|
Памятка для ребенка по рационально-эмоционально- поведенческой терапииАвтор статьи: Фролов Дмитрий Игоревич
[/url] Чувства это то, что можно назвать одним словом: тревога, тоска, гнев, ревность, зависть, обида. Они могут быть полезными, если помогают чувствовать себя хорошо и решать проблемы, а могут быть мешающими, если не решают проблему, долго длятся и слишком сильные. Например, обида на друга может мешать поговорить с ним и что-то сделать, чтобы помириться или принять спокойно решение не общаться. Поведение может быть тоже полезным и мешающим. Драться не всегда бывает полезно, например. Чувства и поведение зависят от того, что ты думаешь. Мешающие чувства и поведение вызваны неправильными мыслями, а полезные чувства и поведение вызваны правильными мыслями. В основном все неправильные мысли такие: 1) Я должен быть каким-то (« я всегда должен быть самым сильным и умным», например). Или что-то кто-то должен быть каким-то («мама никогда не должна кричать»). Или мир должен быть каким-то («Друзья не должны шутить обидно никогда»). Правильнее думать, что «мне не нравится, что мама кричит, но это не значит, что не должна кричать», «Я хочу быть сильным и умным, но это не значит, что я всегда должен быть таким» 2) есть что-то ужасное, что ничего хуже быть не может. Например, что если тебя оставят на второй год, то это самое ужасное в твоей жизни. Правильнее думать, что «Это плохо, но не самое плохое, что может быть в жизни» 3) есть что-то, что ты не сможешь пережить. Например, «если меня будут обзывать, то я не смогу с этим жить». На самом деле в жизни нет ничего, что нельзя вынести или пережить. Есть много чего неприятного и сложного, но все это можно пережить. 4) если что-то не так с тобой, то ты вообще плохой. Или кто-то что-то не так сделал, то он вообще плохой. Например, «если я получил двойку, то я двоечник». На самом деле двойка это всего лишь двойка. Не может быть такого, чтобы кто-то всегда всю жизнь получал одни двойки. Правильнее думать: «Я получил двойку. Это не значит, что я двоечник. Просто я не выучил или забыл что-то». Если думать правильно, то будешь меньше расстраиваться и быстрее справляться со всеми делами. Чтобы понять правильная мысль или нет, нужно ее оценит: 1)могу я доказать, что она верная? 2) она помогает мне сохранить жизнь и здоровье или жить лучше? 3)она помогает мне получать то, чего я хочу? 4) она помогает мне избегать ненужных конфликтов? 5) она помогает мне переживать чувства, которые мне нравятся? Если только на два вопроса или меньше есть ответ «да», то мысль неправильная. Например, «мама не должна ругаться» 1) я не могу доказать, что это верно, потому что она свободный человек и делает, как считает нужным или как у нее получается. Все родители хотя бы иногда ругаются. Моя мама такой же человек, как и другие. 2)от того, что я так думаю, я только расстраиваюсь и злюсь на нее. Это не помогает мне жить лучше. 3)от того, что я так думаю, мама не перестанет ругаться. Так что эта мысль не помогает мне получить того, чего я хочу. 4) эта мысль не помогает мне перестать конфликтовать с мамой. Потому что пока я так думаю, я не могу с ней договориться спокойно. 5) эта мысль не помогает мне чувствовать себя спокойно. Правильная мысль: «Я хочу, чтобы мама не ругалась. Мне не нравится, что она ругается».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|