|
Терапевтический Альянс в РЭПТ: Ключевые ОсобенностиАвтор статьи: Макс Ильин
Вопрос терапевтических отношений (и, соответственно - альянса, то есть союза клиента и терапевта в работе) актуален в любой терапии; но далеко не все удосуживаются разработать детальную и прозрачную систему его объяснения, формирования и поддержания. В РЭПТ - такая системная модель есть, и сейчас я её опишу. Прежде всего - стоит упомянуть о том, что выделяются как бы 2 основных ингредиента в этом альянсе: мы их можем называеть "Рабочий Контакт" и "Рабочий Контракт". Начнём с первого. "Контакт". Как можно понять - речь о компоненте межличностных отношений, основные "грани" которых описываются через 3 широко известных понятия: Уважение, Понимание и Доверие (все - с приставкой "Взаимо-"). Это - именно характер отношений между двумя личностями, создаваемый с помощью соответствующих установок и поведения каждого из участников. В этом плане - пресловутые "ядерные условия" психотерапии, впервые сформулированные К. Роджерсом, согласуются с указанной моделью таким образом: 1) Уважение - создаётся Безусловным Принятием Личности. Уважение можно также определить как "хорошие границы контакта", например, пользуясь терминологией гештальт-терапии; но это тоже абстракция и много не проясняет. Установки безусловного принятия, и создающие уважение, заключаются в следующих убеждениях: - Личность - не равна своим частным компонентами и поступкам, и не может быть никогда оценена глобально, однозначно и "статично"; соответственно, мы можем давать ограниченную локальную оценку каким-либо характеристикам клиента в определённом контексте (как и он сам) - но не забывая о том, что это никакое не "абсолютное Я", а просто одно из проявлений комплексной, динамичной и пластичной природы человека. - Кроме этого - основа уважения в понимании и признании чужой субъектности, даже точнее "суверенности"; это постоянное сознание, признание и поддержка свободной воли другого, его полной автономности в принятии различных решений. Именно эта "идеологическая" установка - в отношении самого себя приводит к стабильному самоуважению, и аналогично - в отношении других к уважению их; как раз на этой основе мы можем делать утверждение о том, что "уважение = самоуважение". 2) Понимание - достигается с помощью эмпатии. РЭПТ, помимо прочих своих уникальных достижений - выделяется тем, что определяёт эмпатию не только "эмоциональную", но и "когнитивную". Проще говоря - мы выражаем не только "сочувствие" эмоциональным переживаниям и чувствами человека, но и "сомыслие" - понимание и признание ("валидизация", в терминах диалектико-поведенческой терапии М. Линехан) его идей, выводов, убеждений и установок (которые за этими чувствами стоят). Полагается, что такая "двухствольная" эмпатия - позволяет клиенту пережить гораздо более глубокий терапевтический опыт, нежели только постоянное выражение сочувствия и сопереживания эмоциям. Кстати, насчёт этой темы - также известно, что РЭПТ рекомендует очень аккуратно подходить к вопросу "теплоты" и постоянного сочувствия в отношении клиента. Дело в том, что многие клиенты в начале - приходят с философией "нужды в одобрении" и скрытым запросом на эмоциональную опеку; пресловутая "теплота", будучи чрезмерной - может эти нездоровые ожидания подкрепить и усилить. А, как можно понять - РЭПТ-специалисту это нафиг не нужно; ведь одна из конечных задач терапии - избавить клиента от этого невротического поиска "мамы/папы" в окружающих, и развить у него способности к само-опеке и само-управлению. Что, конечно, совсем не означает того, что с клиентом нужно быть "холодным" и грубым Что характерно - хотя по пункту "Теплота", как и ожидалось, Эллис редко набирал много положительных откликов, но очень многие отмечали дополнительно его "Жар" (Heat) - т.е. энергичную сфокусированность на клиенте и "страстность" в допросе и опровержении иррациональных идей. К чему это - в данном случае (если исключить матершину и т.п., хотя это по вкусу) "перво-основатель" школы психотерапии может служить отличным же прототипом для моделирования поведения у своих последователей (что не всегда можно сказать, к сожалению). Кроме самой эмпатии - дополнительно хотелось бы указать такой фактор, как "Общий Язык"; причём в его буквальном значении - это подразумевает разработку и соглашение о точном значении использумых в рабочем общении терминов. В особенности это требуется при работе с эмоциями - индо-европейские языки на соответствующие слова не сказать что бедные, но довольно туманные и неспецифичные. Например, слова "гнев" и "ярость" - чаще рассматриваются как просто разные уровни интенсивности этого эмоционального отклика; тогда как в РЭПТ признаётся качественное, а не только лишь "количественное", различие между здоровым и нездоровым гневом. 3) Доверие - формируется на основе Искренности. Но не только - просто если будем ориентироваться на оригинальный список Роджерса, то здесь у нас будет "Genuinenness" (Подлинность, Искренность). И да - это важный фактор, в бытовой речи называемый "быть собой"/"комфорт в собственной шкуре" и так далее. Cтоит отметить, что также на это доверие влияет и такая характеристика, как "Связи" (Bonds), выделенная Э. Бордином в его модели рабочего альянса. Объясняются эти связи как различные факторы, объединяющие двух персон - ну например, подход к работе (формальный/неформальный), характер чувства юмора, даже иногда этническое происхождение и другие "дискриминанты". В подходе РЭПТ - "руководство по искренности" может быть представлено так: - Не стоит строить из себя "эксперта по всему вообще"; естественно, для этого нужно знать и иметь в виду ясные границы своей компетентности; - Стоит - "практиковать, что проповедуешь" (practice what you preach); - На вопросы клиента, не относящиеся к работе - следует всё же отвечать, прямо и кратко по делу; если вопрос неудобный/неуместный - то отказаться отвечать на этом основании, столь же прямо и без "чувства вины", разумеется. - Касательно "само-раскрытия" (self-disclosure) - если клиенту может быть полезно и интересно, то стоит это выяснить и затем делиться своим опытом. Если же просто захотелось поболтать о себе, независимо от терапевтической ценности этого - то Одна из мощнейших интервенций, в каком-то смысле пришедшая из психоанализа - "анализ переноса"; но, естественно, в АВС-модели РЭПТ - так мы можем исследовать здоровые и нездоровые реакции как клиента, так и себя (терапевта) в "здесь-и-сейчас", для пущей иллюстрации принципов, которым обучаем обратившегося за помощью. Помимо такой прямой, дидактической значимости - это вмешательство имеет и ценность в плане той самой подлинности; не просто ты указываешь клиенту "меня бесят Ваши действия" - но и на собственном примере демонстрируешь, почему это случилось, что к этому привело и как с этим можно работать. "Контракт". Контракт здесь - необязательно в каком-либо формальном смысле; имеется в виду достижение консенсуса (взаимного согласия) по таким критическим моментам работы, как: - Проблемы. Естественно, если клиент приходит на консультацию - то скорее всего, у него есть проблемы, которые он может как-то определить и готов их решать. Однако, у специалиста может быть достаточно отличный взгляд на то - в чём этих проблем причина, какова их "природа" и что они вообще из себя представляют. Достижение соглашения по этим вопросам - ключевой пункт для начала любой работы: если клиент не признаёт, что у него есть проблема, и не какая-то, а психологического характера, которую он готов решать сейчас, с тобой и предлагаемыми тобой методами - никакой терапии быть не может. - Цели. Тоже закономерно - когда клиент хочет одного, терапевт - другого, то в лучшем случае имеем сценарий "Лебедь-Рак-Щука" из знаменитой басни. Основной критерий этих целей - они разумны и достижимы; и даже специалист знает, с помощью чего именно (это следующий компонент). - Решения/Задачи. Если перед этим был "стратегический консенсус" - то здесь больше речь о "тактическом"; что и как необходимо делать, чтобы проблемная ситуация оказались ближе к целевой, желанному и сформулированному вами исходу. Понятно, что здесь основная инициатива - на терапевте: именно он, в хорошем смысле, должен предложить план-курс действий, качественно презентовать все необходимые задачи (техники, упражнения, испытания) и развеять все возможные у клиента сомнения, возражения и отговорки на их счёт. Либо же, конечно - подобрать достойные альтернативы, если клиент совсем уж ни в какую не готов на некоторые отдельные шаги. Пока что, пожалуй, достаточно - но можно ожидать развития темы, спасибо за внимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|