способов выявления, но они достаточно специфичны, поэтому останавливаться на них не будем.

Приведу пример: 

Парень 21 года однажды попал в серьезное ДТП, после чего несколько недель провел в больнице. Теперь он боится садиться за руль, больше всего его страшит, что он снова попадет в ДТП. Это очень мешает ему, потому что работает он далеко от дома, и ему приходиться менять несколько видов транспорта и тратить очень много времени, чтобы до нее добраться. А также он не может помочь своим родителям, когда они просят его, чего очень стыдится.

Мы анализируем эту ситуацию по формуле A-B-C и получается: 

А - мысли о том, что он вновь может попасть в ДТП

B - ?

С - тревога и избегающее поведение

Далее я задаю ему вопрос "давай на минутку предположим, что ты сел все таки за руль и попал в ДТП, хотя как мы выяснили ранее - вероятность серьезной аварии с учетом твоего острожного стиля вождения и низкой скорости из-за огромных пробок крайне мала. Что бы это для тебя значило?"

*Тут он достаточно сильно напрягся, начал кусать губы, часто и с силой выдыхать - тревога усилилась* 

Он ответил: "нуууу, это бы значило, что я могу снова разбить машину и покалечиться"
Я продолжил: "Предположим, что так и случилось. Ты сел за руль, попал в ДТП, машина восстановлению не подлежит, а ты оказался в больнице с серьезным переломом. Что это будет значить для тебя?"

Он, наконец, "сдался" и сказал: "ну это же будет ужасно!!!", после чего сделал самый длительный и тяжелый выдох.

Вот оно - иррациональное убеждение B - ужасно, если я снова попаду в ДТП

Особенности "проработки" убеждений (D)

Далее мы переходим к D - диспутированию. На сессии оно ведется консультантом путем задавания сократических вопросов, побуждающих клиента к самостоятельному размышлению, которое приводит к осознанию ложности Иу.

Также отметим, что диспутирование бывает разное: когнитивное, эмотивное и поведенческое. Далее в паре слов о каждом:

Когнитивное - мысленное оспаривание вербальной конструкции Иу. Как правило, после успешного когнитивного диспута интенсивность эмоций и чувств С значительно уменьшается - тревога снижается, злиться и обижаться уже сложнее и т.п.

Эмотивное - оспаривание в воображении, заключается в представлении худших возможных сценариев А, использовании новых рациональных идей и наблюдение за изменением своего эмоционального состояния.

Поведенческое - новый уровень, сознательная встреча с ситуациями, которые вызывали С и использование новых стратегий мышления уже в реальной жизни.

Это три разных уровня, как правило, используются последовательно. То есть не проведя когнитивного диспута вряд ли получится эмотивный. И также, не подготовив себя в воображении сомнительно, что получится сразу приступить к абордажу своих страхов в реальности.

Сейчас остановимся на первой ступени - когнитивном диспуте. Если Вы делаете это самостоятельно без помощи консультанта, то лучше делать это на бумаге, а также проговаривать в слух.

Он заключается в проверке убеждений с трех позиций:

а) реальности - существуют ли факты реальности, опровергающие Иу?

б) логики - правомерны ли причинно-следственные связи в Иу?

в) пользы - помогает ли данное Иу достигать моих текущих и жизненных целей?

Вернемся к примеру со страхом вождения:

Иу - ужасно, если я снова попаду в ДТП. Это убеждение неверно, потому что:

а) ДТП происходят каждый день, вон Вася недавно попал, и при этом мир до сих пор не рухнул, катастрофы не случилось. 

б) Из того, что ДТП - это безусловно неприятное событие, а его последствия могут быть действительно плохими, не следует, что это будет ужасно. Плохо не значит ужасно. 

в) Это убеждение вызывает сковывающую тревогу и заставляет избегать вождения, что никак не помогает комфортно добираться до работы и не чувствовать стыд перед родителями.

Новая рациональная философия (EF)

После качественного когнитивного диспута мы переходим к последнему "слагаемому" формулы ABCDEF, а именно EF - эффективной философии. Тут я помогаю клиенту сформулировать новое рациональное убеждение взамен старому иррациональному, а читателю придется делать это самому используя вот эту статью. В противном случае Иу в скором времени вернется за отсутствием здоровой альтернативы.

Это достаточно просто. Снова обратимся к примеру с боязнью вождения.

Так как мы доказали, что попадание в ДТП не будет ужасным, то имеет смысл это отразить в новом рациональном убеждении (Ру):

"Если я вдруг попаду в ДТП, вероятность чего крайне мала, то это будет плохо, возможно очень плохо, но никак не ужасно."

Обычно после такого диспута и замены убеждения рациональным происходит выраженное изменение в эмоциональном состоянии, относительно обсуждаемой ситуации. Однако, на этом останавливаться не стоит, потому что если работу не закончить, то вполне возможно, что страх (злость, обида и т.д.) вернется.

Дальше ведется работа по интегрированию (встраиванию) этого нового Ру в систему убеждений, сначала с помощью эмотивных упражнений, а затем и в поведенческих экспериментах. Но об этом в другой раз :)

Спасибо за внимание!

P.S. Приведенные примеры - это компиляция личного опыта, реальных терапевтических случаев и богатого воображения. Так что все совпадения - это просто совпадения.

Вопросы, пожелания и дополнения приветствуются в комментариях.



Просмотров: 612
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Убеждение "должен". О том, как научиться снова самому вершить свою жизнь.
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Ограничения. "Стеклянный потолок" иррациональных убеждений.
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разбор "Пакета" Вредных Убеждений Насчёт Мотивации (+здоровые альтернативы!)
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь