Терапевтический Альянс в РЭПТ: Ключевые Особенности

Автор статьи: Макс Ильин

Вопрос терапевтических отношений (и, соответственно - альянса, то есть союза клиента и терапевта в работе) актуален в любой терапии; но далеко не все удосуживаются разработать детальную и прозрачную систему его объяснения, формирования и поддержания. В РЭПТ - такая системная модель есть, и сейчас я её опишу.

Прежде всего - стоит упомянуть о том, что выделяются как бы 2 основных ингредиента в этом альянсе: мы их можем называеть "Рабочий Контакт" и "Рабочий Контракт". Начнём с первого.

"Контакт".

Как можно понять - речь о компоненте межличностных отношений, основные "грани" которых описываются через 3 широко известных понятия: Уважение, Понимание и Доверие (все - с приставкой "Взаимо-"). Это - именно характер отношений между двумя личностями, создаваемый с помощью соответствующих установок и поведения каждого из участников.

В этом плане - пресловутые "ядерные условия" психотерапии, впервые сформулированные К. Роджерсом, согласуются с указанной моделью таким образом:

1) Уважение - создаётся Безусловным Принятием Личности. Уважение можно также определить как "хорошие границы контакта", например, пользуясь терминологией гештальт-терапии; но это тоже абстракция и много не проясняет. 

Установки безусловного принятия, и создающие уважение, заключаются в следующих убеждениях:

- Личность - не равна своим частным компонентами и поступкам, и не может быть никогда оценена глобально, однозначно и "статично"; соответственно, мы можем давать ограниченную локальную оценку каким-либо характеристикам клиента в определённом контексте (как и он сам) - но не забывая о том, что это никакое не "абсолютное Я", а просто одно из проявлений комплексной, динамичной и пластичной природы человека.

- Кроме этого - основа уважения в понимании и признании чужой субъектности, даже точнее "суверенности"; это постоянное сознание, признание и поддержка свободной воли другого, его полной автономности в принятии различных решений. Именно эта "идеологическая" установка - в отношении самого себя приводит к стабильному самоуважению, и аналогично - в отношении других к уважению их; как раз на этой основе мы можем делать утверждение о том, что "уважение = самоуважение".

2) Понимание - достигается с помощью эмпатии. РЭПТ, помимо прочих своих уникальных достижений - выделяется тем, что определяёт эмпатию не только "эмоциональную", но и "когнитивную". Проще говоря - мы выражаем не только "сочувствие" эмоциональным переживаниям и чувствами человека, но и "сомыслие" - понимание и признание ("валидизация", в терминах диалектико-поведенческой терапии М. Линехан) его идей, выводов, убеждений и установок (которые за этими чувствами стоят).

Полагается, что такая "двухствольная" эмпатия - позволяет клиенту пережить гораздо более глубокий терапевтический опыт, нежели только постоянное выражение сочувствия и сопереживания эмоциям.

Кстати, насчёт этой темы - также известно, что РЭПТ рекомендует очень аккуратно подходить к вопросу "теплоты" и постоянного сочувствия в отношении клиента. Дело в том, что многие клиенты в начале - приходят с философией "нужды в одобрении" и скрытым запросом на эмоциональную опеку; пресловутая "теплота", будучи чрезмерной - может эти нездоровые ожидания подкрепить и усилить.

А, как можно понять - РЭПТ-специалисту это нафиг не нужно; ведь одна из конечных задач терапии - избавить клиента от этого невротического поиска "мамы/папы" в окружающих, и развить у него способности к само-опеке и само-управлению. 

Что, конечно, совсем не означает того, что с клиентом нужно быть "холодным" и грубым (как уже успели решить обладатели одной извилины). Если есть возможность пронаблюдать настоящие сеансы основателя РЭПТ, А. Эллиса (настоящие - не популярное полу-постановочное видео с "Глорией", но записи его работы с действительными клиентами, доступные в основном платно в Институте А. Эллиса) - то невооружённым взглядом можно отследить: несмотря на свои известные "возмутительные манеры" (матерная ругань, грязные шутки и т.д.) - Эллис в действительности был мужчиной весьма вежливым, внимательным и тактичным в общении со своими клиентами; и последующие их опросы об этом также свидетельствуют.
Что характерно - хотя по пункту "Теплота", как и ожидалось, Эллис редко набирал много положительных откликов, но очень многие отмечали дополнительно его "Жар" (Heat) - т.е. энергичную сфокусированность на клиенте и "страстность" в допросе и опровержении иррациональных идей.
К чему это - в данном случае (если исключить матершину и т.п., хотя это по вкусу) "перво-основатель" школы психотерапии может служить отличным же прототипом для моделирования поведения у своих последователей (что не всегда можно сказать, к сожалению).

Кроме самой эмпатии - дополнительно хотелось бы указать такой фактор, как "Общий Язык"; причём в его буквальном значении - это подразумевает разработку и соглашение о точном значении использумых в рабочем общении терминов.

В особенности это требуется при работе с эмоциями - индо-европейские языки на соответствующие слова не сказать что бедные, но довольно туманные и неспецифичные. Например, слова "гнев" и "ярость" - чаще рассматриваются как просто разные уровни интенсивности этого эмоционального отклика; тогда как в РЭПТ признаётся качественное, а не только лишь "количественное", различие между здоровым и нездоровым гневом.

3) Доверие - формируется на основе Искренности. Но не только - просто если будем ориентироваться на оригинальный список Роджерса, то здесь у нас будет "Genuinenness" (Подлинность, Искренность). И да - это важный фактор, в бытовой речи называемый "быть собой"/"комфорт в собственной шкуре" и так далее.

Cтоит отметить, что также на это доверие влияет и такая характеристика, как "Связи" (Bonds), выделенная Э. Бордином в его модели рабочего альянса. Объясняются эти связи как различные факторы, объединяющие двух персон - ну например, подход к работе (формальный/неформальный), характер чувства юмора, даже иногда этническое происхождение и другие "дискриминанты".

В подходе РЭПТ - "руководство по искренности" может быть представлено так:

- Не стоит строить из себя "эксперта по всему вообще"; естественно, для этого нужно знать и иметь в виду ясные границы своей компетентности;

- Стоит - "практиковать, что проповедуешь" (practice what you preach);

- На вопросы клиента, не относящиеся к работе - следует всё же отвечать, прямо и кратко по делу; если вопрос неудобный/неуместный - то отказаться отвечать на этом основании, столь же прямо и без "чувства вины", разумеется.

- Касательно "само-раскрытия" (self-disclosure) - если клиенту может быть полезно и интересно, то стоит это выяснить и затем делиться своим опытом. Если же просто захотелось поболтать о себе, независимо от терапевтической ценности этого - то пошёл вон из профессии стоит воздержаться.

Одна из мощнейших интервенций, в каком-то смысле пришедшая из психоанализа - "анализ переноса"; но, естественно, в АВС-модели РЭПТ - так мы можем исследовать здоровые и нездоровые реакции как клиента, так и себя (терапевта) в "здесь-и-сейчас", для пущей иллюстрации принципов, которым обучаем обратившегося за помощью.
Помимо такой прямой, дидактической значимости - это вмешательство имеет и ценность в плане той самой подлинности; не просто ты указываешь клиенту "меня бесят Ваши действия" - но и на собственном примере демонстрируешь, почему это случилось, что к этому привело и как с этим можно работать.

"Контракт".

Контракт здесь - необязательно в каком-либо формальном смысле; имеется в виду достижение консенсуса (взаимного согласия) по таким критическим моментам работы, как:

- Проблемы. Естественно, если клиент приходит на консультацию - то скорее всего, у него есть проблемы, которые он может как-то определить и готов их решать. Однако, у специалиста может быть достаточно отличный взгляд на то - в чём этих проблем причина, какова их "природа" и что они вообще из себя представляют. Достижение соглашения по этим вопросам - ключевой пункт для начала любой работы: если клиент не признаёт, что у него есть проблема, и не какая-то, а психологического характера, которую он готов решать сейчас, с тобой и предлагаемыми тобой методами - никакой терапии быть не может.

- Цели. Тоже закономерно - когда клиент хочет одного, терапевт - другого, то в лучшем случае имеем сценарий "Лебедь-Рак-Щука" из знаменитой басни. Основной критерий этих целей - они разумны и достижимы; и даже специалист знает, с помощью чего именно (это следующий компонент).

- Решения/Задачи. Если перед этим был "стратегический консенсус" - то здесь больше речь о "тактическом"; что и как необходимо делать, чтобы проблемная ситуация оказались ближе к целевой, желанному и сформулированному вами исходу.

Понятно, что здесь основная инициатива - на терапевте: именно он, в хорошем смысле, должен предложить план-курс действий, качественно презентовать все необходимые задачи (техники, упражнения, испытания) и развеять все возможные у клиента сомнения, возражения и отговорки на их счёт. Либо же, конечно - подобрать достойные альтернативы, если клиент совсем уж ни в какую не готов на некоторые отдельные шаги.

Пока что, пожалуй, достаточно - но можно ожидать развития темы, спасибо за внимание.



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь